В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Светлана Журова: В России на одного рабочего приходится два человека с высшим образованием Назад
Светлана Журова: В России на одного рабочего приходится два человека с высшим образованием
5 июня в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему "Начальное и среднее профессиональное образование в России: законодательное регулирование и перспективы".

Член Генерального совета партии "Единая Россия", заместитель Председателя Государственной Думы Светлана Журова:

- Сегодня в России, как известно, сложилась острая ситуация, когда на промышленных предприятиях ощущается недостаток в квалифицированных кадрах на всех уровнях - от рабочих до инженеров, - а наша молодежь не заинтересована и не желает поступать в профессиональные училища, колледжи и техникумы, так как не чувствует престижности рабочих специальностей.

Раньше заказ на специалистов формировало государство. Но, начиная с 90-х годов, учебные заведения стали самостоятельно формировать себе этот заказ и сами определять то направление деятельности, которое они будут осуществлять. Это было достаточно оправданным шагом, ведь учреждениям действительно надо было как-то выживать в тех условиях. Но сейчас мы получили следующее: избыток кадров гуманитарных (бухгалтеры, менеджеры, юристы) и резкий недостаток направлений, связанных с техническим профилем, то есть рабочих, которые требуются на промышленные предприятия.

Ни в одном государстве такого нет, когда на одного рабочего приходится два человека с высшим образованием. Конечно, молодой человек должен стремиться получать образование, но сегодня мы потеряли ступенчатую систему подготовки кадров. У нас же сейчас до парадокса доходит: крупные предприятия завозят людей из-за пределов РФ по вахтовому методу.

Проблема в чем? Сегодня школа и родители ориентируют на получение высшего образования. Здесь, конечно, должно государство вмешаться, надо подход менять, то есть поднимать престиж рабочих профессий, в том числе и в СМИ. Ну, и самое главное, должна быть достойная заработная плата, нормальные условия труда и определенные социальные гарантии. Сейчас отношение работодателей меняется в лучшую сторону, но далеко не на всех предприятиях.

Я вижу два пути: один из них - создание ресурсных центров, когда государство фактически говорит: работодатель, вкладывай свои денежки параллельно с нашими, и тогда мы будем для тебя готовить работников. И есть второй путь, который предусматривает подготовку рабочих кадров на самом предприятии. И если делать уклон к качеству подготовки, то уже имеющийся опыт, например, на Челябинском тракторном заводе показывает: пять месяцев обучения токаря, слесаря, ремонтника, электромонтера позволяет получить квалификацию выше, чем выпускник профучилища.

Сейчас на уровне Правительства страны предпринимаются действия по существенному изменению ситуации. Как недавно сказал президент России Дмитрий Медведев: "Проблема пятнадцатилетняя, но пути решения есть".

Так, в системе начального и среднего профессионального образования уже стали появляться успешные профтехучилища, ориентированные на подготовку кадров для высокотехнологичных производств, в частности, энергетической сферы.

В рамках приоритетного национального проекта "Образование" для решения данной проблемы в 2007 году было введено направление по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования на конкурсной основе. Около 80 образовательных учреждений страны - победителей конкурса - получили не только государственное финансирование, но и средства региональных бюджетов, а также заинтересованных работодателей, на которые смогли закупить современное оборудование, ввести новые программы обучения, отвечающие современным требованиям, повысить квалификацию преподавателей.

Наряду с увеличением финансирования образования планируется и ужесточение требований, предъявляемых к учебным заведениям. Качество образования - должно быть основным критерием их деятельности.

Здесь у нас в Государственной Думе, Владимир Путин, еще в ранге президента страны, говорил о том, что в ближайшее время должны быть приняты основные образовательные стандарты нового поколения, с целью формирования национальной системы оценки качества образования, что региональные и муниципальные власти должны серьезно заняться проблемами начального и среднего профессионального образования, которое находится в их сфере ответственности. Сотрудничество среднего профессионального образования и производства - необходимость сегодняшнего времени.

А основной целью государственной поддержки должно являться внедрение в данных учреждениях инновационных образовательных программ, приобретение современного учебного лабораторного и производственного оборудования на условиях софинансирования за счет региональных бюджетов и привлеченных средств из других источников.

Кроме того, в ближайшее время нам требуются правильные ответы на весь круг вопросов:

* о путях решения проблемы дефицита кадров по техническим специальностям и рабочим профессиям,
* о необходимых структурных изменениях в системе начального и среднего образования,
* о введение профессиональных стандартов для обеспечения качественной и соответствующей современным производственным требованиям подготовки выпускников.
* о работе службы занятости, в целях преодоление дисбаланса спроса и предложения рабочей силы
* о несоответствии материально-технической базы учебных заведений начального и среднего профессионального образования государственным образовательным стандартам.
* о взаимодействии учебных заведений и производственных предприятий.

И, самое главное, о правовом регулировании всех этих сложных и многоэтапных процессов.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=132068

Док. 450734
Перв. публик.: 05.06.08
Последн. ред.: 06.06.08
Число обращений: 117

  • Журова Светлана Сергеевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``