В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Орлов: Возродим `середняка` как класс Назад
Дмитрий Орлов: Возродим `середняка` как класс
В него может попасть большинство россиян. Для этого обществу нужна социальная мобилизация

Слова Владимира Путина о том, что средний класс должен составить большинство населения страны, вызвали у многих иронию и даже скепсис. Однако востребованы детальный анализ и эффективная программа действий. Что же конкретно сказал Путин на расширенном заседании Госсовета по этому поводу? "Нам надо добиться, чтобы все граждане нашей страны, используя свои знания и умения, а там, где необходимо, - помощь государства, имели возможность получить качественное образование, поддержать свое здоровье, приобрести жилье, получить достойные доходы. То есть иметь уровень жизни, определяющий принадлежность к так называемому среднему классу. И считаю, что минимальной планкой доли среднего класса в общей структуре населения к 2020 году должен быть для нас уровень не менее 60 процентов, а может быть, и 70 процентов". Совершенно очевидно: это не мимоходом брошенная фраза, а комплексный, хотя и сжатый, взгляд на проблему. И - цель.

2020: цель достижима

Для понимания того, насколько реалистична эта цель, важно выяснить, каков сегодня средний класс: какую часть населения можно к нему отнести, какие социальные слои входят в его состав, каковы темпы его роста и какими они должны быть в будущем, чтобы к 2020-му он стал большинством населения.

Готовых ответов на эти вопросы у российских социологов нет, поэтому я взял на себя смелость провести небольшое исследование, главные выводы которого заключаются в следующем.

1. Для выявления среднего класса и формирования в отношении его действенной политики нужны национальные содержательные критерии - кальки и трафареты не подойдут.

2. Средний класс составляет в современной России 25-30% населения, а средние слои в целом - около 70%.

3. Среднегодовые темпы роста среднего класса в 2000-2006 гг. составляют, по консервативной оценке, 3%.

4. Поставленная Владимиром Путиным цель достижима при условии, что имеющиеся темпы роста среднего класса сохранятся в 2008-2020 годах.

5. Для сохранения этих темпов необходима серьезная социальная мобилизация - в частности, резкий рост мелкого и среднего бизнеса и расширение среднего класса за счет протосреднего.

6. Одним из главных инструментов этой мобилизации должна стать партия "Единая Россия".

Яйцо и пирамида

"Лучший род людей есть средний", - говаривала Екатерина II. Далеко не все лидеры России считали так. Именно поэтому вплоть до самого последнего времени социальная структура общества в России представляла собой пирамиду - состоятельная и очень малая по численности верхушка, небольшая средняя прослойка и колоссальное "дно". В благополучной стране она напоминает яйцо: значительный высший класс (элита), доминирующий средний класс и небольшой низший класс. Именно на создание такой структуры и ориентирует общество Владимир Путин.

Критерии принадлежности к среднему классу, которые, пожалуй, можно назвать общепринятыми (их, кстати, разделяет и население России), таковы: 1) достаточный уровень доходов; 2) довольно высокие стандарты потребления, включая личный автомобиль; 3) нормальная обеспеченность жильем и/или владение недвижимостью; 4) высшее образование; 5) занятие высококвалифицированным трудом; 6) самоидентификация себя как представителя средних слоев.

"Старый" средний класс Европы и США состоял практически только из предпринимателей и собственников. "Новый" средний класс появился в результате "революции менеджеров" и включает в себя самые разные профессиональные и возрастные группы. Но главное - все они наемные работники.

Протосредний класс

Для того чтобы выявить и описать сегодняшний российский средний класс, будем действовать методом концентрических окружностей. Сначала определим реальную границу бедности, отделяющую средний и протосредний класс от низшего класса, а затем проанализируем состояние средних слоев, используя статистические и социологические данные.

Скучная статистика приносит главную сенсацию: бедных в стране совсем не большинство. Прежде всего, по данным Росстата за 2006 год (мы и далее будем ссылаться именно на эти данные, если не оговорено иное), численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума упала до 21,6 миллиона человек (15,3%). В 2000 году таких было 42,3 миллиона - 29% всего населения. Сам прожиточный минимум - другой: в 2000 году он составлял лишь 1210 рублей, а в 2006-м - уже 3422. Разумеется, каждый, кто зарабатывает больше 3422 рублей, не может быть автоматически отнесен к среднему классу.

Все дело в том, что меняется структура "доходного большинства". В 2000 году 77,4% населения получали доход до 3000 рублей. По данным опроса "Левада-Центра" (2005), уже в 2005-м бедных было лишь 35%, а самых бедных - 8% (1999: 49% и 19% соответственно). А в 2006-м 70,1% располагали доходом свыше 5000 рублей, в том числе 53,3% - свыше 7000 и 26,5% - свыше 12 000 рублей в месяц. При этом 71% респондентов, опрошенных ВЦИОМом 6-7 октября 2007 года, посчитали "бедными" семьи с доходом на члена семьи до 5000 рублей. Вспомним электоральный результат Дмитрия Медведева: 70,2%.

Совпадение? Такие совпадения весьма редки.

70% - это и есть нынешние границы средних слоев, до которых может расширяться уже сформировавшийся внутри них реальный средний класс. Правящая элита, и прежде всего партия "Единая Россия", добивалась формирования устойчивой социальной базы и добилась этого. Большинство Путина-Медведева не случайно, оно жестко обусловлено статистически и социологически.

"Собственность берегу, свободой дорожу"

Как выделить реальный средний класс внутри средних слоев, отделив от него протосредний класс? Какова величина реального среднего класса? Маркетинговое агентство "Эксперт-дата" уже в 2005 году бодро отнесло к среднему классу 37% населения, и это, конечно, было оптимизмом чрезвычайным. Институт социологии РАН в январе 2007-го нашел в обществе лишь около 14% "среднеклассников". ЦМАКП в октябре 2007-го сообщал, что средний класс составляет около 20% россиян.

Я убежден в том, что реальный средний класс составляет в сегодняшней России 25-30% населения. Объемная картина, которая позволяет мне это утверждать, складывается из небольших фрагментов. 26,5% располагают доходом более 12 000 рублей в месяц, а 42%, по данным ВЦИОМа (далее также данные этого социологического центра), оценивают свой уровень доходов как средний. При этом есть, разумеется, и "серые" доходы. 28% тратят на питание треть доходов и менее. Практически у каждого пятого есть автомобиль, а это значит, что как минимум половина семей - "на колесах". В собственности - 25 миллионов квартир и домов. Трудно представить себе более массовую армию собственников, чем эта. 15% делают целенаправленные сбережения. Но главное - по разным критериям относят себя к среднему классу от 18 до 42% респондентов, опрошенных ВЦИОМом.

Как выяснил Институт социологии РАН, проводивший большое исследование среднего класса, это люди, работающие с интересом и инициативой, не верящие в "везение", довольные своим социальным статусом, аккуратно относящиеся к своей собственности, а главной ценностью считающие свободу.

Мобилизация: малый бизнес и не только

Если оценивать величину среднего класса в 1999 году в 7-8%, он рос с тех пор не менее чем на 3% в год. А это значит, что цель, поставленная Владимиром Путиным, достижима. Но имеющиеся темпы роста среднего класса должны сохраниться в 2008-2020 годах.

Для сохранения этих темпов назрела серьезная социальная мобилизация. Что именно? Прежде всего нужно обеспечить резкий рост мелкого и среднего бизнеса: количества предпринимателей и в целом занятых в этом секторе. Дмитрий Медведев, предложивший освободить малых предпринимателей от не санкционированных судом или прокуратурой проверок, заложил в это строящееся здание краеугольный камень. Но дело не только в проверках. Нужны, например, расширенные целевые программы кредитования.

Необходимо расширение среднего класса за счет протосреднего, который составляет 40-45% населения. Это стимулирование роста уровня жизни миллионов менеджеров, в том числе вывод их зарплат из тени. Это и рост доходов бюджетников, что автоматически переводит (и уже перевело) значительную их часть в средний класс. Это увеличение доходов и повышение социального статуса квалифицированных рабочих. Это изменение налоговой системы.

Разумеется, сделать средний класс большинством населения будет непросто без масштабного и ответственного политического института, который взял бы на себя управление этим процессом. Как считает руководитель ЦИК "Единой России" Андрей Воробьев, партия "Единая Россия" - "мощнейший инструмент мобилизации". Но - не только. Законопроекты для обеспечения экспансии "средних", ставка на средний класс в кадровой политике - вот мощнейшие рычаги социальных инноваций.

И, конечно, нужна громадная политическая воля. Такая воля в стране сегодня есть.

Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, кандидат исторических наук

30.05.08
http://www.izvestia.ru/obshestvo/article3116878/index.html

Док. 449202
Опублик.: 30.05.08
Число обращений: 1033

  • Медведев Дмитрий Анатольевич
  • Путин Владимир Владимирович
  • Орлов Дмитрий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``