На фоне общего обострения ситуации в мире эскалации конфликта в Абхазии можно было ожидать. В качестве детонатора, взорвавшего самостийную провинцию Грузии, выступил официальный Тбилиси. Что стоит за его позицией? Этот вопрос обсудили в редакции "Российской газеты" директор Института стратегических оценок Сергей ОЗНОБИЩЕВ, бывший руководитель подразделения по борьбе с терроризмом КГБ СССР Владимир ЛУЦЕНКО и заместитель председателя правления Центра по исследованиям межрегиональных и межэтнических экономических проблем Шамиль СУЛТАНОВ. Шамиль Султанов считает, что случившееся нужно рассматривать в контексте давнего желания Шеварднадзе заменить российских миротворцев в Абхазии на международный контингент. Сергей Ознобищев заметил, что Шеварднадзе не всегда понимает, кто в Москве владеет ситуацией и дирижирует событиями в Закавказье. Ему хочется прислониться к США, которые, как ему кажется, могут стать "большим другом" Грузии. Поскольку, по его логике, США должны быть заинтересованы в расширении своей зоны влияния на Кавказе. Развивая тему, Владимир Луценко сказал, что грузинский лидер не учел изменений, произошедших после самолетных таранов нью-йоркских небоскребов. Вчерашние критики политики Москвы на Кавказе резко пересмотрели свою позицию в отношении чеченских бандформирований. Шеварднадзе промахнулся и, судя по всему, не совсем представляет, что ему делать в этой ситуации. Пришлось вводить регулярные части в Кодорское ущелье, чтобы не допустить полного уничтожения гелаевских бандитов, выступивших единым фронтом с грузинскими "лесными братьями". Военное вмешательство Тбилиси в конфликт уже вызвало негативную реакцию специального представителя ООН в Грузии Дитера Бодена, который назвал этот шаг противоречащим московскому соглашению о прекращении огня от 14 мая 1994 года. По мнению участников встречи в редакции, нельзя забывать, что в Грузии грядут очередные президентские выборы, и, не имея в своем активе очевидных экономических успехов, Шеварднадзе рассчитывает, что и в этот раз война поможет ему удержаться у власти. НАША СПРАВКА В апреле 1994 г. на встрече глав государств СНГ в Москве принимается решение о проведении операции по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. 14 мая 1994 года в г. Москве противоборствующие стороны подписывают Соглашение о прекращении огня и разъединению сил, на основе которого в зону конфликта вводятся российские миротворческие силы. Россия добилась признания ООН своей операции как операции СНГ. Был детально разработан с привлечением опыта ООН мандат миротворческих сил и ограничена зона ответственности пределами Гальского района, прилегающего к внутренним районам Грузии. Контроль за ситуацией в зоне конфликта осуществляют наблюдатели ООН. 1 июня 2001 года в Минске Совет глав государств СНГ продлил пребывание Коллективных миротворческих сил в Абхазии до 31 декабря 2001 года. Общая численность российских миротворцев в зоне конфликта составляет 1682 человека, 114 единиц бронетехники и 4 вертолета. С начала ввода войск в Абхазию миротворцы потеряли 85 человек убитыми и более 300 получили ранения. Двое военнослужащих посмертно удостоены звания Героя России. Какие последствия будет иметь возможный выход Грузии из СНГ? Владимир ЛУЦЕНКО: - Давайте сначала решим для себя: а была ли Грузия действительно членом СНГ? Де-юре - да. Де-факто - нет. Я думаю, что для нас это будет не очень большая потеря. Скорее это создает определенные трудности для самой Грузии, точнее - клану Шеварднадзе, который сейчас правит в этой республике. И я не исключаю, что в случае выхода Тбилиси из СНГ, произойдет что-то вроде политического переворота, и к власти придут пророссийски настроенные политические круги, которые очень недовольны сегодняшней явно проамериканской ориентацией Шеварднадзе. Не забывайте, что Грузия несколько столетий была очень тесно связана с Россией. А это просто так не выкинешь из нашей общей истории. Шамиль СУЛТАНОВ: - В случае выхода Грузии из СНГ она получает большую возможность обращаться в различные международные организации. До сих пор Евросоюз, ОБСЕ, НАТО и другие объединения отвечали на все просьбы Тбилиси заменить российских миротворцев на международные силы довольно однозначно: вы входите в СНГ, вот там и решайте свои проблемы. Думаю, выход Грузии из СНГ будет невыгоден ни Западу, ни России. Нам - ясно почему. А у Запада возникнет еще одна головная боль в этом регионе. Выгодно это только клану Шеварднадзе, который пытается таким образом получить от американцев большие деньги на будущие выборы и спрятаться за Запад от всех "домашних" проблем, которые он уже не в состоянии решить. Не забывайте, что Эдуард Амвросиевич пришел к власти на военной волне и вновь пытается разыграть военную карту. Сергей ОЗНОБИЩЕВ: - Нам, конечно, будет и неприятно, и обидно, если это произойдет. И воспримем мы это как определенную угрозу со стороны НАТО, куда так стремится сегодня официальный Тбилиси. Возникнет так называемая "эскалация сложностей" для России. Ведь НАТО окажется совсем рядом, тем более в таком горячем регионе, каким является Кавказ. Сегодня Грузия стоит на грани раскола. Многие политики заняли выжидательную позицию - кто победит. Хотя, я думаю, если Тбилиси выйдет из СНГ, то они просто не успеют наломать дров в российско-грузинских отношениях. Просто и власти придет новая команда, которая будет работать в направлении улучшения наших отношений. Хотя, как говорил один политолог, не наломав дров, можно поскользнуться на банановой корке. http://www.rg.ru/anons/arc_2001/1013/2.shtm
12.10.2001
Док. 449640 Перв. публик.: 12.10.01 Последн. ред.: 03.06.08 Число обращений: 275
Султанов Шамиль Загитович
|