В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приходилось пить даже с Брежневым Назад
Приходилось пить даже с Брежневым
"Разве я похож на сумасшедшего?"
- Намедни в театр ходил, Михал Михалыч...

- Поздравляю. В какой?

- Извините, не в Сатиру. Но я сейчас не об этом. На входе в зал меня одарили рекламным флайером, оформленным как приглашение на спектакль с вашим участием. Якобы предъявителю сей бумаженции гарантирована льготная цена при покупке билета - 50 процентов номинала.

- Дай-ка взгляну. Верно, фамилия моя пропечатана. И Ольга Аросева тут значится. И Наталья Селезнева. А вот спектакля "Нью-Йорк. До востребования. Розе" в репертуаре Театра сатиры отродясь не было.

- Может, антреприза, Михал Михалыч? Запамятовали?

- По-твоему, я похож на сумасшедшего? Играю и не помню, кого и где? Клянусь, названия этой пьесы не слышал и фамилию автора вижу впервые.

- Да? Ладно, успокоили. А то думаю: надо же, Державина уценили, со скидкой продают!

- Солнышко, слово чести: это не про меня. Давай лучше расскажу реальную историю из театральной жизни. Правда, не нашей, не из Сатиры. Я ведь тоже иногда, как и ты, хожу на спектакли в качестве зрителя. Словом, однажды отправился в гости к коллегам, решил посмотреть "Горе от ума", где Олег Меньшиков играл Чацкого. Зашел в зал, когда уже гас свет, занял свое место и вдруг слышу, как рядом кто-то шепчет с придыханием: "Я в театре!" Повернул голову и вижу солидного мужчину, который тихонько повторяет: "Я в театре!" Мысль мелькнула: до чего же тонкой души человек, волнуется в ожидании спектакля! Не успел додумать, как сосед в третий раз произнес ту же фразу, но громким, раздраженным тоном, добавив в конце матерное слово. Оказалось, у него в ухе наушник, а у рта микрофон, и все это время он разговаривал по телефону. Вот тебе и волшебная сила искусства!

- Смешно... А вы к чему это, Михал Михалыч?

- Ты вот эту бумажку мне принес, а я объясняю: в жизни всякие нелепости случаются. В переходе под Новым Арбатом несколько лет кряду торговали билетами на эстрадный концерт с участием тьмы артистов. Среди прочих была указана и моя фамилия. На плакате только даты меняли. Такое show must go on, простите за выражение и произношение. Я долго терпел, а потом подошел и сказал продавцу: "Вы же знаете, что меня в этой программе нет. И Ширвиндта тоже. И Жванецкого. И Гурченко". Тот опустил глаза: "Знаю. А что делать?" Не нашелся, что ответить несчастному. Как говорится, не верь глазам своим. И ушам заодно.

- А если это слава? Людей на представления заманивают одним именем! Поэтому, наверное, вас и орденом наградили, Михал Михалыч.

- У меня уже есть. К какому-то другому юбилею дали. Шура Ширвиндт на два года постарше, так ему достался орден Дружбы народов. Пока моя очередь подошла, название сократили, лишь первое слово оставили. Я - орденоносец Дружбы.

- Все по делу: дружить вы умеете. Временем доказано.

- К сожалению, многих моих старинных приятелей уже нет на свете. Сам понимаешь, годы берут свое. Замечательно, что Александр Анатольевич по-прежнему рядом. Глядя на этого благообразного гражданина с трубкой во рту, трудно вообразить, что я знал его 14-летним подростком. Может, факт нашей первой встречи и не врезался бы столь глубоко в мою память, если бы не одно обстоятельство: на Новый год Шуре дали бокал шампанского. А я-то пил лимонад! Представляешь, какая чудовищная несправедливость? В детстве два года -пропасть.

"За всю жизнь сигареты не выкурил"
- Рановато Александр Анатольевич стартовал, не находите?

-Он только пригубил, я знаю. По секрету скажу, что и трубку он уже не курит, лишь держит в зубах, но делает это очень убедительно. Все верят.

- А табачок, значит, у вас все же врозь. Так и не пристрастились, Михал Михалыч, к пагубной привычке?

- За всю жизнь ни одной сигаретки не попробовал. Папа отсоветовал. Он умер в 48 лет и до последнего дня пытался бросить курить, страшно из-за этого мучился и однажды сказал: "Минь, лучше выпивай понемножку, но к сигаретам не привыкай".

- Отец ведь по паспорту был Захаровым?

- Да, когда он поступил в театральное училище, Борис Васильевич Щукин спросил: "Как фамилия вашей матери?" Дело в том, что среди первокурсников оказалось сразу три Захаровых. Чтобы их различать, папу и записали Державиным. С тех пор так и пошло. Я стал Державин, дочка Маша. Правда, ее дети, мои внуки, Золотаревы по отцу, но если вдруг надумают пойти в артисты, могут вернуться на нашу фамилию. Впрочем, это не единственный вариант. Вдруг решат стать Буденными?

- Тогда уж надо в конармию записываться.

- Пока рановато в кавалерию. Пашка, младший, окончил четвертый класс школы, а Петька, старший, учится на первом курсе журфака МГУ.

- У деда интервью еще не брал?

- Стесняется, наверное... Забавный эпизод приключился несколько лет назад, когда телевизионщики, кажется с ВВС, пришли к моей бывшей теще брать интервью о Буденном. Маршал же не был просто рубакой -шашка наголо. В свое время преподавал верховую езду членам царской фамилии в манеже на Шпалерной улице в Петербурге. Вернулся с войны полным георгиевским кавалером. Книги любил. Кстати, Анатолий Эфрос долго меня подначивал, и как-то по его наводке я спросил у Семена Михайловича: "Вы "Войну и мир" читали?" - и получил замечательный ответ: "Сынок, в первый раз еще при жизни автора". Марья Васильевна Буденная, вдова, сохранила кабинет в том виде, в каком он был при хозяине. И вот туда пришли эти американские или английские журналисты, точно не помню. Один из них показал на портрет Сталина и задал вопрос Пете, внуку: "Знаешь, кто это?" Тот хмыкнул и ответил: "Приятель прадедушки". В его словах не было бравады, он действительно так к этому относится. Другое поколение, иное воспитание...

- А как вы чувствовали себя в квартире на Грановского в окружении живых памятников?

-Точно подметил: памятников... На свое 80-летие Буденный позвал Климента Ворошилова и решил познакомить меня со старым боевым товарищем. Выглядело это так. Семен Михайлович сказал: "Клим, вот Миша Державин, муж моей Нины. Он артист, его папа играл тебя в кино и в спектакле "Сталинградская битва". Мне очень хотелось послушать разговор двух маршалов, но надо было бежать в театр, и я стал прощаться: "Извините, пора на работу". Климент Ефремович спросил: "В ночную?" Семен Михайлович громко смеялся... Потом встречал в гостях у Буденного Молотова, Рокоссовского, Малиновского, Тимошенко...

- "А что думает товарищ Жуков?"

-Да, и с Георгием Константиновичем познакомился. Однажды по-соседски зашел к его дочери и застал маршала перед телевизором. Он глянул в мою сторону, и Элла почти повторила фразу, которую раньше произнес Семен Михайлович: "Папочка, это Миша Державин. Его отец играл тебя в фильме "Великий перелом". Помню, удивился, что Жуков невысокого роста, очень коренастый, крепкий. Похож на памятник, стоящий перед Историческим музеем.

"Сталина видел... Издали"
- Часом вы с Лениным на субботнике бревно не несли, Михал Михалыч?

- Об этом поговорим, когда придешь брать интервью по случаю моего 80-летия... Про Ульянова, или Ленина, не скажу, а вот Клима Ворошилова и мне сыграть довелось. В спектакле Театра сатиры "Счастливцев-Несчастливцев". Шура Ширвиндт изображал Сталина. Иосифа Виссарионовича я тоже видел, правда, на расстоянии. Во время парадов на Красной площади он стоял наверху, на мавзолее, а мы с отцом внизу, на гостевой трибуне. Сан Саныч Фадеев держал меня за руку. В Театре Вахтангова ставили фадеевскую "Молодую гвардию", и папа репетировал роль руководителя краснодонского подполья...

Когда умер Семен Михайлович, я шел за лафетом с гробом тестя. Ольга Александровна Аросева в тот день случайно оказалось в Останкинской студии и видела, как кто-то из теленачальства шипел на режиссера трансляции: "Уберите из кадра этого ведущего из "Кабачка "13 стульев"! Что он там крутится?" Наша передача в ту пору пользовалась бешеной популярностью, ее смотрела вся страна, включая генерального секретаря Брежнева. Леонид Ильич подошел к гробу Буденного, по-отечески обнял меня и поцеловал. В "Останкино" засуетились: "Показывайте Державина крупнее!"

- Ваши байки не переслушать, Михал Михалыч!

- Это моя жизнь, уважаемый. Сейчас можно вспоминать почти весело, а эпизод тяжелый. Мы все очень любили Семена Михайловича...

Еще как-то я выпивал молдавский (ныне, кажется, запрещенный) коньяк с товарищем Брежневым. Происходило это в центральной ложе Московского ипподрома на глазах у политбюро ЦК КПСС. Люди, чьи портреты по праздникам несли на демонстрации, стояли у стенки, а я неловко примостился в кресле с дочкой Машей и слушал руководителя государства. В какой-то момент Леонид Ильич повысил голос, чтобы стоявшие сзади все слышали, и сказал: "Вот тут меня хотят переизбрать... Как ты к этому относишься?" Я залепетал: "Нет, ну разве можно? Если в театре без конца тасовать худруков, толку не будет". Брежнев лишь рассмеялся от моей детской фразы.

- Из-за близости к сильным мира сего вы, наверное, были в театре неприкосновенной личностью? Дескать, тронешь - пожалуется на самый верх.

- Мне пришлось в партию вступить, как политически сознательному! Однажды вызвал Валентин Николаевич Плучек и говорит: "Есть мнение, что вам надо подать заявление в КПСС". Я только и смог спросить: "А почему не Андрюша Миронов или Шура Ширвиндт?" Ответ худрука отрезал пути к отступлению: "Миша, вы единственный русский в труппе". И все же я нашел лазейку: "А Папанов?" Плучек был неумолим: "Анатолий Дмитриевич честно предупредил, что может напиться и потерять партбилет. Скандал гарантирован. А вы малопьющий..."

- Хотя бы не сожгли красную книжицу по примеру экс-однофамильца Марка Захарова?

- Нет, мой билет лежит в сейфе у директора театра, хранится, как музейный экспонат. Кстати, слышал, будто и Марк Анатольевич не свой документ перед телекамерами сжег, а одолженный у кого-то из телевизионщиков. Не знаю, может, легенда...

"Забивал самому Льву Яшину"
- Мемуары еще не пишете, Михал Михалыч?

- Питерское издательство обещало к юбилею выпустить книжечку, не знаю, поспеет ли. Хотел назвать труд "Бесполезные воспоминания", но редакторы возражают. Говорят, слишком самокритично. Так пока и не определились.

- Роксане Рубеновне посвятили несколько страниц?

- Что значит "несколько"?! У меня удивительная супруга. Вы много знаете женщин с четырьмя высшими образованиями? У Рокси их именно столько. По первой профессии она строитель, выпускница Ташкентского института инженеров железнодорожного транспорта. А сейчас, помимо занятий музыкой, еще возглавляет Российскую лигу защиты животных. У нас на даче псина живет -помесь волка и овчарки. И кошка была камышовая, полудикая.

- Трудно вам приходится, Михал Михалыч...

- Что ты! Все замечательно. Мы с Роксаночкой 25 лет вместе, серебряная свадьба скоро.

- Да у вас сплошные праздники и круглые даты!

- Не то слово. Конец мая -самое напряженное время. 29-го день рождения у Маши, моей дочери, 30-го - у Роксаны, 31-го - у младшего внука Павлика. Да и я недалеко убежал с юбилеем...

- Чемпионат мира по футболу смотреть планируете?

- Очень люблю эту игру, когда-то сам с удовольствием мяч гонял, однажды даже забил гол великому Льву Яшину. Но это отдельная история, как-нибудь потом расскажу. А за первенством в Германии, увы, по-настоящему понаблюдать не удастся: 20 июня уезжаю с театром на гастроли. На самые решающие матчи!

- Не на Луну же летите. Мундиаль по всему миру показывают.

- Разница в часовых поясах большая. Мы - только не смейся - в Нью-Йорк едем.

- К Розе, до востребования?

- Да-да! А если без шуток, собираемся играть на Бродвее поставленный к 80-летию театра спектакль "Нам все еще смешно!" Он пользуется большим успехом у публики. Вернемся из Америки и - в отпуск. Рыбацкие снасти меня уже ждут. Давно не отдыхаю за границей, смысла не вижу. Как обычно, поеду на дачу под Чеховом. Там места замечательные, озера, пруды... Видеокассеты с собой возьму. Специально закупаю. В Москве фильмы смотреть не успеваю, после репетиций и спектаклей домой возвращаюсь, когда по ТВ только эстрадные концерты крутят. Ощущение, будто вся страна состоит из неудавшихся молодых певцов. Так вот, о кино. Иногда газету или журнал откроешь, а там заголовок: "Звезда популярнейшего сериала..." И дальше -фамилия. А я впервые ее слышу. Вот летом и наверстываю, пробелы в образовании восполняю. Книжки, конечно, читаю. Словом, отдыхаю в свое удовольствие. До 7 сентября, начала театрального сезона, постараюсь в городе пореже появляться. Так что, как говорится, пишите письма. До востребования. Мне.

15.06.2006
Андрей Ванденко
http://www.peoples.ru/art/cinema/actor/derzhavin/interview2.html

Док. 450567
Перв. публик.: 15.06.06
Последн. ред.: 05.06.08
Число обращений: 255

  • Державин Михаил Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``