В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
У нас появилась функция `спасательной команды` для СМИ Назад
У нас появилась функция `спасательной команды` для СМИ
Олег Третьяков, член Общественной палаты РФ и директор по региональному развитию ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" рассказал "ДП" о технологии влияния ОП на политику в России.

- Общественная палата образована недавно. Можно ли сказать, что в организационном плане она вышла на "проектную мощность"?

- Общественной палате необходимы помещение для работы, аппарат и законодательно определенное место в структуре власти. Наше здание сейчас ремонтируется и в следующем году будет окончательно подготовлено. При этом для работы нашей комиссии (по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ. - Ред.) специальные помещения не нужны, туда вошли состоявшиеся люди, располагающие своим аппаратом, готовые найти подходящее место для заседаний.

Члены Общественной палаты уже активно работают в рамках рабочих групп различных министерств и федеральных агентств, хотя с Государственной думой широкого контакта пока не получается. У меня есть ощущение, что депутаты чувствуют некоторую ревность по отношению к членам палаты.

- Как Вам и другим членам палаты удается совмещать работу в ней со своей профессиональной деятельностью?

- Сейчас я занимаюсь вопросами расширения нашего издательского дома "Бонниер Бизнес Пресс" в регионы. Поэтому я много езжу по стране и вижу на местах реальную ситуацию с региональными СМИ. Это весьма полезно для работы в моем комитете.

- Как бы Вы на сегодня сформулировали основную функцию Общественной палаты?

- По первоначальному замыслу Общественная палата должна была обеспечить еще один канал связи между президентом, исполнительной властью и обществом. Цель заключается в том, чтобы гражданское общество, негосударственные коммерческие и некоммерческие организации могли через палату выразить свои интересы.
Первоочередной задачей нашей организации является экспертиза законопроектов. Но пока у нас нет ресурсов для полномасштабной работы в этом направлении, поэтому каждая комиссия определяет для себя приоритетные законопроекты и сосредотачивается на работе с ними.

- Не подменяет ли неизбираемая Общественная палата избираемую Государственную думу?

- Первый состав нашей палаты выборный на одну треть. У нас есть предложение, чтобы следующий ее состав полностью прошел через сито региональных выборов. Такие изменения можно внести в регламент.

Кроме того, у нас все депутаты будут теперь избираться по партийному признаку. По замыслу инициаторов избирательной реформы пройти в Думу смогут только мощные партии и соответственно их члены. Но существует множество людей, которые объединяются не по партийному, а по профессиональному или какому-то другому признаку. Поэтому если не импонирует ни одна из партий, можешь представлять свои интересы во власти через отраслевую или общественную организацию, в моем случае медийную. Таким образом, депутаты Государственной думы представляют население, а Общественная палата - его самую активную часть, которая способна самоорганизовываться в рамках общественных объединений.

С самого начала Общественная палата не имела ни денег, ни аппарата, ни репрессивных возможностей в рамках законодательства (к примеру, права вето). Идеологи проекта хотели, чтобы палата работала с более современной технологией - через создание общественного мнения вокруг конкретной проблемы, с использованием информационных технологий и социальных связей. Общественное мнение должно влиять на деятельность депутатов и исполнительной власти.

- Обладает ли ваша комиссия возможностями для защиты независимых СМИ?

- У нас появилась функция "спасательной команды" для региональных СМИ. Когда у нас оказывается информация о том, что в каком-то регионе существует вероятность закрытия независимого СМИ, мы выносим этот мелкий городской или региональный конфликт на федеральный уровень. Председатель комиссии может направить письмо в МВД, в прокуратуру или в соответствующее министерство, чтобы там еще раз внимательно посмотрели на ситуацию. Такая схема работает.

- Удалось вашей "спасательной команде" уже спасти кого-то?

- Я занимался историей, связанной с ИД "Крестьянин" из Ростова-на-Дону. Он судится с региональными депутатами, один из которых - местный земельный барон. Суд был настроен применить "высшую меру" для СМИ - выписать очень большой штраф, который бы серьезно ударил по издательскому дому. А речь идет о крестьянском СМИ, одном из немногих на юге России, которым владеют редакторы, и читатели любят это издание. После нашего вмешательства уровень притязаний снизился с полутора миллионов до пятидесяти тысяч рублей. Тот факт, что региональный конфликт был выведен на федеральный уровень, помог исправить ситуацию.

- На российский рынок печатных СМИ выходит все больше западных изданий. Как это влияет на уровень свободы слова в стране?

- Формально рынок рекламы растет, и западные издатели с радостью устремляются в ниши, где можно свободно работать. Однако общественно-политические или информационные форматы западными издателями не очень востребованы. Привлекательны для инвесторов СМИ, где нет необходимости отвечать на серьезные вопросы, которые стоят в обществе, и где ни у кого нет больных мозолей.

На нашем рынке существует лишь несколько серьезных западных изданий. Если они и имеют какую-то общественную значимость, то только в "узком кругу", поэтому им и позволяют делать все что угодно. Вопрос в том, когда появятся массовые западные СМИ. Для формата деловых и аналитических изданий это пока невыгодно.

- Какие задачи Вы ставите для себя в числе приоритетных в рамках членства в Общественной палате?

- В ближайшей перспективе хочется положить начало процессу формирования единых правил журналистской этики. Этого можно достичь, если появится достаточное количество редакций, которые будут придерживаться определенных стандартов поведения в отношениях с читателями, с ньюсмейкерами, а также друг с другом. Мы пытаемся добиться этого через взаимодействие с медийными организациями, которые объединяют СМИ, являющиеся лидерами мнения среди коллег. Если в каждом городе они примут для себя определенные правила и будут в соответствии с ними работать, в конце концов и их коллеги вынуждены будут к ним присоединиться.

В ходе Всемирного издательского конгресса активно обсуждался вопрос о том, что российское журналистское сообщество должно само заниматься самоочищением, чтобы проблемы, связанные с оплаченными статьями или медиакиллерством, ушли в прошлое.

Участники рынка должны работать по прозрачным правилам. Надо понимать, что повышение прозрачности редакционных процессов увеличивает и инвестиционную привлекательность деловых СМИ.

Член Общественной палаты и директор по региональному развитию ЗАО "Бонниер Бизнес Пресс" Олег Третьяков: "Мне кажется, в людях, которые забираются на верх социальной лестницы, генетически заложена тяга к общественной деятельности".
***
126 человек работают в Общественной палате РФ, 60% из них старше 50 лет, а также 75% - мужчины.
***
За кадром

- О свободе слова

Свобода предполагает самостоятельность в принятии решений и ответственность за эти решения. Руководители СМИ не всегда хотели бы нести за свои решения ответственность и быть самостоятельными. Проще найти какой-нибудь холдинг или управляющую компанию, к которой можно прислониться. Это во многом еще советская проблема, когда у людей не было воспитано ответственности за свои решения, свою судьбу и свое будущее. Не все могут выдержать прессинг и отстоять право быть самими собой в условиях, когда есть только ты и губернатор, с которым споришь, и за тобой нет никого, кроме твоего коллектива. Если у управляющей компании есть серьезные интересы в регионе, она всегда может разменять газету, прибыль от которой для нее ничто, на какие-то преференции от губернатора.

- О рынке СМИ

Сейчас наш рынок очень непрозрачный. Нельзя получить точную статистику по тиражам, оборотам, рекламным доходам. Как меряется рынок телевизионной рекламы в России? Руководители раз в год собираются в ресторане, каждый пишет на безымянной бумажке свой оборот и бросает в шапочку. Все складывается и получается объем рынка. Как при этом заниматься планированием бизнеса? У нас все говорят: государству надо - пускай оно считает, какой у нас оборот, а коллегам мы не скажем. И хотя для государства рынок СМИ еще слишком мал, чтобы им всерьез занимались, с ростом рекламных оборотов ситуация может поменяться. То, как проверяют сейчас "ДП", входящий в число крупнейших налогоплательщиков города, через какое-то время может стать нормой и для остальных изданий.

- О новых реалиях

Все больше и больше газет и издателей теряют свою независимость, включаясь в орбиту чьих-то бизнес-интересов. Число изданий, где собственниками были журналисты или профессиональные издатели, стремительно сокращается. Если после прихода Путина многие посчитали свои медиаактивы непрофильными и стали избавляться от них, то после известных событий на Украине и волны цветных революций стало ясно, что считать медиабизнес непрофильным пока рано. Сейчас многие олигархи по новой скупают различные СМИ - такова реальность.

- Об общественном телевидении

Мы провели слушания, но по их результатам я понял, что не все еще созрели для общественного телевидения. Это очередная идея, которая идет сверху. Какие у нас есть признаки, что снизу люди в этом заинтересованы? В мире есть различные модели существования общественного телевидения. Так, распространен вариант, когда каждое домохозяйство платит некоторую сумму, идущую напрямую на финансирование канала. На таком телевидении существует наблюдательный совет, состоящий из людей, которым доверяет общество. Но захотят ли наши люди за это платить и доверятся ли они государству в вопросе выбора людей в общественный совет? Ведь если туда попадут независимые люди, такое СМИ сможет транслировать мнения, которые не понравятся властям.

15.08.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/121/publications/328

Док. 450228
Перв. публик.: 15.08.06
Последн. ред.: 01.12.11
Число обращений: 102

  • Третьяков Олег Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``