В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Иголка в стоге сена` К вопросу о регулировании антикварного рынка Назад
`Иголка в стоге сена` К вопросу о регулировании антикварного рынка
В последнее время одним из самых активных культурных ведомств стала Россвязьохранкультура. Ее апрельские инициативы связаны с антикварным рынком. Для простых граждан антиквариат - вещь недоступная и малопонятная. То и дело появляющиеся в прессе сообщения об очередных подделках, купленных на очередном антикварном салоне, только подтверждают мнение большинства. Но и специалисты озабочены этой ситуацией.

Любой рынок имеет свою специфику и подчиняется своим правилам. Антикварный - не исключение. По данным 2007 года, он является третьим по доходности в нашей стране. Эксперты отмечают положительные тенденции в его развитии, говорят о его стремлении к цивилизованному европейскому рынку. Возможно, отношения на отечественном антикварном рынке и расширяются, процесс этот вовлекает все большее количество людей, но законодательные основы его регулирования в нашей стране, к сожалению, еще не развиты.

Вообще до недавнего времени антикварному рынку жилось относительно свободно. Он подчинялся собственным законам и жил в условиях некой саморегуляции, поскольку государственные органы эту сферу практически не контролировали. Несколько лет назад Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия приступила к изданию каталогов фальсифицированных произведений искусства (четвертый том вышел 11 апреля), где чиновники и эксперты представляли в большинстве случаев картины голландских художников, фигурирующих на рынке с подписями наших знаменитых соотечественников. Картина живописца Куккука, выданная на "Sotheby"s" в 2004-м за раннюю работу Шишкина, - это лишь вершина айсберга, самое громкое дело, скандал года. Но подобных случаев немало, и вероятность покупателя пасть жертвой мошенников велика. К тому же значительное количество "фальшаков" прошло экспертизу в уважаемой Третьяковской галерее, авторитет которой не позволяет ставить под сомнение профессиональные качества ее экспертов. Качественная экспертиза как раз и является одной из основных проблем "хождения" подделок на рынке. Найти конкретного эксперта, который "благословил" "фальшак", как найти иголку в стоге сена. В той же Третьяковке, например, провели внутреннее расследование, но не назвали, естественно, ни конкретных имен-фамилий, ни причин. Сослались на человеческий фактор. Действительно, ошибиться может каждый, но как понять, где ошибка, а где - умысел? Совсем недавно наша газета писала о создании Экспертного совета, члены которого займутся в том числе и вопросами ответственности недобросовестных (или недоглядевших) экспертов и, возможно, в скором времени ответят на волнующий всех вопрос: "Имеет ли эксперт право на ошибку? И какое наказание в этом случае предусмотрено?" Ответ, как очевидно, находится на грани административного и уголовного права.

Этих же проблем, кстати, недавно вновь коснулся заместитель руководителя Россвязьохранкультуры Анатолий Вилков: "На отечественном антикварном рынке отсутствуют правила торговли предметами антиквариата, а потому и ответственности арт-дилера просто нет. Некоторые торговцы произведениями искусства покупают картины, вообще не регистрируя сделки, то есть фактически не отвечают перед потребителем ни за что. И вообще у нас только статья 200 Уголовного кодекса РФ ("Обман потребителей") - единственная статья, в которой говорится, что существует ответственность за введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товаров и услуг. Статья эта предусматривает штраф в размере от 100 до 200 МРОТ, либо работы на срок от 180 до 240 часов. Деяния, же, совершенные лицом или группой по сговору в крупном размере, наказываются лишением свободы до двух лет с лишением права занимать определенные должности". Но, как поясняет Анатолий Иванович, это нельзя применить к арт-дилерам. "Мы внесем такие поправки в УК РФ, которые позволят хотя бы этот минимальный вид наказания распространить на торговцев фальшивыми произведениями искусств", - говорит он.

Правда, деятельность недобросовестных арт-дилеров можно рассматривать не только как "обман потребителя", но и как "мошенничество". Но нередко сам продавец, уличенный в попытке продать "фальшак", может быть жертвой обмана. Выяснить же, кто запустил цепочку обмана, практически невозможно. Ведь для этого нужно проследить всю схему купли-продажи произведения, но даже в этом случае доказать вину первого продавца будет крайне сложно. Нередко случается и так, что картина-подделка выходит из недр музейного хранилища, где находилась как "неизвестное произведение", а затем была атрибутирована как работа художника, на картины которого есть спрос. Поэтому Россвязьохранкультура предлагает ввести административную ответственность за ненадлежащее хранение предметов музейного фонда РФ. Однако прежде нужно закончить масштабную проверку, которая ведется по всей стране с 2006 года. Нам в свою очередь остается только ждать...

Мария ТОКМАШЕВА Газета "Культура" No16 (7629) 24 апреля - 14 мая 2008г

Док. 450731
Перв. публик.: 14.05.08
Последн. ред.: 06.06.08
Число обращений: 409

  • Вилков Анатолий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``