В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валентин Гапанович: Эффект деления Назад
Валентин Гапанович: Эффект деления
Уже в апреле 2009 года заработает Центральная дирекция по ремонту локомотивов – филиал ОАО "РЖД".

 

Пока единственной магистралью, полностью осуществившей структурную перестройку в локомотивном хозяйстве с разделением функций ремонта и эксплуатации, является Западно-Сибирская железная дорога. "Опыт сибиряков уникален", – считает вице-президент Компании Валентин Гапанович.

 

Как проходила реорганизация

 

Разделение ремонтной и эксплуатационной составляющих в локомотивном хозяйстве, по мнению Валентина Гапановича, значительно повышает эффективность использования тягового парка. Еще в 1997 году на Западно-Сибирской началась передислокация локомотивного парка, была проведена специализация предприятий по сериям подвижного состава и крупным видам ремонта.

 

Два года спустя дорога приступила к переоснащению восьми базовых локомотивных депо. Во всех базовых депо были внедрены современные технические средства и технологии ремонта локомотивов. Как результат, удалось механизировать до 70 процентов трудоемких процессов, повысить производительность и улучшить условия труда в ремонтных цехах, подготовить депо к работе по современным технологиям.

 

Стал возможен переход на новые, увеличенные межремонтные пробеги. Во всех восьми базовых депо успешно осваивается средний ремонт локомотивов. В депо Алтайская внедрена технология капитально-восстановительного ремонта электропоездов. Следующим этапом стало разделение функций ремонта и эксплуатации тягового подвижного состава как самостоятельных видов хозяйственной деятельности.

 

Разделение функций локомотивных депо привело к созданию конкурентного сектора. Депо, ставшие базовыми предприятиями по ремонту локомотивов, в условиях конкуренции работают значительно эффективнее: увеличили объемы ремонтных работ, технически перевооружили производство, и за счет этого добиваются повышения качества и снижения себестоимости ремонта. Разделение функций ремонта и эксплуатации позволит улучшить использование локомотивов и локомотивных бригад. Анализ технико-экономических показателей работы локомотивных депо до и после реформирования подтвердил эффективность проведенных преобразований.

 

Альтернативы нет

 

– Альтернативы реорганизации локомотивного хозяйства нет, – сказал начальник департамента локомотивного хозяйства ОАО "РЖД" Юрий Машталер. – В ее основе обособление основных видов деятельности: эксплуатации тягового состава и его ремонта. Только в таком виде локомотивное хозяйство способно вписаться в масштабные корпоративные преобразования, связанные с совершенствованием управления холдингом "Российские железные дороги", соответствовать целевой модели рынка транспортных услуг.

 

Предполагается, по словам Юрия Машталера, в ходе общекорпоративных преобразований перейти к трехзвенной структуре управления. Департамент локомотивного хозяйства включить в состав будущей Дирекции по управлению движением совместно с департаментом управления перевозками, департаментом коммерческой работы в сфере грузовых перевозок и центрами управления перевозками с прямым подчинением вице-президенту Компании по управлению движением. В части ремонтной деятельности создать Центральную дирекцию по ремонту тягового подвижного состава – филиала ОАО "РЖД", закрепив в ее подчинении ремонтные депо.

 

На втором уровне управления холдингом службы локомотивного хозяйства преобразуются в службы тяги с подчинением департаменту локомотивного хозяйства. Параллельно должны быть созданы восемь региональных дирекций по ремонту тягового подвижного состава, образуемые в границах нескольких существующих полигонов обращения локомотивов. На линейном уровне, на основании оценки результатов производственной деятельности, предстоит принять решение об укрупнении или разукрупнении эксплуатационных и ремонтных депо, наделив их статусом соответствующих структурных подразделений.

 

После полного организационного обособления система взаимодействия между комплексами будет построена на условиях полного цикла сервисного обслуживания. При этом ремонтный комплекс будет нести материальную ответственность за некачественное или несвоевременное проведение технического обслуживания и ремонтов.

 

Дорога расправила плечи

 

В этом плане заслуживает внимания оценка результатов работы локомотивного хозяйства Западно-Сибирской железной дороги при разделении его на сферы эксплуатации и ремонта, которая принадлежит заведующей сектором ВНИИЖТа Ларисе Чупейкиной. В частности, она указала, что при реформировании на нашей магистрали применялись территориальный и территориально-функциональный принципы. Одновременно с разделением депо происходила их концентрация. При разделении депо на других железных дорогах предпочтение, по ее мнению, следует отдавать территориально-функциональному принципу с условием обеспечения хорошей управляемости всеми участками депо и повышения эффективности их работы.

 

Правильные подходы к решению технологических задач по оптимизации тяговых плеч и плеч обслуживания локомотивных бригад, которые проводились на Западно-Сибирской параллельно с реформированием локомотивного хозяйства, позволили обеспечить выполнение заданных объемов перевозок и улучшить качественные показатели работы и использования локомотивов.

 

Что подразумевает ученый? Реализация широкомасштабной программы оптимизации эксплуатационной работы, и, в частности, удлинение плеч обслуживания, на нашей дороге длилась пять лет и в 2006 году была полностью завершена. После ликвидации ПТОЛ на станции Называевская на одном из самых грузонапряженных полигонов сети Омск-Ишим, длина плеча работы локомотивных бригад увеличилась до 304 километров. После перевода парка электровозов ВЛ10 из Инской в локомотивное депо Омск стала возможна их эксплуатация на участке Войновка-Инская-Белово протяженностью 1382 километра. Пассажирские локомотивы ЧС2 приписки депо Барабинск работают на полигоне Мариинск-Свердловск-Пассажирский (1552 километра). Тем самым было положено начало организации движения на стыках дорог с заездом локомотивов на соседние магистрали.

 

Новая роль начальников депо

 

Для повышения уровня безопасности движения поездов, считает специалист, следует значительно больше внимания уделять повышению квалификации локомотивных бригад, подготовке руководящего состава депо.

 

И с этим согласен вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович. Приоритетным в ходе реформирования отрасли, в частности, локомотивного хозяйства, по его мнению, является создание условий для подготовки кадров, учебы персонала. Важнейшая задача – усиление роли начальников депо. Вернуть им максимум полномочий при грамотно выстроенном управлении бюджетом вице-президент полагает делом первостепенным. При этом он подчеркнул необходимость нормативно четко определить функции каждого командного звена создаваемых структур от начальника дирекции и службы до начальника депо и его ведущих специалистов.

Александр Шамов

25.04.2008

http://zdr-gazeta.ru/?newsid=6797

 



Док. 451368
Перв. публик.: 25.04.08
Последн. ред.: 09.06.08
Число обращений: 317

  • Гапанович Валентин Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``