В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Приоритеты миграционной политики в республиках Северного Кавказа в свете обеспечения национальной безопасности России Назад
Приоритеты миграционной политики в республиках Северного Кавказа в свете обеспечения национальной безопасности России
Доклад Липиной С.А. на научно-практической конференции НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И МИГРАЦИЯ. РОССИЙСКИЙ АСПЕКТ. Организаторами семинара выступили: Комитет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Национальный Антикриминальный и Антитеррористический Фонд. 29 мая 2008 года.

Северокавказские республики - это единственный регион Российской Федерации, где на фоне социальной нестабильности и многочисленных специфических проблем, связанных с межнациональными и межконфессиональными отношениями, проходила рыночная трансформация хозяйственного комплекса республик.

Уцелевшие после реформ, слабая промышленная и социальная база, неравные стартовые возможности, резкий спад добывающего производства, банкротство значительного числа предприятий стали новыми факторами, приведшими к еще большей трудоизбыточности в республиках. Люди в большинстве своем оказались неподготовленными к преодолению этих негативных социальных явлений. Безработица еще более усиливалась нарастающим потоком мигрантов из неспокойных зон, переселением семей работников сезонной и вахтовой миграции, из горных и труднодоступных районов на равнинные участки, что усиливало угрозы этнической стабильности и перераспределение сфер влияния в отраслях хозяйственной деятельности.

Кроме того, недостаточный учет особых условий формирования этноэлиты: местной национальной творческой и научной интеллигенции, главным образом, среднего и старшего поколения, которая в течение 1990-х гг. в значительной степени имела свои сильные позиции авторитета в обществе и "законодателей" общественной морали, и которая до сих пор по разным причинам сегментирована по степени политического влияния местной власти, общественно-политических процессов между различными партиями и группами, определили многие негативные процессы в республиках.
Следует особо отметить, что самые значительные миграционные процессы в течение последних 13-15-ти лет произошли и происходят на Северном Кавказе, за которым с начала 90-х гг. прошлого столетия прочно закрепилась репутация самого конфликтного региона России. Приходится подчеркивать, что главной мишенью агрессивных действий международного терроризма и религиозного экстремизма, всяческих националистов и сепаратистов и других деструктивных сил стало славянское население как государствообразующий этнос. В результате насильственных действий еще до начала противостояния 1994 года из Чеченской республики бежало более 200 тыс. русскоговорящего населения. Стала практически моноэтнической республика Ингушетия, почти вдвое сократилась численность славянского населения в Дагестане, Продолжается до сих пор выезд из других республик.

Создание системы политических, правовых, экономических и иных привилегий для представителей "титульных" этнических групп, утверждение кланово-этнической системы организации бизнеса и власти в сочетании с криминальной приватизацией привели к нарастанию не только неравенства по национальному признаку, но и социальной напряженности на территориях республик. Малоземелье, в результате распада госпредприятий, и раздача земель по клановому признаку, закрытие многих промышленных предприятий и их криминальная приватизация, без учета интересов населения, лишила работы не только русскоговорящее население, но и свои этносы, которые стали объектом эксплуатации со стороны торгово-посреднического капитала и разного рода предпринимательства. Подрыв реального сектора экономики республик, отток не только русскоговорящего, но и оставшегося без работы квалифицированного "титульного" населения, сейчас приводит к явной нехватке профессиональных кадров в республиках.

Однако возвращение многих в республики весьма проблематично по многим причинам, главными являются:
    Многие беженцы из Чечни, при получении компенсации за потерянное жилье подписывали по требованию миграционных федеральных служб, документ, согласно которому они уже никогда не вернутся в республику и не потребуют там жилье.
    
Отсутствует равноправие в оформлении миграционных документов для желающих вернуться в Россию между русскоязычным населением и реабилитированными народами с Северного Кавказа, которым дается сразу гражданство и возможность жить на территории. А 25 миллионов наших русскоговорящих соотечественников за рубежом ждут разрешение годами.

При этом важно подчеркнуть следующее. Если республики Северного Кавказа в целом являются субъектами региона, из которых в целом идет значительный миграционный отток населения, то другие субъекты Северокавказского региона - Краснодарский и Ставропольский края и Ростовская область, наоборот, являются территориями приема основной части мигрантов, в том числе и вынужденных переселенцев из республик региона.

Если миграционный отток населения из республик Северного Кавказа является следствием процесса "суверенизации", обострения межэтнических отношений и военных конфликтов, то следствием значительного миграционного притока населения в перечисленные субъекты региона явился значительный рост в них межэтнической напряженности. Такое залповое наполнение этих территорий ведет к изменению состояния и положения этнических коллективов в этих регионах и наполняет национальные отношения новым содержанием. К числу самых злободневных и угрожающих безопасности южных регионов России относится Миграционная агрессия. В последние годы основные рекреационные территории, имеющие общегосударственное значение подверглись избыточной миграции не только со стороны русскоговорящего населения, но и выходцев из республик, не только в хорошо освоенные районы, но и в те, где можно, не прилагая особых усилий, извлекать доходы и сверхдоходы от эксплуатации природных и рекреационных условий.

    По большинству социальных показателей республики Северного Кавказа стоят на последнем месте среди других регионов России, особенно соседних с ними. В результате внутренняя нестабильность, ускоренный демографический рост на фоне влияния местных специфических культур и образа жизни усиливает этнополитическую борьбу внутри и между субъектами за экономические и природные ресурсы.

Все республики являются высокодотационными, нуждаются в финансовой и материальной поддержке Центра, не обеспечивают себя продуктами питания и товарами первой необходимости. Уровень безработицы в ряде республик более 50% и выше, проблема в Чечне усугубляется притоком перемещенных беженцев и переселенцев. Следует учесть, что большинство из них - это неквалифицированные кадры (женщины и подросшее поколение), масса незанятого прошедшего войну мужского населения. Все это создает социально-экономические трудности, нестабильность, утрату социальной ориентации, усиление имущественной дифференциации, повышение значимости этнических связей, что приобретает в республиках опасные формы и требует немедленного разрешения.
Кризис во всех сферах жизни общества привел к ухудшению социального самочувствия населения (то есть возникновению социально-психологического дискомфорта). Вследствие этих процессов произошла социальная дезориентация огромных масс людей. Скоропостижный отход и отказ от интернационализма вызвал нарастание национализма в мягкой или жесткой форме.

В республиках нет точной статистической базы. Сегодня объективности и качеству информации, используемой для оценки всех проблем республик, мешает крайняя разобщенность всех ведомств. Для детального вычисления доходов и расходов населения не хватает информации налоговых органов, происходит замена форм отчетности производств. Информация МВД не позволяет сделать обоснованные выводы о тенденциях развития социально-экономического потенциала республик. Достоверность многих данных сомнительна, подчас численность населения республик преувеличена. Необходимо отметить, что официальная статистика в связи с социально-политической напряженностью в республиках последнего 15-летия не имела реальной возможности отразить действительную ситуацию. В республиках высока доля теневого сектора экономики (По данным Аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЮФО в 2006 году доля теневого сектора ЮФО достигала 50% от ВРП). Каждая республика имеет свою отраслевую "теневую" специфику, где основными являются: мелкотоварное сельское хозяйство, оптовая и розничная торговля. Значительная часть трудоспособного населения выезжает стихийно на заработки в другие регионы России, высок уровень маятниковой и сезонной миграции. Учитывая менталитет народов Северного Кавказа необходимо отметить, что традиции взаимопомощи, внутриродовой помощи, религиозных обязательств (добровольные взносы) дают основу поддержки особо ущемленных слоев населения республик и не могут быть учтены в качестве доходов.
Обостряются с каждым годом социально-экономические проблемы - жизнь за счет дотаций из федерального бюджета и межсемейных трансфертов диаспор народов республик, проживающих в других регионах России без устойчивого развития собственных источников доходов; сокращение легальной занятости, ускоренное разрастание органов госуправления и занятости в них, почти полная тотальная безработица среди молодежи, создающая угрозу социальным взрывам, криминализация экономики, неэффективность и абсолютная непрозрачность социальных расходов бюджета.

Поэтому первоочередным шагом к решению проблем республик должно стать совершенствование социально-экономических статистических данных, оценки параметров ненаблюдаемой экономики и на данной основе повышение качества и достоверность всех макроэкономических показателей. Необходима увязка в единый комплекс данных налоговых органов, органов МВД, информации о теневой деятельности других региональных ведомств. Важно произвести оценку имеющейся информации, сформировать информационный банк данных, отслеживая динамику в дальнейшем этих показателей.

В 2006 году на территории Южного федерального округа действовало 28 федеральных целевых программ и подпрограмм. Кроме того, вопросы развития юга России решаются в рамках финансирования за счет непрограммной части Федеральной адресной инвестиционной программы, Федерального фонда регионального развития, а также инвестиционных средств Российского акционерного общества "ЕЭС России", открытого акционерного общества "Российские железные дороги", открытого акционерного общества "Газпром" и иных источников.

При анализе Федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы) получается, что на Республики Северного Кавказа , приходится около 86% общего объема финансовых ресурсов из всех источников финансирования по ФЦП. При рассмотрении затрат федерального бюджета на 6 республик: Дагестан (РД), Северная-Осетия - Алания (РСО-А), Ингушетия (РИ), Адыгея(РА), Кабардино-Балкарскую (КБР) и Карачаево-Черкесскую (КЧР) Республики приходится приблизительно 88% (45650,3 млн. рублей) от общего объема финансирования Федеральным бюджетом (52100 млн. рублей) ФЦП "Юг России (2008-2012 годы)".

Предлагаю Вам детально остановиться на примере финансирования республики Дагестан: (См. Приложение 1)
Внебюджетные средства в Республику Дагестан будут привлекаться в мероприятия по снятию инфраструктурных ограничений развития экономики и развитие туристско-рекреационного комплекса. Средства федерального бюджета предполагается направить в большей степени на мероприятия регионального значения, реализацию проектов, направленных на устранение социально-напряженных ситуаций на территории отдельных районов и муниципальных образований. В Республике Дагестан под мероприятиями, направленными на устранение социально-напряженных ситуаций в проекте ФЦП подразумевается: строительство 8 объектов здравоохранения в горных районах республики: Гунибском, Ахтынском, Ритульском, Ботлихском, Хунзанском, Шамильском, Цумадинском; строительство республиканского противотуберкулезного диспансера со стационаром на 320 коек; строительство больницы на 50 коек и на 100 посещений в смену, с. Коркмаскала, Строительство загородного летнего реабилитационного отделения Дома-интерната для умственно-отсталых детей "Забота" на 200 мест; строительство родильных отделений центральных городских больниц на 85 коек; строительство 16 объектов образования в горных районах и городах республики; строительство учебного корпуса Дагестанского государственного института народного хозяйства, 2-я очередь - пусковой комплекс и общежитие на 1000 мест; строительство водовода Ансалта-Рахата-Ботлих для оросительных и хозяйственных нужд; мероприятия по переселению лакского населения Новолакского района.
Сложно в данных программных мероприятиях понять, как будет происходить воздействие на снижение социальной напряженности в Республике Дагестан, если факторы, вызывающие социальную напряженность в глобальном масштабе - это и экономические и политические и культурные и экологические. Сегодня не существует точной трактовки данного понятия, поскольку для каждого региона, как мира, так и России социальная напряженность складывается из множества факторов. Для Республики Дагестан основными факторами, создающими социальную напряженность в регионе являются:

Экономические:
·    внутренняя миграция населения горных районов на равнинные земли как следствие нерешенной до сих пор проблемы репрессированных народов. Это конфликты интересов старожильческих этносов - кумыков, ногайцев, русских с мигрантами: аварцами, даргинцами;
·    земельный вопрос, обострившийся вследствие миграционных процессов, в частности равнинных земель отгонного животноводства (кутаны). Невнятный правовой статус этих земель;
·    усиливающаяся межэтническая конфронтация за распоряжение властными и экономическими ресурсами северных территорий республики;
·    продолжающийся выезд из республики высококвалифицированных кадров, в основном из числа русскоговорящего населения, что приводит к закрытию или перепрофилированию бюджетообразующих предприятий, а в связи с этим растет безработица остального населения.

Этнополитические:
·    проблемы разделенных (лезгины, аварцы, цахуны) и депортированных народов;
·    отсутствие национально-территориальной целостности у ногайцев;
·    деятельность международных экстремистских групп, нацеленная на выведение этого региона из-под юрисдикции России с целью получения доступа к природным ресурсам и транспортным коридорам;
·    возрастающее влияние на общественно-политические процессы в регионе со стороны религиозных объединений, набирает силу процесс политизации ислама, возникает определенная конфронтация между религиозными авторитетами и Духовным управлением мусульман, приводящая к конкуренции за общественное влияние, способствующая росту напряженности;
·    нерешенный вопрос представительства в структуре власти Республики титульных народов.
Социальные:
·    расслоение по уровню доходов
·    один из высоких показателей по стране безработицы;
·    одна из самых низких по стране заработная плата
·    накопившиеся за десятилетия острые социально-экономические проблемы остаются нерешенными;
·    рост протестного потенциала (По данным ВЦИОМ).

По разным официальным данным от общего числа безработных Дагестана 60% проживают в сельской местности. Тем и удивительнее выглядят мероприятия, запланированные в разделе "развитие сельскохозяйственного производства и инженерной инфраструктуры" - строительство групповых водопроводов: Махачкала-Каспийск-Избербаш, Кизилюрт-Бабаюрт, Кайтаг-Дагестанские огни, Джепель-Магарамкент, Сардаркент-Даркуш-Казмаляр, Самур-Дербент. Безусловно, проблемы водопроводов, водоотвододов, всего, что связано с обеспечением питьевой водой населения, с ЖКХ Дагестана, еще в "советский" период стояли остро. Но в программных мероприятиях, считаю, не отражены решения основных проблем республики.

Согласно Программе - главной целью ставится повышение благосостояния и качества жизни населения, в тоже время главными направлениями новой ФЦП развития Юга России станут туристско-рекреационные комплексы Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии и Северной Осетии, в которые предполагается направить основные государственные средства для создания инфраструктуры трех комплексов - Приэльбрусье (КБР), Мамисона (РСО-А), Домбай-Архыз(КЧР).

Республики, которые даже собственное население не обеспечивают продовольственными товарами, со слаборазвитой пищевой промышленностью и неэффективным и неустойчивым агропромышленным производством, не смогут адаптироваться к конъюнктуре рынка, который будет создан при развитии рекреационных и туристических комплексов, запланированных в "Концепции ФПЦ "Юг России" на 2008-2012 годы".

Приоритетными направлениями проекта Стратегии развития Юга России в настоящее время являются ресурсно-транспортная направленность и экспортная ориентация транзитных потоков энергоносителей, что может привести к свертыванию индустриального сектора экономик республик, углублению их сырьевой направленности, усугублению межрегиональной стратификации и выдвинет ещё более на поверхность, давно присущую региону, серьезную проблему безработицы.
Поэтому наиболее эффективным механизмом решения проблем, по всей видимости, должен стать специальный для республик проект по ликвидации безработицы, где должно прозвучать мнение тех уникальных научных кадров, которые остались и имеются в республиках. Крайне необходимы публичные и всеобщие обсуждения общественностью и представителями науки, населением принятых Положений и целесообразность многих инвестиционных Проектов, реализуемых на территориях республик.

Необходимо развитие инфраструктуры для экономической занятости населения, ориентированного на предлагаемый рынок рабочей силы. Сегодня, когда ощутимо усиливается внимание государства к проблемам социальной поляризации и преодолению бедности, необходимы продуманные и просчитанные меры в области повышения доходов населения, его разумное и эффективное участие в регулировании рынка труда и повышении заработной платы. Это не только позволит решить вопросы социальной справедливости, смягчить поляризацию социальных групп, но и значительно снизит этническую напряженность в ряде республик.

Таким образом, приоритетами набора политик на Северном Кавказе, в том числе и миграционной, являются:
1. Создание полноценной статистически-выверенной базы данных по количеству населения, кадровому потенциалу, уровню доходов и расходов, упорядочение льготных категорий граждан
2. Создание единой информационной базы востребованных специальностей, необходимых народному хозяйству специалистов по России. Это возможно, благодаря имеющимся у каждого региона на сегодняшний день документам стратегического характера.
3. Возвращение к практике "вахтовой занятости" с возникновением в пространстве России "точек роста", где явно существует нехватка трудовых ресурсов. Эта проблема должна решаться на уровне Правительств субъектов России, на основе договоров и обязательств сторон, а не в стихийном порядке.
4. Миграционная политика должна быть равной для всех желающих получить гражданство Российской Федерации.

5. Вследствие того, что возвращение населения, покинувшего территорию республик за годы конфликтов, не произойдет, необходимо выстраивать логику долгосрочного развития республик в соответствии с реалиями этноэкономик территорий, возможностей и способностей населения, проживающего в этих субъектах Федерации.

Приложение 1. Объемы и источники финансирования по направлениям федеральной целевой программы "Юг России (2008-2012 годы)" Республики Дагестан


www.nasledie.ru

Viperson

Док. 449446
Перв. публик.: 02.06.08
Последн. ред.: 20.10.10
Число обращений: 385

  • Липина Светлана Артуровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``