В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Портнова: Защитить интересы детей Назад
Татьяна Портнова: Защитить интересы детей

Наступивший 2008 год объявлен "Годом семьи". Мы хотим, чтобы в столице дети росли в благополучных семьях, чтобы они были крепкими и здоровыми, получали хорошее воспитание и образование. Но, к нашему глубокому сожалению, сегодня в Москве тысячи детей-сирот воспитываются в детских домах, домах ребенка, интернатах. Что нужно сделать, чтобы они обрели семьи, почувствовали тепло домашнего очага, а не жили в холодной казенной обстановке? Здесь многое зависит от местных органов самоуправления, которым с этого года переданы отдельные полномочия города Москвы в сфере опеки и попечительства.
Сегодня наш собеседник - председатель Комиссии Мосгордумы по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяна Портнова




- Татьяна Арториджевна, давайте начнем нашу беседу с определения понятий. Что же все-таки стоит за словами "опека и попечительство"?

- Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, а также над гражданами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства (п. 1 ст. 32 ГК). Сущность опеки состоит в том, что вместо ребенка, не достигшего 14 лет, либо вместо лица, признанного судом недееспособным, все права и обязанности осуществляет специально назначенное лицо - опекун. Опекуны являются представителями подопечных в силу закона и полностью заменяют подопечных в имущественных отношениях. Опекуны совершают от имени подопечных и в их интересах все необходимые сделки, они выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах.

Попечительство устанавливается над двумя категориями граждан: несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 и совершеннолетними лицами, ограниченными судом в дееспособности из-за злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. В первом случае основанием для попечительства служит возрастной критерий. В отличие от опеки попечительство над несовершеннолетними касается главным образом имущественной стороны их отношений с попечителем. При назначении опекунов и попечителей учитывается, что им оказывается большое доверие - наиболее полно обеспечить интересы и благополучие подопечных, их здоровое воспитание. В целях наиболее полного учета интересов подопечных закон устанавливает ряд общих требований к опекунам и попечителям. В первую очередь должны приниматься во внимание их нравственные и личные качества. Они должны быть способны к определенному самоограничению ради принимаемого под опеку или попечительство юного гражданина, гарантировать его социальную защиту.

При назначении опекуна и попечителя учитываются отношения между ним и лицом, нуждающимся в опеке и попечительстве, а если это возможно, то и желание подопечного. Опекунами и попечителями назначаются, как правило, лица, близкие подопечному, главным образом родственники. При их отсутствии опекун (попечитель) назначается по выбору органов опеки и попечительства.

Опекуном или попечителем гражданин может быть назначен только с его согласия, т.е. эти отношения основаны на принципе добровольности.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, а также лица, которые по состоянию здоровья не могут исполнять обязанности по воспитанию ребенка и т.д.

Следует отметить: жизненная практика свидетельствует о высокой эффективности семейного устройства детей, нуждающихся в воспитании и социальной защите. Семейные взаимоотношения дают им возможность почувствовать теплоту домашнего очага, приобрести новый психологический, социальный опыт общения со сверстниками и взрослыми, воспитываться и всесторонне развиваться в нормальной социальной среде.

- В конце декабря минувшего года Мосгордума приняла Закон города Москвы "О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиями города Москвы в сфере опеки и попечительства". Зачем понадобился этот закон, и какие конкретно полномочия будут передаваться органам муниципального самоуправления?

- Напомню, что опекой и попечительством органы местного самоуправления начали заниматься с 1994 года - это было их основное собственное полномочие. Сегодня у них уже накоплен серьезный опыт работы: сформированы кадры, имеется информационная база о детях, оставшихся без попечения родителей; установлен механизм взаимодействия различных органов и учреждений по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, налажены контакты с органами системы профилактики и социальной защиты. Вместе с тем, были в их работе и отрицательные моменты, о чем, в частности, свидетельствуют обращения к Уполномоченному по правам ребенка, поэтому федеральный законодатель определил эти полномочия государственными. Принятый закон передает на неограниченный срок данные государственные полномочия на местный уровень власти - таким образом, муниципалитеты продолжат заниматься опекой и попечительством, но уже за счет финансирования из Городского бюджета и под государственным контролем.

Всего в перечне содержится 30 отдельных полномочий города в сфере опеки и попечительства, которыми наделяются органы местного самоуправления. К ним отнесены: защита прав и интересов детей в случаях смерти родителей; лишение родительских прав; признание родителей недееспособными; болезни родителей или их долгое отсутствие; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений, а также в других случаях отсутствия родительского попечения. В перечень включены также полномочия по выявлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; избрание формы устройства детей, оставшихся без родительского попечения; подбор лиц, желающих принять ребенка под опеку или попечительство, в приемную семью, на патронатное воспитание; дача согласия на установление отцовства, на изменение фамилии и имени несовершеннолетнего; установление попечительства в форме патронажа над совершеннолетними дееспособными лицами, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права, исполнять установленные законом обязанности; принятие решения о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе, в психоневрологические дома-интернаты на государственное обеспечение, а также защита имущественных прав и интересов указанных лиц.

- Записано ли в законе, как будут решаться вопросы финансового и кадрового обеспечения новых полномочий?

- Да, в законе записано, что финансовые средства на осуществление дополнительных полномочий будут предоставляться муниципалитетам в виде субвенций, выделяемых бюджетам муниципальных образований из городского бюджета. При этом органы местного самоуправления могут использовать на эти цели дополнительно собственные средства. Новый закон предлагает установить нормативы по штатам сотрудников, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, из расчета один специалист на 2000 детей, но не менее трех работников на орган местного самоуправления. Предусмотрена дополнительная численность сотрудников для работы с детьми, нуждающимися в опеке, из расчета один работник на 100 человек. В штате сотрудников муниципального органа по опеке и попечительству предусмотрен также один человек для работы с совершеннолетними лицами.

В настоящее время численность специалистов органов опеки и попечительства составляет: один специалист по охране детей на 5000 детей, проживающих на территории данного муниципального образования, но не менее трех на один орган опеки и попечительства, и один специалист по охране прав совершеннолетних лиц. При подготовке законопроекта были учтены рекомендации Министерства образования и науки Российской Федерации, предусматривающие увеличение норматива по штатам сотрудников. В настоящее время эту деятельность осуществляют 568 человек, по предварительным расчетам их станет 1098. ,В связи с увеличением норматива по штатам потребуются дополнительные финансы. Общие расходы бюджета города на определенные законопроектом цели составят более 713 млн. рублей.

- Кто и как осуществляет контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы?

- В законе прямо записано, что государственный контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы осуществляют: Контрольно-счетная палата Москвы, уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере финансов - за целевым использованием финансовых средств; уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере семейной и молодежной политики - в отношении несовершеннолетних; уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере социальной защиты населения - в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности; уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в сфере здравоохранения - в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами. Органы исполнительной власти города Москвы в пределах своей компетенции вправе издавать обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных полномочий города Москвы и осуществлять контроль за их исполнением.

Контроль за деятельностью муниципалитетов осуществляется в основном в форме ревизий и комплексных проверок, а также в других формах, предусмотренных законом.

Виктор Башкин
Московская правда-Петровка,22, 31 января 2008 г.

Док. 451848
Перв. публик.: 31.01.08
Последн. ред.: 10.06.08
Число обращений: 218

  • Портнова Татьяна Арториджевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``