Павел Хорошилов: Я бы попросил ее сразу не возмущаться, а призвал бы к энергичной умственной работеНазад
Павел Хорошилов: Я бы попросил ее сразу не возмущаться, а призвал бы к энергичной умственной работе
Главный куратор проекта "Берлин-Москва. Москва-Берлин. 1950-2000" с российской стороны Павел ХОРОШИЛОВ объясняет, чем отличается московская выставка от берлинской
- Я бы не стал разделять выставку на немецкую и русскую составляющие. Возможно, эта тема могла быть показана во множестве других вариантов. Но было выбрано решение, которое сочли удачным все шесть кураторов (трое немецких и трое российских). Мы не стремились сделать выставку художественной энциклопедией двух стран. Мы не ставили задачи тотально показать все, что нажито культурами России и Германии в области визуальных искусств. Да такая задача и неосуществима.
Наши критики в пример нам ставили как безусловно удачную первую часть выставки "Москва-Берлин 1900-1950". Она прошла в обеих столицах в 1995 году. Но идея ее была проста - ретроспектива культур двух стран, уже ставших историей, где все акценты давно расставлены и никто не собирается их пересматривать. Мы же имели дело с искусством, которое рождалось на наших глазах, оно живет, продолжает развиваться сегодня. И каждый из нас оценивает его по-своему. Наша выставка - это взгляд людей на прожитое ими время.
Что же касается выставки в Берлине, то ей не хватало контекста времени, без которого российские экспонаты были мало понятны зрителям, проигрывали в их глазах.
- В Историческом музее этот просчет учтен?
- Уже сами анфилады залов второго этажа Исторического музея подсказали авторам проекта, что, представляя изобразительное искусство двух наших стран, не стоит пренебрегать хронологией. На мой взгляд, зрителям осмотр выставки надо начинать с зала N40. Расставленные там девять экранов с хроникой событий сразу же заставляют публику почувствовать атмосферу эпохи, которую многие из нас еще хорошо помнят.
- Что бы вы посоветовали публике, пришедшей на выставку?
- Я бы попросил ее сразу не возмущаться, а призвал бы к энергичной умственной работе.
Выставка "Берлин - Москва" в германской столице обошлась федеральным властям в 5 млн. евро. В Берлине было представлено 500 произведений, 180 авторов. В Москве - около 400 произведений и 130 авторов. Эта выставка стоила госбюджету России 4 млн.евро. Для сравнения: ежегодно на реставрацию памятников истории и культуры выделяется 8,5 млн. евро, а на пополнение государственного музейного фонда - 300 тысяч евро. По неофициальной информации, к участию в московской выставке планировалось привлечь спонсоров, однако таковых не нашлось.
04.04.2004
Татьяна АНДРИАСОВА
"Московские Новости"
полный адрес материала : http://azbuka.gif.ru/critics/horoshylov/