В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Бужинский, генерал-лейтенант: `Создавать `берлинские стены` - значит жить в прошлом` Назад
Евгений Бужинский, генерал-лейтенант: `Создавать `берлинские стены` - значит жить в прошлом`
В конце прошлого года в Москве прошли российско-натовские командно-штабные учения по противоракетной обороне. Это уже третье мероприятие подобного рода. Два предыдущих были проведены в США и Нидерландах. Российско-натовские учения проводятся в соответствии с Римской декларацией о новых отношениях между Россией и НАТО. Она была подписана в 2002 году и определила формы взаимодействия между Россией и Североатлантическим альянсом. О том, что собой представляют эти отношения сегодня, и о перспективах сотрудничества России и НАТО "Известиям" рассказал заместитель начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений Бужинский.

вопрос: Еще несколько лет назад было трудно представить, чтобы Россия и НАТО проводили совместные учения. В чем были их цели и задачи?

ответ: Если коротко, то по сценарию российские и натовские силы в соответствии с мандатом ООН проводят миротворческую операцию. Для выполнения задачи в условную страну направлен совместный миротворческий контингент, для безопасности которого необходимо обеспечить противоракетное прикрытие. С этой целью в регион прибывают подразделения ПВО-ПРО. Эти подразделения, в первую очередь их штабы, должны понимать, что и как необходимо делать для выполнения поставленной задачи. На первый взгляд все просто. А на самом деле для ее решения требуется много составляющих - от преодоления языкового барьера до обеспечения условий поражения целей с минимальными затратами ресурсов. Ранее мы с иностранными армиями, на вооружении которых есть системы оружия, отличающиеся от систем российского производства, подобных задач не решали. Все поставленные задачи мы выполнили. И те 60 российских офицеров, которые принимали участие в подготовке и проведении учения, с задачей справились в полном объеме.

в: А на каком языке преодолевали языковой барьер?

о: При отборе мы руководствовались двумя критериями: профессионализм и знание английского языка. Что касается первого требования, то наши специалисты соответствуют этому критерию. Вот со знанием языка у нас несколько хуже. Поэтому на учения были привлечены переводчики. С нашей стороны это были курсанты и преподаватели Военного университета. Справедливости ради стоит заметить, что у натовцев, особенно из "старой Европы", с языком еще хуже. Зато представители практически всех стран - новых членов НАТО очень неплохо знают русский.

в: Каковы перспективы продолжения программы учений в будущем? Есть ли планы по расширению российско-натовского взаимодействия в области ПРО?

о: Сейчас наши и натовские специалисты анализируют результаты учений, формируют выводы и рекомендации по улучшению взаимодействия, поиску "тонких мест". После совместного анализа и получения согласованных рекомендаций будет определен и формат дальнейших учений. Ведь учения не являются самоцелью. Они необходимы для получения конкретных рекомендаций.

Начальника Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-лейтенант Евгений БужинскийЧто касается перспектив расширения российско-натовского сотрудничества, то это более серьезный вопрос. Сфера противоракетной обороны является достаточно деликатной для обороноспособности любого государства. Сегодняшнее взаимодействие между Россией и НАТО служит свидетельством медленного изменения отношений между альянсом и нашей страной. К сегодняшнему уровню открытости, позволяющему в том числе и проводить учения, мы шли шесть лет. После одностороннего выхода США из Договора по ПРО и в России и в НАТО поняли: европейский диалог по вопросам противоракетной обороны необходим. Неконтролируемое, одностороннее создание систем ПРО в Европе - это своего рода новая "берлинская стена", которая может разделить всех по принципу - если ты не с нами (вне рамок европейской ПРО), то ты наш враг. Создавать подобные "берлинские стены" - значит жить в прошлом.

в: Тем не менее, по нашей информации, в США уже принято решение по вопросу размещения в одной или нескольких восточноевропейских странах района противоракетной обороны. Каким образом эти планы согласуются с российско-натовским сотрудничеством в этой области?

о: Как я уже говорил, между Россией и странами НАТО осуществляется достаточно интенсивный диалог по различным аспектам противоракетной обороны. Не могу сказать, что наши подходы во всем совпадают, но, по крайней мере, партнеры слышат друг друга и принимают во внимание мнение другого. Вместе с тем мы наблюдаем и другой процесс - отдельные страны НАТО на двустороннем уровне выстраивают отношения, не всегда согласованные с общей линией альянса, которые не согласуются с ходом сотрудничества с Россией.

Я имею в виду намерения США развернуть в одной из стран Восточной Европы позиционный район противоракетной обороны. Как заявляют американцы, этот объект, оставаясь элементом ПРО США, будет решать задачи обороны европейских союзников. При таком определении цели развертывания этого объекта возникает целый ряд вопросов, на которые пока нет ответа. Например, не ясно, какую угрозу для Европы позволит нейтрализовать район ПРО в Польше (именно это государство стремится выйти на первое место среди кандидатов на роль исключительного противоракетного партнера США). Несмотря на существующую тенденцию к распространению в мире ракетных технологий, возможностью создать в ближайшей перспективе ракеты большой дальности, которые были бы способны нанести ущерб европейским государствам, пока обладает узкий круг государств. Тем более нет в мире возможностей и для нанесения ракетных ударов по территории США. Существенным ракетным потенциалом обладает только ряд членов НАТО (Франция и Великобритания), а также Россия и КНР. Трудно представить себе, чтобы при нынешнем уровне отношений между Европой, США и Россией мог состояться обмен ракетными ударами. Что касается тезиса о том, что создание европейского объекта ПРО стимулируется ракетными испытаниями Северной Кореи, то он рассыпается после одного взгляда на глобус.

Идея развертывания района ПРО в Европе наряду с военным имеет еще и некий символический аспект. Через 15 лет после окончания "холодной войны" в Европе созданы условия, когда континент вновь не способен обойтись без усиленной американской опеки, без расширения американского военного присутствия. Это означает, что усилия, предпринимаемые Евросоюзом по формированию военных структур, потенциально не могут быть успешными без американского кураторства.

в: Какое влияние действия США в области ПРО могут оказать на отношения между Россией и США, между Россией и альянсом, а также на стратегическую стабильность в мире?

о: Район ПРО в Европе расположен вблизи российских границ - это недружественный сигнал, который на перспективу будет раздражителем в отношениях между Россией и США, Россией и странами альянса, Россией и Польшей (или любым другим государством, которое последует ее примеру). Мы не строим иллюзий и относительно того, что все ограничится только объектом в Польше. Очевидно, процесс "расползания" американских компонентов ПРО по Европе будет продолжен. Не исключено, что полученные наработки будут "экспортированы" в другие регионы, например в Азиатско-Тихоокеанский регион, где также наблюдается повышенная противоракетная активность. Все это будет нас вынуждать искать определенные меры противодействия, которые будут асимметричными и более дешевыми.

Очевидно, потребует переосмысления и структура наших отношений с альянсом. Если группа государств, объединенная общей оборонной концепцией, с одной стороны, декларирует готовность развивать отношения с Россией в области ПРО, осуществляет диалог и конструктивное взаимодействие, а с другой стороны, одобряет явно недружественные действия в отношении партнера - вопрос о дальнейших перспективах остается открытым. Пока перспективы диалога не исчерпаны.


16.01.2007
http://www.izvestia.ru/armia2/article3100184/index.html

Док. 448147
Перв. публик.: 16.01.07
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 421

  • Бужинский Евгений Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``