В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Для Алины Кабаевой наступил `День сурка` Назад
Для Алины Кабаевой наступил `День сурка`
Прима художественной гимнастики Алина Кабаева вновь вошла в ту же воду. После триумфа на Олимпийских играх в Афинах она, устав от всего на свете, решила окончательно уйти из большого спорта. Но долго без гимнастического допинга Алина не выдержала и начала свое очередное восхождение. Как известно, у нее уже однажды случался серьезный перерыв в выступлениях, связанный с дисквалификацией на почве надуманных обвинений в употреблении запрещенных препаратов.

Стало быть, и опыт соответствующий имелся. Возможно, именно поэтому гимнастка вскоре снова оказалась в фаворе у судей, уверенно поставила на место молодых львиц Веру Сесину и Ольгу Капранову, обыграв их на чемпионате страны и отобравшись на чемпионат Европы. Полтора года разлуки с помостом не ощущались вовсе. А недавно Кабаева выступила в не вполне привычном для себя амплуа, участвуя в широкомасштабном шоу Алексея Немова "Легенда о спорте". После театрализованного представления корреспондент "Россiи" и побеседовал с прославленной "художницей".

- Зачем вам в разгар сезона участие в шоу, пусть его и организовал ваш друг?

- Когда Леша предложил мне эту затею, я уже не тренировалась, пребывала в полном расслаблении тела и духа, но сразу подумала: конечно, с удовольствием поучаствую в шоу, но ведь я же совсем не готова. И меня начали одолевать сомнения: дескать, придет публика, которая еще хорошо помнит олимпийскую чемпионку Алину Кабаеву, а она - никакая. Словом, мне потребовалось поддержать реноме, и я пошла тренироваться, чтобы соответствовать своему образу. В итоге все сложилось совсем неплохо, чему я, безусловно, рада. Гимнастика - это моя стихия, в ней я чувствую себя как дома.

- Стало быть, Немов резко скоординировал ваши планы и заставил вас тренироваться по полной программе?

- Не совсем так. Сформулирую чуть иначе: предложение Леши органично совпало с моими планами и еще больше простимулировало меня к возвращению на помост. И потом, у нас же должна быть взаимовыручка, спортивная солидарность. Может, мне тоже придет в голову когда-нибудь организовать подобное шоу. Надеюсь, Алексей тогда не откажет, если я к нему обращусь (смеется).

- И как вы оцените свои первые шаги на старом поприще?

- Как известно, недавно я победила в многоборье на чемпионате России, поэтому заработала путевку на первенство Европы. А конкуренция у нас сегодня будь здоров! Вера Сесина и Ольга Капранова на глазах выросли и, ясное дело, претендовали на место в команде. Остается только порадоваться, что все обошлось для меня столь удачно. Все-таки перерыв после Олимпиады в Афинах затянулся на полтора года, в течение которых я не участвовала в официальных соревнованиях.

- А шоу часом не сломало график подготовки к грядущему чемпионату Европы? Или в развлекательной программе можно и спустя рукава отработать?

- Нет, на графике это не отразилось. Регулярные тренировки мне никто не отменял в связи с шоу. И потом, оно заняло всего один день, а на следующий я уже улетела на Гран-при в Минск. Поэтому шоу мне никак не помешало. Я на нем исполняла те же самые элементы, те же прыжки, что и на соревнованиях. Только в начале представления выехала на сцену на мотоцикле вместе с группой рокеров. А так в "Лужниках" все прошло в полную силу. В такого рода представлениях невозможно дать себе поблажки, потому что зрители это сразу почувствуют, их обмануть нельзя.

- Для вас все равно, где, в каком городе пройдет чемпионат Старого Света?

- Важнее всего, что он точно будет в России. А в Краснодаре или в Москве, мне без разницы. Не могу не заметить, что соревнования опять пройдут у нас благодаря "Газпрому", нашему спонсору. Они нам очень помогают. Первоначально чемпионат континента, как известно, намечалось провести в Португалии, но из-за финансовых трудностей организаторы отказались от затеи. Ирина Александровна Винер беспокоилась: "А мы успеем?" Я говорю: "Будут деньги, все успеем".

- А насколько подруги по команде действительно были рады вашему возращению? Ведь соперничество в спорте вроде бы еще никто не отменял.

- Да они на самом деле были рады этому. А что касается того, что я сразу отвоевала свое место... Во-первых, никто этого от меня не ожидал (смеется). А во-вторых, поймите, у девчонок нормальная психология. Я же не виновата, что у них случаются какие-то ошибки на соревнованиях. Каждый спортсмен работает строго индивидуально. Ты на ковре одна, и никто же тебя не бьет под коленку, чтоб ты упала, извините. Все это прекрасно осознают.

- А что было самым трудным при возвращении в спорт?

- Я сомневалась в себе, в своих силах. Пожалуй, это и было самым трудным. Быть всегда уверенной в себе очень сложно. Я не из кремня сделана. Когда возобновила тренировки, то отлично видела, как были готовы другие. Порой отчаивалась, а однажды прямо спросила у Ирины Александровны: "Может, мне не стоит продолжать?" Она ответила: "Ты меньше смотри на других. Все у тебя получается как надо. Ты же не видишь себя со стороны". В тот же день пришел оператор с видеокамерой, отснял всю тренировку, и я увидела в записи, что и впрямь все у меня складывается неплохо.

- То есть Винер не позволила вам упасть духом?

- Ирина Александровна психолог. Она так меня убеждала: "Если бы у тебя не получалось, я бы сама тебе об этом первая объявила. Если бы я не видела прогресса, честно сказала бы: все, твое время прошло. Но я же тебя тренирую, вкладываю в тебя душу, провожу с тобой целый день в зале. Неужели ты думаешь, что это просто так?" Она, конечно, большой молодец, все время мне помогала.

- А нашлись такие, кто в вас не верил?

- Были проблемы с некоторыми тренерами. Вообще, пусть это вас не слишком удивляет, но довольно много людей сильно сомневались, что мне вновь удастся подняться с нуля. И тогда это на меня сильно давило. Однако хватало и других примеров. Взять хотя бы моего давнего массажиста Диму, очень порядочного и преданного человека. Ему можно рассказывать все, что угодно, и он никогда в жизни не проболтается. Он меня ведет с 12 лет. Это настоящий друг. Так вот, он и его мама очень помогли мне в тот момент.

- Что вас сильнее всего разочаровало в земной, неспортивной жизни?

- А ничего, там все так легко (заразительно смеется), честно говоря. Я привыкла к тому, что в спорте всегда суровая дисциплина: подъем, отбой, еда по расписанию, диета и так далее. Потом, в общество я всегда могу вернуться. Не опоздаю.

- Возможно, вы претерпели какие-то локальные неудачи, столкнувшись с новыми реалиями?

- Да все у меня было нормально. Но однажды осенило: эти три года, которые остались до Олимпиады, пройдут, и я потом их никогда не догоню, не смогу в них вернуться, и мне не удастся снова окунуться в непередаваемую атмосферу Игр. Наверное, это своего рода наркотик. Затягивает.

- Некоторые называют ваш широко озвученный и освещенный уход из гимнастики театрализованным жестом, расчетливым пиар-ходом?

- Да ну, ерунда, придумки. Зачем мне это надо? Когда я объявила об уходе, была искренна перед собой. Мне тогда все до чертиков надоело. Но потом потихоньку потянуло на соревнования. Приходила, садилась где-нибудь в укромном месте на трибуне, смотрела за чужими выступлениями и начала жалеть: "Что-то я слишком рано закончила, что-то я быстро соскучилась по помосту".

- Но ваше возращение проходило как-то чересчур широковещательно и поэтапно...

- Вначале получилось так. Я всерьез собралась вернуться, но некстати (хотя когда это бывает кстати?) подвернула ногу. Подумала: "Наверное, я поступила опрометчиво, пойдя на такой шаг. Да и зачем мне все это нужно, я уже завоевала все, что можно".

- И когда же решение вызрело окончательно?

- Это было зимой. Я пришла на первую после перерыва тренировку в феврале, а в марте уже предстояли соревнования в рамках серии "Гран-при". Мы думали с Ириной Александровной, что я подготовлю только какой-нибудь один вид и выступлю с ним в показательной программе. Но на сложности тренировок это никак не отразилось, в зале проводили дни напролет. А я, как ни парадоксально, получала от занятий огромное удовольствие и была счастлива.

- Что-то изменилось в вашем отношении к спорту?

- Я совсем по-другому стала его воспринимать. Раньше работала почти исключительно из-под палки. Ирина Александровна приходила и командовала: "Вставай, надо! Олимпийские игры на носу". А сейчас я понимаю сама, что нужно тренироваться, и получаю от этого подлинное удовлетворение - и физическое, и эстетическое. Наверное, это называется вторая молодость.

- А форму вы, очевидно, набирали в процессе выступлений в турнирах?

- Практически так. После Кубка "Газпрома" поехала в маленький французский городок Тие, но выступила там не очень удачно, заняла лишь второе место вслед за Верой Сесиной. В отдельных видах многоборья попала в финал только в упражнениях с мячом, моей "коронке". Очевидно, наступил естественный спад. Немного разочаровалась. Затем в греческих Салониках на международном турнире, где собрались все лучшие восемнадцать гимнасток мира (на самом деле это неофициальный чемпионат мира), я отчаянно боролась в многоборье и выиграла его. Потом взяла в отдельных упражнениях две золотые, серебряную и бронзовую медали.

- Понятно, что спорт для вас снова встал на первое место. Но в светской жизни остались какие-то неосуществленные проекты, которые вам хотелось бы завершить?

- Конечно, такие есть, и очень много. Пока не хочу ничего говорить, мне поступали и поступают до сих пор самые разнообразные предложения. Узнаете о них позже, когда пробьет их час.

- Но чем-то еще кроме спорта вы все же занимаетесь?

- Работаю в Общественной палате России, в комиссии милосердия и благотворительности. Это очень серьезно, и дается не просто так. Комиссия заседает каждый четверг. Стараюсь приходить на нее регулярно. Ирина Александровна иногда отпускает меня, а иногда - нет. В нашей комиссии человек восемь-десять. Много проблем, касающихся детей. Все дети на первый взгляд одинаковые, но у них разные проблемы. Например, дети Кавказа и дети других регионов - это две большие разницы. Возглавляет комиссию Владимир Потанин. Он очень много делает на ниве благотворительности. Я считаю, что если человек имеет такую возможность, то должен помогать другим.

- То есть вы в Общественной палате не воду в ступе толчете?

- Все там действительно работают всерьез. Хотя вот, даже когда палата еще не была сформирована, уже говорили, что из нее ничего хорошего не выйдет. Я считаю, что успехи у нас нормальные. Если так будет и дальше идти, то хорошо.

- Вы отвечаете в комиссии за что-то конкретное?

- Добиваюсь сейчас страховки для спортсменов. Вопрос для нас не праздный. У спортсменов ведь нет медицинской страховки, и если знаменитый чемпион или рядовой мастер спорта заканчивает свою карьеру из-за травмы, он становится враз никому не нужен. Ему просто некуда обратиться, и никто этим не занимается. Когда я пришла на первое заседание комиссии, мне задали вопрос: "Алина, чем бы вы хотели заняться, какие в спорте есть насущные проблемы?" Я рассказала об этом, меня поддержали. Надеюсь, в скором времени увидим, что из этого получится. Дело полегоньку продвигается, и уже скоро наших спортсменов будут страховать.

- А как у вас успехи в личной жизни, которая почему-то очень волнует наших читателей?

- Я вся - в спорте, можете так и написать. Ни на что другое, кроме гимнастики и общественной работы, у меня просто не хватает времени. И я счастлива, с одной стороны.

- Но что делать, когда "любовь нечаянно нагрянет"?

- Она в спорте только мешает. Это столько времени у меня отнимало! Я переживала, скучала, когда надвигались сборы, зная, что уезжаю на месяц-два. Очень тяжело переносила расставания, я эмоциональный человек. И бывало, настроение серьезно портилось: "Вот опять это снова, как мне это все надоело". Сейчас понимаю, как прекрасно, что я хозяйка своей жизни, своих эмоций и своих поступков. Раньше я этого не понимала.

- А как же семья, дети?

- Моя семья - спорт. И главный стимул в моей жизни - тоже спорт. А дети у меня есть. Это те малыши, которые за меня болеют. Вы не представляете, сколько маленьких болельщиков приходит на соревнования с моим участием. Даже у моей мамы берут автографы. Одна девочка недавно говорит ей: "У вас такая хорошая дочка, она такая молодец!" Казалось бы, кроха, что она в этом понимает. Но все равно приятно. Значит, не зря я живу в этой жизни, не зря занимаюсь этим видом спорта, если детишки, завидев меня, бегут и кричат: "Алина Кабаева! Алина Кабаева!"

- А как все-таки же насчет мужа и улучшения демографического положения в стране?

- Всему свое время. Я сама себе муж. Повторяю, на сегодня для меня художественная гимнастика - это все, муж в том числе.

- Только не говорите, что ваше появление на помосте с восторгом приняли и любимые соперницы из Украины. Ведь отношения между федерациями двух стран в последние годы были откровенно скандальными.

- Они обалдели. Украинские гимнастки всегда были нашими главным соперницами. Но мы никогда базар на пустом месте не поднимаем. Потому что мы сильные, а слабые, они всегда делают так, чтобы про них что-то говорили и писали. О нас писать не нужно, мы доказываем свое преимущество делом. Россия всегда будет на первом месте. Украине еще знаете, сколько нужно, чтобы дотянуться до нас! Ого-го... У них даже нет детей, которые в перспективе смогут достойно заменить Аню Бессонову и Наташу Годунко. Я считаю, этим девочкам надо памятники на Украине поставить при жизни. С какими травмами они тренируются! И все потому, что любят свою страну. Если Аня и Наташа сейчас уйдут, то Украины не будет видно даже в десятке.

- Из ваших слов можно понять, что отношения между самими спортсменками вполне нормальные, так?

- У нас очень хорошие отношения, мы дружим. Это все пресса нагнетает страсти-мордасти.

- А как вы относитесь к возвращению в большой спорт Ирины Чащиной?

- Я с ней на эту тему не общалась. Но думаю, что чем больше будет взрослых гимнасток, тем лучше. Тот профессионализм, который у нас есть, виден невооруженным глазом. А этим девочкам, которые сейчас пробиваются, талантливым и способным, им нужно еще нарабатывать, нарабатывать на тренировках.

- Есть ли сегодня в российской гимнастике на подходе новая "ядерная бомба" вроде вас?

- Пока нет, насколько мне известно. Но об этом лучше у тренеров спросить.

- Вам в последний раз подарили какую-то необычную машину, если я не ошибаюсь?

- Машин мне не дарят, я сама на все зарабатываю.

06.07.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/20/publications/282

Док. 449343
Перв. публик.: 06.07.06
Последн. ред.: 02.06.08
Число обращений: 309

  • Кабаева Алина Маратовна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``