В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
В распаде советской империи ключевую роль сыграли `битлы`и `роллинги` Назад
В распаде советской империи ключевую роль сыграли `битлы`и `роллинги`
вопрос: Пока шла работа, говорили, что Шахназаров снимает фильм про свою юность. Как возник замысел?

-ответ: О каждом своем фильме я могу сказать, что он и про меня тоже, но не надо все воспринимать буквально. В те годы редко кто из парней - любителей музыки не ходил меняться или покупать пластинки на знаменитый "Комок" на Ленинских горах. Мое поколение мечтало слушать новинки рок-н-ролла, носить джинсы и читать полузапрещенный роман "Мастер и Маргарита". Был в то время такой "джентльменский набор" продвинутого парня. С автором сценария Сергеем Рокотовым мы давно знакомы - были одноклассниками. Он увлекается сочинением популярных детективов и боевиков - типа "Вышел киллер из тумана", "Двоих надо убрать" и т.д. Я ему предложил написать про нашу юность. Потом подключился более молодой соавтор Евгений Никишов, который помог с диалогами, чтобы молодым актерам было удобно их произносить.

в: Фильм насыщен аутентичными предметами, одеждой 70-х. Существует ретродеталь, которую вы так и не смогли достать?

-о: И весьма важная деталь - кассетный магнитофон. Странно, потому что более старый вариант - бобинную "Комету" - мы достали. Мой личный опыт показывает, что сегодня легче разыскать стул XIX века, чем брежневских времен. То, что реквизиторы не смогли найти на блошиных рынках, мы заказывали. Сегодня напечатать советские рубли или сигаретные этикетки - не проблема. Есть фирмы, которые занимаются изготовлением старых газет, журналов... А вот с одеждой было проще. Оказалось, что в отличие от стульев одежду выбрасывают реже. Например, я принес из дома свои старые джинсы. Представьте, сохранились с тех лет!

в: Как вам удалось приспособить современную чувствительную пленку к неяркой цветовой гамме советских времен?

-о: Естественно, у 1970-х годов есть свой цвет, и он не совпадает с красками нынешнего времени. Кинооператор Шандор Беркеши отлично справился со сложнейшей задачей - он смог передать все нюансы того мира, "переделанные" под 70-е Пироговку, Таганку. Я вновь работал с художником-постановщиком Людмилой Михайловной Кусаковой. И могу лишь повторить слова восхищения в ее адрес и в адрес всей постановочной группы.

в: Шандор Беркеши не сразу появился в проекте...

-о: Да, у нас произошла трагедия. На выборе натуры неожиданно от инфаркта умер мой оператор Андрей Жегалов. Шандор продолжил его работу. Могу предположить, как ему было нелегко, но изображением я очень доволен.

в: Ликбез для молодых артистов вы не устраивали? Не рассказывали им, что это было за время?

-о: Нет. И домашние сочинения на тему "Как бы я жил в Советском Союзе в 1974 году" я им не задавал. Ребята у меня снимались образованные и насмотренные. О 1970-х годах у них есть собственное представление.

в: Самый таинственный персонаж в "Исчезнувшей империи" отдан Васе Шахназарову. Смотрит сурово, говорит только по делу и, кажется, обладает оригинальным чувством юмора.

-о: Вася и сам очень своеобразный малый. Ему одиннадцать лет. Подозреваю, что в сценарии он читал только свои реплики, но характер младшего брата главного героя выстроил. И даже сопротивлялся мне, как режиссеру. Однажды я ему сделал замечание, что он слишком быстро вступает со своей репликой. Попросил сосчитать до пяти и только потом говорить. "Понял?" "Да", - отвечает. Начинаем снимать - вступает чуть медленнее, но не так, как мне нужно. Спрашиваю: "До скольких досчитал?" "До трех". - "Почему?" - "А до пяти - долго, пауза будет чересчур большая". Пришлось пресечь своеволие на площадке...

в: Название фильма настраивает на политическое кино, но зритель увидит не политику, а частную жизнь.

-о: Я убежден, что империи гибнут на уровне частной жизни людей, а вовсе не на съездах и заседаниях. Глобальные события зарождаются в обычной жизни. В том, что советская империя распалась, ключевую роль сыграл вовсе не ввод войск в Афганистан в декабре 1979-го, а "Битлз" и "Роллинг Стоунз".

в: Как проходит сейчас в США фестиваль "Мосфильма", посвященный 100-летию российского кинопроизводства?

-о: С необыкновенным успехом. Сами организаторы из Линкольн-центра подобного не ожидали. Полные залы. Много молодой публики, в основном студенты. Отбором фильмов занимался директор Нью-йоркского фестиваля Ричард Пенья. Он лично пересмотрел нашу коллекцию и отобрал 24 картины. "Июльский дождь", "Карнавальная ночь", "Дядя Ваня", "Зеркало", "Свой среди чужих, чужой среди своих", "Курьер", "Мы из джаза", "Груз 200"... И, конечно, Эйзенштейн, Медведкин, Пырьев, Ромм. В Нью-Йорке программа будет работать до 14 февраля, а затем в течение года пройдут показы в разных городах США и Канады.

в: Как гендиректор киноконцерна "Мосфильм", вы следите за ситуацией, которая сложилась на "Ленфильме"?

-о: Не без злорадства - так и напишите - наблюдаю. Я помню, сколько всего было сказано в мой адрес, когда "Мосфильм" доказывал, что для киностудии путь акционирования и приватизации - гибельный, что акционерам нужны площади, а не развитие кинопроизводства. Пока "Мосфильм" добивался статуса государственной киностудии, я про себя узнал много нового... Как только меня не называли - и "красным директором", и "большевиком", и "тормозом на пути рыночных отношений". Финансовые проверки на студии проходили бесконечно. Но жизнь доказала, что именно наша стратегия оказалась правильной. Сегодня киноконцерн "Мосфильм" - суперрыночное предприятие. А от всех невзгод и колебаний рынка он застрахован тем, что является государственной собственностью. Государство должно заниматься своей кинематографией. Вот, например, в Болгарии продали киностудию "Бояна-фильм", понадеялись, что Голливуд их осчастливит, - и просчитались. Инвестиции не пришли, периодически студия оказывает услуги голливудским блокбастерам - и все. Я рад, что наконец-то эту простую истину поняли и на "Ленфильме", но для этого моим коллегам пришлось зайти в тупик. Я искренне поддерживаю стремление ленфильмовцев сохранить студию. И если у них появится желание посоветоваться, пусть обращаются.

в: Еще один признак стабильности - это когда генеральный директор может отлучиться на собственный кинопроект.

-о: Сегодняшние средства связи позволяют быть в курсе, даже когда ты в экспедиции - в Гаграх, в Хиве...

в: Вот я и хотела спросить: зачем с "Исчезнувшей империей" вы забрались так далеко? Почему не ограничились Москвой? Командировки - дорогое удовольствие для бюджета.

-о: По нынешним меркам, я не могу сказать, что наш фильм высокобюджетный. Я выступал в роли не только режиссера, но и продюсера, поэтому был заинтересован не совершать лишних движений. Съемки в Гаграх, в Хиве, в Хорезме несут смысловую нагрузку. Без них фильм был бы невозможен. У нас получилась интересная перекличка времен. Персонаж, которого играет Армен Джигарханян, дедушка главного героя - археолог, академик и, по версии сценариста Сергея Рокотова, он открыл Хорезм. В действительности Сергей писал о своем дедушке - директоре Института этнографии, академике и открывателе древнехорезмийской цивилизации Сергее Павловиче Толстове. Он ушел из жизни в 1976 году, потому общение деда с внуком в фильме можно считать автобиографическими воспоминаниями автора...

Вита Рамм
13.02.2008
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/shahnazarov/interview5.html

Док. 448120
Перв. публик.: 13.02.08
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 279

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``