В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вячеслав Лебедев: Путин объяснился с судьями Назад
Вячеслав Лебедев: Путин объяснился с судьями
Судьям втрое поднимут заплату и обяжут декларировать свои доходы

Вчера в Кремле начал работу шестой Всероссийский съезд судей, к которому долго и напряженно готовилось судейское сообщество страны: главное отчетно-выборное мероприятие у служителей российской Фемиды проходит всего раз в четыре года и по уже сложившейся традиции бывает ознаменовано присутствием президента.

Президент, как водится, опаздывал. Судьи дисциплинированно ждали. Ровно в полдень – к назначенному часу открытия съезда в президиуме, где стояло семь стульев (почему-то три из них – со спинкой заметно более высокой, чем остальные), появился председатель Совета судей Юрий Сидоренко. И провел двадцать минут в полном одиночестве, дожидаясь остальных участников действа. Когда они наконец появились, стало ясно, что стулья со спинками разной конфигурации были собраны явно не случайно: высокие (явный намек на судейские кресла) заняли председатели Высших судов – Конституционного, Арбитражного и Высшего. Стулья попроще достались главе государства, главе его администрации, генеральному прокурору и председателю Совета судей.

После первых же слов президента стало ясно: то, чего больше всего опасались судьи – настоятельной рекомендации приступить к новому витку радикальной судебной реформы, – не произойдет. Владимир Путин оценил прошедший период как "время динамичного и плодотворного развития судебной системы". Когда президент заговорил о необходимости более полной реализации принципа независимости судей, зал вздохнул с облегчением. А когда глава государства дал понять, что в рамках реализации этого принципа грядет существенное (слово было подчеркнуто) увеличение зарплаты, разразился бурными аплодисментами. "Другой реакции и быть не могло", – резюмировал президент и перешел к тем основным проблемам, которые, по его мнению, стоят перед судебной властью.

Уважение к суду, подчеркнул президент, – это уважение к государственной власти в целом. Поэтому случаи нарушений в деятельности судов просто недопустимы. Путин призвал органы судейского сообщества добиваться такого положения дел, при котором судья и человек с безупречной репутацией были бы неразрывными, абсолютно тождественными понятиями. "Я считал бы целесообразным внести соответствующие поправки в закон о статусе судей в части предоставления ими сведений о доходах и имуществе".

На самом деле идею добровольного декларирования судьями своих доходов еще летом выдвинул глава Высшего арбитражного суда Вениамин Яковлев. Тогда она не получила большой поддержки среди судей, однако изреченная устами президента приобретает совершенно другой вес. Похоже, Яковлев уже приступил к неформальному пока исполнению обязанностей советника президента по правовым вопросам – официальное предложение занять эту должность (разумеется, после того как в декабре достигший предельного для судьи возраста глава ВАСа сложит с себя полномочия) президент ему сделал вчера, прямо с трибуны съезда.

Надо отдать должное судьям: они аплодировали не только президенту и не только по поводу зарплаты. Резкое высказывание Яковлева о том, что вопреки общепринятому мнению суды подвергаются давлению со стороны не только бизнеса, но и власти, которая местами срослась с бизнесом, были встречены бурными овациями. Поддержал коллегу и глава Конституционного суда Валерий Зорькин – по его словам, без сдерживающей роли правовой системы власть превращается в деспотию, а само государство сейчас во многом зависит от финансовых олигархов. По поводу порочащих связей государства с олигархами президент высказался решительно: "Мы боремся с этим и дальше будем бороться", – Владимир Путин дал понять, что не без помощи судов. "Наша задача – демократическими правовыми способами, через демократические правовые институты не допустить такого варианта развития России", – сказал президент.

Председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев пожаловался президенту на СМИ: мол, упорно занимаются дискредитацией судебной системы. В Верховном суде даже подсчитали: 493 такие публикации, что самое обидное – даже чиновники позволяют себе негативные высказывания. "Анализ публикаций показывает, что в большинстве из них критика не является предметной и конструктивной, содержатся риторические штампы, которые становятся затем феноменом общественного сознания и действуют самостоятельно", – сказал Лебедев, по всей видимости, имея в виду злополучное "басманное правосудие", которое часто поминают в СМИ.

"Должен вам сказать, что никакой команды никто не давал и дать не мог", – успокоил судью глава государства и посоветовал бороться с попытками давления на суд через СМИ предельной открытостью. "Не нужно закрываться, тогда у тех, кто пытается давить на суд, не будет аргументов", – со знанием дела посоветовал президент. Впрочем, далеко не все опасения судей ему удалось развеять. У Верховного суда не будут забирать собственное "министерство финансов" (в Думе уже лежит инициатива Совфеда переподчинить главу Судебного департамента непосредственно президенту). Однако квалификационные коллегии – главный кадрово-дициплинарный орган (еще одна инициатива, которую судьи восприняли как посягательство на свои полномочия) в прежнем виде не оставят. "Не должно быть ситуации, когда рука руку моет", – объяснил судьям президент и предложил вместе подумать над адекватным способом бороться за чистоту рядов, не нарушая при этом принципа разделения властей.

 

Опубликовано в Независимой Газете от 01.12.2004

Оригинал: http://www.ng.ru/politics/2004-12-01/2_putin.html

Анастасия Корня

 



Док. 448359
Перв. публик.: 01.12.04
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 380

  • Лебедев Вячеслав Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``