В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Назад
Интервью
Аркадий Михайлович, как вы думаете, почему на телевидении показывают столько юмористических программ? Чем они нравятся зрителю?

Аркадий Арканов:
Для меня юмор как таковой - это свойство человека. Это, в первую очередь, отличает его от животного. Юмор - это степень человеческого интеллекта. Все люди обладают чувством юмора, только в разной доле. Оно у каждого развито по-разному, не говоря уже о том, что есть юмор профессиональный. И этот профессиональный юмор очень часто понятен и доступен только тем людям, которые близко соприкасаются с этой профессией. Но есть общее понятие чувства юмора. Для меня юмор является очень важным витамином в человеческой деятельности: в политике, в литературе, в искусстве, в науке. Но представьте себе человека, который решил, что, раз витамины полезны, он будет питаться только витаминами. Этот человек гибнет от гипервитаминоза. Поэтому желание многих телевизионных каналов насытить свои программы огромными, метражными, чисто юмористическими передачами есть не что иное, как гипервитаминоз. В советское время юмор, в силу целого ряда причин, был дозирован и проходил определенное идеологическое сито. Но при этом то, что люди могли слышать, видеть или читать именно как витамин и выглядело. Потому что была классика, была литература серьезная, была классическая музыка. Были оригинальные жанры.
Тогда юмор воспринимался людьми обостренно и с двойным удовольствием. Более того, это заставляло их проникать между строк и додумывать то, что хотел сказать человек, желающий рассмешить. Юмор был осмысленным и ассоциативным. И это мы на сегодняшний день утратили. Мы заменили понятие "качество" на "количество". Нельзя строить трехчасовые, исключительно юмористические программы. Это неправильно. К тому же уровень этого юмора достаточно низкий. Этот юмор сродни жевательной резинке примитивно поданной рекламы. Редко можно увидеть изящную рекламу. Она примитивная, лобовая, чтобы зритель, как голодный карасик, глотнул эту наживку. И мы его вытащим, заставив заплатить определенные деньги.

Возможно ли создание молодежной юмористической программы? Какие юмористы могли бы в ней участвовать?

Аркадий Арканов:
Существует молодежная юмористическая передача - это КВН. Кэвээновский юмор - это студенческий юмор. Иногда о КВН говорят: "Вот, оно настоящее". Ничего подобного. Это студенческий юмор. Он хороший, он замечательный, но это только этап. Эксплуатировать его бесконечно нельзя. Я не люблю людей, которые профессионально занимаются так называемым юмором. Сколько вы видите у нас в жизни остроумных людей, без которых не обходится ни одно застолье, которых считают душой компании! Нормальному остроумному человеку и в голову не придет сделать это своей профессией. Юмор - это витамин, а не способ существования. Если профессионально заниматься юмором, то с годами у человека все притупляется. Он становится профессионалом, как часовщик, который рассматривает в лупу мелкие детальки и у которого в итоге портится зрение. Юморист - профессиональный остроумец, профессиональный остряк. Но из него уходит философия, уходит изящество. Что касается молодежной программы... Да были же попытки молодежной передачи. Были "Веселые ребята". Пытался сделать в свое время и весьма неплохо начинал Игорь Угольников, когда он создавал "Оба-на". Я думаю, что юмор не может быть возрастным, иначе он опять становится профессиональным. Молодежная программа все равно должна демонстрировать философский юмор высокого уровня. На чье чувство юмора ориентируются писатели, когда сочиняют эстрадные номера? Эстрада рассчитана на огромное количество людей и на их ежеминутную реакцию. Поэтому человек, пишущий для эстрады, должен иметь очень хороший "эстрадный слух". Он должен себе очень точно представлять, что на эту шутку люди засмеются, а на эту нет. Если человек, претендующий на то, что он смешной, выйдет на сцену, а зритель не смеется, то зритель будет прав. Эстрадный драматург, если он пишет юмористическое произведение, должен слушать массу. Но слово, произнесенное вслух и слово, написанное на бумаге, - совершенно разные вещи. У человека, сидящего в зале, нет времени долго размышлять, но вы должны так ему это преподать, чтобы он мгновенно отреагировал. Талантливый писатель и философ, даже эстрадный драматург, создаст такое произведение, что оно будет и смешно, и страшно умно, и доходчиво. Человек не очень одаренный, которому важно любым способом рассмешить публику, будет пользоваться примитивными средствами. Это, прежде всего, шутки, над которыми не надо думать.

Какую роль играет ведущий юмористической программы?

Аркадий Арканов:
Это человек, обладающий определенной харизмой и способностью вызывать доверие у того, кто на него смотрит. Он исповедует определенное мировоззрение и определенный вкус. Нравится это телезрителю - он замечательный ведущий. Не нравится - значит он плохой ведущий. Возьмите любого хорошего журналиста и заставьте его вести развлекательную программу, а я на него посмотрю. Это особая профессия, дарование, не говоря уже о мастерстве. Очень важно умение мгновенно реагировать на что-то: на взгляд, на вопрос, даже на предполагаемую реакцию телезрителей, которых он не видит.

Несколько лет назад в эфир выходила ваша программа "От Ильича до лампочки". Что это была за передача?

Аркадий Арканов:
Это была инсценировка моей книги "От Ильича до лампочки". Я писал ее как иронический учебник истории советской власти, не упуская из виду факты, даты и события. Это целая традиция в русской литературе. Аверченко, Тэффи, Бухов писали историю России и западного мира в ироническом, смешном ключе. Я хотел написать вторую часть этой книги и назвать ее "От Бориса до фонаря".

Чем отличается восприятие телезрителя и зрителя, сидящего в зале?

Аркадий Арканов:
Во-первых, существует эпидемия смешного. Очень часто какой-то человек в зале заразительно смеется, и начинается "цепная реакция". У людей, находящихся в большой компании, срабатывает чувство стадности. Телезритель часто смотрит развлекательную передачу индивидуально и оценивает ее самостоятельно. Поэтому на телевидении пользуется целым рядом технических приемов для того, чтобы "заразить" весельем этого индивидуального телезрителя. Монтируют смеющиеся лица в зале, записывают целые кольца смеха и пускают эту запись через определенные промежутки времени. Это все оглупление.

Чем "Смехоностальгия" отличается от других современных юмористических программ?

Аркадий Арканов:
Она не имеет направленного взгляда на молодого телезрителя. Плохо, если ироническое, юмористическое или сатирическое произведение привязано ко времени. Время ушло, и оно умерло. Настоящее произведение будет звучать в любое время и вызывать смех у любого поколения. Оно не должно строится на каких- то конкретных временных примерах, личностях. Личности и примеры должны быть как в алгебраической формуле, когда каждый человек может подставить под a и b свои собственные значения. И формула все равно будет верна. Но одним из недостатков "Смехоностальгии" является то, что она все-таки не "цепляет" молодое поколение. Моя передача "Вокруг смеха нон-стоп", которая выходит на канале Культура, основана на той же самой идее. Я показываю сегодняшнее, не отрицая его и не превознося, и параллельно показываю то, что было на классических примерах. Это очень важно, потому что человек понимает, что до него это было тоже. И были гениальные актеры, которые это же делали. Такие передачи очень важны, потому что человек не должен думать, что все началось с него.

Какой тип писателей-юмористов чаще встречается на эстраде: юморист-публицист или юморист-философ?

Аркадий Арканов:
Для того чтобы получить это определение, человек, выступающий на эстраде, должен, прежде всего, быть писателем. Таких у нас очень мало. Остальные все-таки являются эстрадными драматургами, более талантливыми или менее талантливыми. К безусловным писателям я могу отнести Михаила Жванецкого, хотя он человек публичный, и трудно представить его вне зрительного зала. Но он одарен по-писательски. Кто он: публицист или философ? Его чувство юмора приобретает и публицистический, и философский характер, наряду с чисто бытовым. Из эстрадных драматургов мне трудно выделить философа. И мне трудно выделить публициста. Это люди, которые развлекают публику любыми средствами.

Где кончается юмор и начинается сатира?

Аркадий Арканов:
Когда-то замечательный, талантливый писатель Аркадий Хайт сказал: "Какая разница между сатирой и юмором? Если выходит человек, и на его выступлении смеются, то это юмор. А если не смеются, то это сатира". Я не разделяю эти два понятия. Пожалуй, юмор, - это состояние человека, а сатира - это целенаправленное творческое воздействие на общество и на людей, которые этим обществом управляют. И, если ты направляешь свое острие против, будь готов к противодействию. Ну, а если ты просто юморист и шут гороховый, то власти будут гладить тебя по головке, давать тебе премии, ты будешь хорошо жить и зарабатывать. Сатирик не может жить хорошо, иначе он не сатирик.

Может ли человек, который постоянно видит смешное на телеэкране, разучиться видеть смешное в жизни?

Аркадий Арканов:
К сожалению. Нужно иметь понятие времени и такта. Нельзя, например, шутить по поводу слепого или глухого человека, если перед вами сидят больные люди, инвалиды. Все должно быть дозировано, так как есть опасность со смехом пройти мимо очень важных и серьезных проблем.

Когда юмористическая передача изживает себя?

Аркадий Арканов:
Юмористическая передача, как и всякая другая, не может быть бесконечной, как и человеческая жизнь. Юмористическая программа - это живой организм. Передача отомрет сама по себе, если перестанет интересовать. С моей точки зрения, люди, создающие юмористическую передачу, должны чувствовать, когда начинается ее расцвет и когда происходит спад. Конечно, передача будет существовать, если ее искусственно поддерживать и показывать каждый день. Актеры, наполняющие "Аншлаг" на 90% процентов те же, что и актеры, которые выступают в "Кривом зеркале". На 90% те же актеры выступают на всех юморинах и других смешных передачах. Ничего нового, креативного не происходит. Варится один и тот же бульон, только называется он по-разному. У меня нет выбора. Да покажите мне другое, и я сам разберусь, что хорошо, что плохо.

Юмор - это мудрость или глупость?

Аркадий Арканов:
Чувство юмора - это степень интеллекта человека, это мудрость. Если оно есть в человеке, то его можно развить и воспитать. Если чувства юмора в принципе нет, то его не разовьешь. Профессиональное занятие так называемым юмором - это глупость. Беседовала Даша Краюшкина.

http://www.umoristy.ru/p11.html#p83

Док. 451432
Опублик.: 09.06.08
Число обращений: 128

  • Арканов Аркадий Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``