В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Второй Московский гражданский форум. Секция: `Экологическая доктрина Москвы. Роль и место общественных организаций в реализации экологической политики` Назад
Второй Московский гражданский форум. Секция: `Экологическая доктрина Москвы. Роль и место общественных организаций в реализации экологической политики`
Москва, несомненно, входит в число тех регионов, где реализуется целый ряд городских программ, направленных на охрану окружающей среды. Одним из самых ярких подтверждений данной работы является то, что, начиная с 1995 года, Правительством Москвы были приняты двадцать два постановления, которые в той или иной степени затрагивают самые разнообразные аспекты, характеризующие экологию мегаполиса. Сюда вошли: экологический аудит, выбросы в атмосферу, теплоэлектроснабжение, воздушно-транспортная система, строительство, производственные территории, отходы производства и потребления, состояние почвогрунтов, малые реки и водоемы, лесопарковая зона, растительные сообщества и редкие животные, непрерывное экологическое образование. Каждое из этих постановлений подкреплено конкретной объемной работой.

Отраден также тот факт, что городское руководство рассматривает Москву как сложную многофункциональную природно-антропогенную систему, которая продолжает развиваться в жестких условиях формирования рыночной экономики и остро нуждается в выработке новых подходов к управлению качеством окружающей среды.

Каждому москвичу понятна сложность решения экологических проблем в столице, ведь в отличие от любых других административных образований у города-региона нет собственных загородных площадей, на которые бы было можно по собственному усмотрению размещать (выносить за пределы города) те или иные промышленные объекты, а также пункты утилизации и переработки отходов. Вместе с тем на территории Москвы находятся объекты федерального подчинения, которые непосредственно городу не принадлежат, но требуют к себе определенного внимания. Можно приводить еще много подобных примеров. Вместе с тем жители города и экологическая общественность надеются, что принятие "Экологической доктрины города Москвы" может положительно повлиять на улучшение экологической обстановки в столице.

В тексте экологической доктрины заложены возможности участия общественности в ее реализации, что подтверждается следующим.

Среди принципов городской экологической политики названы:

- взаимодействие городской администрации с жителями города при решении вопросов охраны окружающей среды;
- открытость и доступность экологической информации, прозрачность системы принятия решений в области охраны окружающей среды;
- участие общественных организаций и объединений, органов местного самоуправления и деловых кругов в подготовке, обсуждении, принятии и реализации решений в области охраны окружающей среды и устойчивого развития.

Среди мероприятий по реализации системы экологического образования и просвещения в городе Москве в доктрине отмечены:
- привлечение общественных организаций и объединений к решению экологических вопросов, определенных к реализации в городе;
- работа с населением по формированию бережного отношения к природе (участие москвичей в мероприятиях по сохранению и восстановлению естественных растительных и животных сообществ на особо охраняемых природных территориях города);
- создание целенаправленных детских и семейных экологических программ, освещающих актуальные проблемы охраны окружающей среды, а также экологической социальной рекламы на центральных и местных кабельных каналах телевидения, радио;
- создание при участии общественных экологических организаций системы окружных и районных информационно-просветительских центров для населения;
- развитие волонтёрства для работы в особо охраняемых природных территориях (ООПТ) города.

Наличие выше названных принципов и мероприятий по реализации экологической политики не может не радовать москвичей или любого представителя экологической общественной организации. Но, мы знаем, что очень часто прекрасные предложения остаются только на бумаге в виде параграфов, статей или пунктов. Не хотелось бы, чтобы это было и в данном случае.

Так, например, среди факторов, усугубляющих экологическую обстановку в столице назван "недостаточный уровень экологического сознания и экологической культуры населения". При этом узнать о принятии экологической доктрины могут только самые любознательные и настойчивые москвичи.

Действительно, данный документ размещен в Интернете, что соответствует принципу открытости и доступности информации, но широкие слои населения не имеют ни малейшего представления об его существовании. Вместе с тем, имеются прекрасно отработанные механизмы для информирования всех москвичей через объявления в метро, рекламные щиты, широкую сеть бесплатных газет, информационные листовки, раскладываемые по почтовым ящикам и многое другое. Но удивителен тот факт, что вся эта информационная машина начинает работать только во время выборных компаний. Может быть, при постоянном информировании населения о важных социальных программах и мероприятиях, жители столицы стали бы более внимательны к "навязчивой" рекламе? А пока, к широко распространяемой информации проявляют интерес только те, от кого она исходит.

Социальная реклама на нашем телевидении практически отсутствует. Самое интересное, что российское телевидение рассказывает, иными словами - рекламирует социальную рекламу в Китае, которая призывает учиться "не мусорить", ведь они готовятся к предстоящим летним олимпийским играм. Интересно, к чему должна начать готовиться наша страна, чтобы чистота стала бы одним из основных атрибутов бытия? Как сказал один из киногероев, "за Державу - обидно!".

Есть еще одна причина опасения, что по большому счету привлечение общественности к реализации экологической политики не выйдет за рамки декларации, это отсутствие каких-либо целевых показателей, которые позволяли бы оценивать реализацию выше названных в декларации принципов.

На наш взгляд, на данный момент взаимоотношение между системой государственного управления Москвы и общественностью носит характер "субъект - объектных" отношений. Это следует как из текста декларации, так и из закона "О взаимодействии органов власти города Москвы с негосударственными некоммерческими организациями". Даже в педагогике, где испокон веков складывались отношения между наставником и ведомым, идет серьезная перестройка в плане активизации роли обучаемого. Руководство Москвы "признает права" негосударственных организаций на участие в реализации городской политики (право на обучение), намерено сотрудничать и поддерживать их деятельность (обучать и опекать). Конечно такая ситуация может казаться просто сказочной для тех регионов, в которых отсутствует постоянный диалог между властью и общественностью.

Хотелось бы, чтобы как в грамотном педагогическом действии после выстраивания процесса обучения, наступила пора развития творческой активности учащихся.
Конечно, Правительство города отвечает за всё и вся, но, тем не менее, работа с общественностью и неправительственными организациями в реализации экологической политики только выиграет, если будет носить системный, а может быть даже плановый характер.

Система взаимодействия городских структур и общественных организаций может быть выстроена на основе конкретных городских планов и программ, с которыми могут познакомиться общественные организации и взять на себя те или иные обязательства по их реализации. Так, например, в соответствии с программой озеленения могут быть составлены графики участия общественности в проведении тех или иных работ, и с каждой конкретной организацией будет определена форма взаимодействия. Вместе с тем, при проведении плановых озеленительных работ могут привлекаться на добровольной основе и отдельные горожане, школы, внешкольные детские организации, которые могли бы быть заранее проинформированы о предстоящих мероприятиях.

Система взаимодействия по реализации экологической доктрины города не сможет функционировать без налаженной системы информирования населения и общественности о возможном участии в реализации экологической политики столицы.

Поднять уровень экологического сознания и экологической культуры населения может система просветительской работы, в которой заметное место должны занять и общественные организации. Необходимо продумать более гибкие формы взаимодействия общественности и городских структур, чтобы создавалась атмосфера востребованности инициатив со стороны общественных организаций, чтобы каждый чиновник помнил, что хорошего много не бывает, а тем более, когда речь идет о формировании высоконравственных ценностей.

В Москве проходят замечательные конкурсы на звание лучших улиц, двориков и подъездов. И, это очень хорошо. Это нравится москвичам. Действительно появляются благоустроенные улицы, дворы, подъезды. Но, при всем этом, не забываются ли рядом находящиеся улицы и дворы. Я уж не говорю о подъездах. Правильно ли распределяются муниципальные силы? Плохо то, что этот конкурс говорит о том, что в огромном мегаполисе пока только десятки уютных и чистых двориков и улиц.
Только введение системы от "чистых" подъездов до "чистых" двориков и "чистых" микрорайонов позволит сделать весь город чистым. Необходимо развивать желание у каждого москвича жить как все в чистом подъезде, гулять как все в чистом дворике, работать как все в чистом микрорайоне. Конечно, такая объемная работа может проводиться только с привлечением общественности.

Получить объективную информацию о действенности экологической политики столицы позволит только хорошо отлаженная система обратной связи с населением и общественными организациями. Формы связи должны быть самыми различными и такими, чтобы были удобными для большинства жителей города: регулярные телемосты с москвичами, общественные слушанья, народный форум в Интернете, прямой диалог общественности и власти на радио, страницах газет и журналов. Впрочем, всё это уже есть, просто необходимо переставить некоторые акценты.
К работе отдельных элементов такой системы в перспективе могут быть привлечены общественные и неправительственные организации, которые будут аккумулировать мнение отдельных групп москвичей и доводить его до официальных представителей городской власти. Данную функцию могла бы выполнять Московская общественная палата.

В комиссию по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты Российской Федерации, подавляющее количество вопросов и предложений приходит непосредственно от москвичей. Что это за вопросы и предложения? Это проблема утилизации мусора, это экологический расчет строительства четвертого транспортного кольца, это вывод из эксплуатации ядерных реакторов, находящихся на территории города, это экологическое образование и многое другое... Могу заверить будущую Московскую общественную палату, что вопросы экологической безопасности и вопросы экологической культуры для москвичей по приоритету являются первостепенными.

25.03.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/28/publications/107

Док. 449699
Перв. публик.: 25.03.06
Последн. ред.: 03.06.08
Число обращений: 324

  • Медведева Марина Валентиновна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``