В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Е.Газеев: `Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году`... Назад
Е.Газеев: `Это все придумал Черчилль в восемнадцатом году`...
В плане общей государственной стратегии, которая сегодня определяется Президентом РФ Д.А. Медведевым, особое место занимают вопросы формирования "среднего класса".
На заседании президиума Госсовета, им было заявлено, что: "...малый бизнес - это база для расширения предпринимательской активности и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70 проц. населения".
В принципе "класс" это понятие сугубо политическое, а не социальное, в формате которого он сейчас как бы и представляется.
В теории марксизма-ленинизма, определение "государство" отождествляется с аппаратом управления обществом со стороны правящего класса.
С этой точки зрения, формирование "среднего класса" может рассматриваться как подготовка к очередной социальной революции, когда, при общем потенциале в 60-70 %, абсолютно доминирующим в России становится "средний класс".
Если рассматривать данный вопрос с экономической стороны и точки зрения привлечения основных ставок государственной системы на малый и средний бизнес, то сразу появляется много противоречий и нестыковок.
Изначально, и по сей день, данная социальная среда в большей, если не сказать подавляющей степени, формировалась в сфере обеспечения потребления и услуг.
Ее "развитие" больше шло "в глубь", а не "вширь", в следствии этого ряд этапов развития был просто упущен.
К серьезному производству, средний, а особенно малый бизнес, в современной России, в принципе, и не приучены, и не приспособлены.
В современных сферах его деятельности значительные объемы оборачиваемых средств идут на обеспечение импорта, подпольного производства, реализацию ворованных биологических, энергетических и других ресурсов.
Не знаю, как, наверное, и федеральные налоговые органы тоже, какой оборот финансовых средств происходит у таких "бизнесменов" в "тени".
Думается, что он весьма и весьма существенный по отношению к официальному финансовому обороту и отчетам.
По данному аспекту, за какие-то не полных 12 лет, оставшиеся до 20-го года, практически не реально привести в надлежащее соответствие все вышеперечисленные и целый ряд других существенных проблем.
В политической сфере "средний класс" в большей степени ассоциируется с принадлежностью к социал-демократии.
Такое "политическое течение" в России не складывается, и ни при каких обстоятельствах.
Кто только не пытался: Михаил Горбачев, Иван Рыбкин, Алексей Подберезкин, Константин Титов и многие другие заметные политические фигуры.
Причиной этому служит, в первую очередь, слишком сильная поляризация общества: на богатых и сверх богатых, которые находятся в абсолютном меньшинстве - бедных и сверх бедных, представленных абсолютным социальным большинством.
"Политический центр" просто "проваливается" и "зацепиться" ему не за что, да и не за кого.
Совершенно не реально сегодня пытаться подтянуть средний, а особенно мелкий бизнес, к "правому" политическому крылу.
Причина в том, что либеральные политические и экономические идеи и "упражнения" правых, в данной бизнессреде связываются с раздражением от полного отсутствия обещанных, в начале девяностых, всеобщего "рая" и "процветания".
Наивность размышлений, по поводу всеобщей поддержки бизнесменами "средней и мелкой руки" "партии власти", опровергается не решением, по сути, всех основных проблем возникших у данной категории лиц за время правления В.В. Путина.
Сложности в контактах данной категории бизнеса с "левым" политическим флангом (предположим коммунистическим) возникают по поводу осмысления им (данным бизнесом) глобальных вопросов государственного и мирового порядка, которые фундаментально заложены в принципах коммунистической идеологии.
Психология современного российского предпринимателя такова, что ему, пока что гораздо ближе и понятнее "борьба" за свой ларек, торговую палатку, мастерскую или заводик, чем за права всего трудящегося сословия (составной частью которого он является, но этого пока недопонимает).
Весьма сложным представляется и социальный аспект формирования среднего класса.
Если реально и объективно (без пропагандистских шор) посмотреть на всю эпоху Ельцина-Путина, то социальная "стабилизация" за это время была достигнута.
Общественное (социальное) состояние, весьма противоречиво, но, как говорят в народе, "устаканилось": больших количественных перемен, в процентном соотношении богатых к бедным, не происходило.
Небольшие колебания были в тенденциях обозначенных слабым ростом категории супербогатых, за счет сверхбогатых, все остальное, каким либо существенным корректировкам не подвергалось.
Встает вопрос, за счет каких слоев бизнессообщества и связанных с ним экономических факторов будет, и значительно, и в предельно короткие сроки, расти "средний класс".
Предлагаемый Президентом РФ комплекс политических мер, и направлений экономической деятельности мелкого и среднего бизнеса вызывают у некоторых граждан определенную тревогу и сомнения.
Поясню, с какими аспектами это настроение частично связывается.
Вернемся еще раз, в сокращении, к словам Д.А. Медведева: "...малый бизнес - это база ... и основа для увеличения среднего класса, который к 2020 году должен составить в России до 60-70 проц. населения".
Это, довольно спорный посыл.
Такое впечатление, что весь процесс начинается с конца, а не с начала.
Не будем вдаваться в теорию, она тоже противоречива и не имеет единой (универсальной) концепции.
Попробуем исследовать реальные исторические факты и наиболее характерные примеры формирования "среднего класса", которые достигли весьма позитивного итога.
В США, одной из основ формирования среднего класса, как ведущей государственной социальной категории, стало развитие машиностроения.
Основным, ведущим, в этом направлении, выступил не средний и мелкий бизнес, а крупный.
Развитие машиностроения, в общегосударственном масштабе, "потянуло" за собой весь индустриальный комплекс, он, в свою очередь, науку, образование, культуру - мелкий и средний бизнес (как вторичный элемент в решении крупных государственных политических, экономических и социальных задач).
Средний класс Америки начинал формироваться и складываться в мощную общенациональную категорию, в первую очередь из высококвалифицированных рабочих предприятий индустрии, инженеров, ученых, учителей, врачей, и только вслед за ними, в данную социальную среду, вошли государственные служащие, представители среднего и малого бизнеса.
Правда, американцы тоже всего "неподрассчетали". Темпы развития экономики у них не во всем тогда соответствовали реальному потенциалу и потребностям общества. В тридцатые годы разразился мощный экономический кризис.
И опять же, выход, из кризисного состояния, был найден, и не в среднем и мелком бизнесе, и даже не в среднем классе.
Государство, в лице 32-го президента США Рузвельта, "тряхнуло" сверхбогатых, сосредоточило у себя регулирование основных экономических процессов, и - "дело было сделано".
По данному направлению прошли Германия (автобаны), Япония (электроника) и многие другие государства, которые сегодня мы называем индустриально развитыми сверхдержавами, имеющими довольно устойчивые политические институты.
В обозначенной теме неизбежно возникает и требует обязательного разрешения одна очень тонкая и деликатная сфера из разряда ближе к психологии.
Предположим, что "план Медведева" удался, каких-то двенадцать лет, и в России, 70 процентов населения, в основном занятых мелким и средним бизнесом, стали представителями "среднего класса"...
Однако никакого нормального "класса" в принципе не может быть без его мировоззрения, культуры, традиций, манеры поведения и множества других сопутствующих элементов.
Сегодня, довольно значительная масса, средних и мелких российских бизнесменов, не ощущавшая на себе долгие годы внимания и заботы от руководства страны, задавленная и униженная чиновничеством, "обдираемая" криминалом уже сформировалась как уникальный тип и образ человеческого состояния.
В этом "состоянии" присутствуют такие сложные гаммы противоречий, что до 2020 года они, пожалуй, никуда не исчезнут и их не просто будет преодолеть:
-элементы скрытой обиды и отчаяния за неудавшуюся судьбу и несбывшиеся надежды: у тех, кто успешно учился, работал по специальности, имел достижения, почет, уважение, перспективу - все рухнуло, "родного" предприятия не стало, пошел торговать для того, что бы прокормить семью. Сначала было стыдно, больших результатов так и не достиг, и не разбогател;
-элементы ощущения несправедливости и озлобленности на тех, кто "преуспел", не мерзнув за прилавком, не прогибаясь под тяжестью баулов, а чисто криминальным путем "прибрал" заводы, банки, рентабельные отрасли в сфере бизнеса и сейчас гонит их со своего "родного" рынка, по причине открытия, на этом месте, своего супермаркета;
-элементы ненависти и страха к чиновникам и бандитам, от которых нет никакой возможности себя обезопасить, защитить и множество других, негативных по своей сути впечатлений ставших отличительной чертой мировоззрения и поведения этих людей.
Исходя из этого, предполагается, что малый и средний бизнес, потенциально представляет собой потенциальную оппозицию реальной власти и политическому строю современной России.
Не сформированное до конца мировоззрение большинства представителей малого и среднего бизнеса неизбежно, при определенных кризисных условиях, приведет их к активной поддержке "крайнего правого", реакционного политического спектра.
Искусственное форсирование в формировании из такого рода "оппозиции", по сути доминирующего, и неизбежно становящегося политическим класса, сильно чревато тем, что в России могут возникнуть предпосылки повторения германских событий тридцать третьего года, потрясших в последствии весь цивилизованный миропорядок...

Е.Газеев
2008-06-06
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 450715
Перв. публик.: 06.06.08
Последн. ред.: 14.10.10
Число обращений: 632

  • Газеев Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``