В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Карен Шахназаров: Решения в нашем кино принимает Большой Брат Назад
Карен Шахназаров: Решения в нашем кино принимает Большой Брат
- Карен, какие чувства вы испытываете, вспоминая 70-е годы прошлого века, к которым относится действие вашего нового фильма?

- В целом - положительные. Не только потому, что был тогда молод, а потому, что жизнь казалась стабильной и довольно беззаботной.

- А в то время вы могли бы снять нечто, подобное "Исчезнувшей империи", но под другим названием?

- Нет, цензура бы не пропустила. Если бы в те годы разрешалось ставить такие фильмы, империя, может, и не исчезла бы. Не в дефиците же товаров была причина ее гибели и не в бедности людей. Дефицит и очереди были и во время войны, и после войны, однако тогда она устояла, потому что верила в будущее. И сейчас большинство живет плохо - хуже, чем в 70-е, но от этого страна не разваливается.

- В чем же вы видите причину распада СССР?

- В размывании мессианской идеологии, на которой он стоял. Империя ослабла, когда люди утратили цель, и им стало незачем идти на жертвы.

- В 70-е годы вы это понимали?

- В том-то и дело, что нет. Поэтому тогда я и внутренне не был готов к такой картине. Мне казалось, что глобальные сдвиги происходят вследствие войн, революций, встреч глав государств - словом, таких событий, которые заметны всем. А они происходят незаметно для современников. Теперь я думаю, что создание рок-группы в те годы было более судьбоносной вещью, чем, допустим, ввод войск в Афганистан. Тогда мы этого не понимали, хотя активно участвовали в этом процессе.

- Есть такой документальный фильм "Во всем прошу винить Битлз" Максима Капитановского, где наполовину в шутку, наполовину всерьез утверждается, что СССР погубили Леннон и Маккартни. Я бы еще Высоцкого добавил - не было у нас со времен Пушкина такой тяги к свободе, как у него...

- Для моего поколения Высоцкий такого значения не имел, мы считали, что он "для взрослых". Тогда я его больше ценил как актера. Особенно после Жеглова, когда он практически стал суперзвездой кино. А с тем, что "битлы" и "роллинги" сыграли "подрывную" роль, я согласен. Во всяком случае, более подрывную, чем отсутствие колбасы, Афган и Чехословакия. Это была советская молодежная революция, подготовленная распространением кассетных магнитофонов.

- Вы - сын известного советского политолога, который в публичных выступлениях играл по официальным правилам. А в семье?

- В семье он тоже не был антисоветчиком. Но с той системой, которая сложилась в 70-е годы, конфликтовал. Считал, что она нуждается в демократизации.

- В горбачевском духе?

- Да, это была общая тема поколения "шестидесятников" - что старые формы застыли и стали оковами. Потом многие из них эволюционировали и стали призывать к уничтожению советской власти, но тогда максимум, до чего они дошли, - до возвращения к "ленинским нормам". Ленин для них был камертоном. Наше поколение было резче. Мы не принимали гораздо больше. Не нравилось, что в рамки вгоняют, что информации мало, что интересные книги и пластинки - или по блату, или на "толчке", что надо говорить то, что надо. Хотя система уже не была жесткой. За политические анекдоты не сажали. Я на экзамене во ВГИК при всех ляпнул, что не понимаю, зачем в Чехословакию ввели войска - и сошло, приняли. Кстати, сейчас я на этот ввод иначе смотрю. Тогда мы как рассуждали? Венгры - братья, чехи со словаками - братья, а мы к ним с танками! Между тем венгры очень даже упорно воевали с нами на стороне фашистов, да и словацкие части у Гитлера были. Если б нам это сказали, то неизвестно, как мы бы отреагировали.

- Особенно, если бы добавили, что мы сами одно время были на той же стороне. Когда Гитлер схватился с Англией и Францией.

- То-то и оно...

- Сейчас я вам "отзеркалю" свое впечатление от "Исчезнувшей империи". Все очень узнаваемо, но воспринимается не так, как тогда. Тогда все это не казалось таким убогим.

- Я и не хотел, чтобы все казалось таким, как тридцать лет назад. Первое, над чем мы задумались, - как передать цвет того времени? Это был очень невыразительный цвет...

- Тусклый, как на пленке "Свема".

- Почти бесцветье. Серость. Как бы я ни относился к той эпохе, я не мог этого не признать. И вы это почувствовали.

- То же относится и к героям фильма. Какие-то они подгнившие. Один по-свински ведет себя с девчонками, другой норовит перехватить у друга то, что плохо лежит, третий избивает приятеля, который из-за его же разгильдяйства ушел в другую группу, девица, чтобы досадить любимому, выходит за нелюбимого... Вам самому они нравятся?

- Сложный вопрос. Автор обязан в какой-то мере любить героя. Я даже своего Юровского люблю, хотя он цареубийца. Скажем так - я их понимаю. И в то же время вижу, что с определенной точки зрения их можно осудить. Но в свое время я с такими дружил. А в девчонку мог бы и влюбиться. Тем более что я знаю, с кого они писались - сам подсказывал сценаристу.

- Что для вас было самым интересным в работе над картиной?

- Воссоздавать эту жизнь. Это даже интереснее, чем когда работаешь над картиной об очень давних событиях, таких, что свидетелей не осталось. А тут такое время, что полстраны помнит вживую, а остальные по картинкам. Кроме того, я давно не работал с таким числом молодых дебютантов, для которых все было в первый раз.

- Хоть вам и нравятся 70-е, "Исчезнувшая империя" не ностальгична.

- А у меня и нет ностальгии. Я не хотел бы прожить все это заново и не предлагаю зрителям всплакнуть вместе со мной. Для меня это неплохая часть жизни, и только.

- Вы думали о потенциальных зрителях "Империи"?

- Конечно. Мне хотелось, чтобы им было интересно. Особенно на такой картине, где нет саспенса и крутых поворотов. Поэтому нещадно вырезал эпизоды, которые не развивают действие.

- Мы с вами беседуем не в первый раз. Помнится, в середине 90-х в интервью вы сетовали на падение профессионального уровня российского кино. Как, по-вашему, с тех пор он поднялся?

- С технической точки зрения наше кино никогда не было так хорошо оснащено. В советское время все было не то - звук, пленка, камеры, тележки, краны... Сейчас "Мосфильм" вооружен до зубов, и другие студии не отстают. Другое дело - уровень владения техникой: он куда хуже, чем раньше. Посмотрите на операторскую работу. У нас была великая школа - Юсов, Княжинский, Рерберг, Лебешев. С четырьмя объективами на камеру чудеса творили. Сейчас объективов по двадцать штук - и без толку. А второй план? Он был проработан даже в средних фильмах 60-х годов, а нынче его днем с огнем не увидишь. И вы, критики, ноль внимания - как будто так и надо. И организация съемок хуже, чем в СССР. Советский съемочный процесс был создан по образцу американского. Эйзенштейн с Александровым в Голливуде не зря побывали, да и "Мосфильм" строили американские инженеры. А сейчас все разладилось, в том числе система работы в группе. Появляются постановщики, которые сами ничего не знают - как они могут кого-то научить?

- А уровень рыночных отношений растет?

- Тоже наполовину. В области технологии рынок работает вовсю. Как это получилось? Государственная поддержка шла продюсерам, "Мосфильму" никто ничего не давал. Продюсер сам выбирает техническую базу. Хочет, обращается к нам, хочет - на другую государственную студию или в частную компанию. Конкуренция - будь здоров. "Саламандра", студия Горького, "Синелаб"... С точки зрения бизнеса - идеально. Цены почти не растут. Наоборот, действует механизм скидок. При этом отношения с публикой - полурыночные. Наш продюсер зависит в основном не от того, сколько соберет его фильм, а от того, сколько денег он сам соберет на производство. Такая вот странная ситуация. Все, что связано с индустрией, существует в рыночных условиях, все остальное...

- ...как при социализме?

- Если бы! Напрашивается либеральная мысль - устранить господдержку. Но, боюсь, кинематограф без нее не выдержит. Это же только декларации, что в бюджетах наших фильмов всего 50% государственных денег. Действительный процент гораздо выше, просто бюджеты у нас завышаются. В Европе следят, чтобы этого не было, а в России нет.

- Что же делать?

- Возвращаться к советской системе запуска фильмов, только без цензуры. Ликвидировать анонимность и безответственность. Ну, куда это годится: сценарий отклоняют, а почему - неизвестно. В Советском Союзе можно было пойти к редактору Госкино, он тебе объяснял, что к чему, и советы давал, где и что надо подработать. Профессиональные, между прочим, бывали, советы, а не только "кабы чего не вышло". А сейчас концов не сыщешь, поговорить даже не с кем. Бред полный, оруэлловщина какая-то. Как будто решения принимает Большой Брат, а с него поди спроси.

- У меня еще три сакраментальных вопроса: акционирование студий...

- ...квотирование зарубежной продукции и роль рекламы в продвижении фильмов? Отвечаю по порядку. Чего только про меня не писали - что я "красный директор", который боится капитализма, что я чиновник, который не терпит рынка. А теперь я не могу сдержать злорадства, видя, что происходит с "Ленфильмом". Ушел бы он с молотка - получили бы на его месте гостиничный комплекс. Форма собственности ничего не значит. Главное - чтоб была конкуренция. Если директор с мозгами - и госпредприятие будет хорошо работать, а без мозгов и частник разорится. А чтобы рынок не загнулся, надо монополии сдерживать. Останется один "Мосфильм" - всем станет плохо. Про квотирование скажу так: пять лет назад я был ярым сторонником квот и получил нагоняй от самого президента России. А сегодня я уже не уверен, что квоты будут полезны. С той же конкурентной точки зрения не уверен. Ну, отдадим мы 30% времени под отечественное кино - а сможем заполнить его полноценной кинопродукцией? Или в освободившееся пространство под шапкой "национальное кино" хлынет серость с патриотическими лозунгами? У нас же свято место пусто не бывает. А с другой стороны, без костылей не научишься ходить без костылей. В этом деле семь раз отмерить надо, прежде чем раз отрезать. Ну, и о рекламе. Еще пять лет назад мы о ней не думали, а теперь в России, как в Америке: нет рекламы - нет смысла выпускать в кинопрокат. Рекламные бюджеты кое-где обогнали производственные, и ничего тут не попишешь, ею надо заниматься, не такое это неподъемное дело.

- Верите вы, что реклама может загнать публику на любое фуфло?

- Загнать - может, почему бы и нет. Не может она только одного - убедить зрителя, что фильм, который он посмотрел, стоил просмотра. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Виктор Матизен
23.03.2008
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/shahnazarov/interview7.html

Док. 448127
Перв. публик.: 23.03.08
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 241

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``