В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Танзания купила 130 советских фильмов Назад
Танзания купила 130 советских фильмов
Перемены стали видны уже через год. Причем в первую очередь были отремонтированы туалеты... Сегодня "Мосфильм" - предприятие цветущее. Как в прямом (имеются в виду сады и цветники), так и в переносном, коммерческом, смысле слова. В воскресенье Карену Георгиевичу Шахназарову исполнилось 55 лет. О развитии отечественной киноиндустрии с юбиляром побеседовала обозреватель "Известий" Вита Рамм.

- вопрос: Вы составляли для себя, скажем, десятилетний перспективный план развития студии?

- ответ: Не было специального плана. Я вообще не думал, что долго пробуду на этом месте. Была рутинная ежедневная работа. Да, сейчас, оглядываясь назад, можно констатировать, что студия полностью перестроена. Причем не вся наша работа находится на поверхности. Вы знаете, менять подземные коммуникации, инфраструктуру, ремонтировать павильоны оказалось такой же творческой работой, как и режиссура. Помню, как мы радовались, когда завершили реконструкцию шестого павильона и он первым на студии стал соответствовать всем современным требованиям. Сейчас все 13 наших павильонов могут конкурировать по техническому оснащению с европейскими студиями.

- в: А денежки откуда?

- о: Сами зарабатываем. Государство "Мосфильму" не дает ни копейки. Был момент, когда я не знал, смогу ли зарплату выдать людям. Помогала выживать наша коллекция. Все, что зарабатывали на прокате наших фильмов по ТВ, вкладывали в реконструкцию и модернизацию студии. Сегодня мы налогов платим столько, сколько приносит прокат коллекции, - могли бы уже и не заниматься этим. Но показ фильмов нашей студии имеет, я считаю, большое значение в моральном плане. В советские годы снималось качественное кино.

- в: Да уж, что бы делало новое российское телевидение, если бы не советская киноклассика...

- о: Мы по-прежнему стараемся соблюдать баланс между всеми каналами - как богатыми, так и не очень. В последнее время фильмы из нашей коллекции стало активно закупать телевидение Азербайджана, Армении, Казахстана, Грузии, Киргизии и стран Прибалтики. Цены, естественно, гибкие. Недавно к нам обратились с просьбой о телепрокате греки. Это понятно - там много русских туристов. Интерес Кубы тоже могу объяснить. Загадкой оказалась просьба из Танзании. Но они захотели, и мы подписали контракт на прокат почти 130 фильмов по местному ТВ. Так что сейчас для нас коллекция - источник дополнительной радости, удивления, но уже не обогащения.

- в: Но ведь государство выделяет деньги на производство фильмов, а продюсеры с этими деньгами приходят на "Мосфильм" за услугами. Получается, что государство все-таки причастно к вашему сегодняшнему благополучию?

- о: Это популярное заблуждение. Тогда можно сказать, что государство содержит и любой ларек, потому что бюджетники покупают там печенье. Мы сегодня живем в рыночных условиях и сражаемся на рынке за каждый кинопроект. Предложений много - "Ленфильм", студия Горького, частные павильоны. А в Италии, например, есть правило, что кинематографист не может тратить государственные деньги за пределами страны. Актрису из Санкт-Петербурга Ксению Раппопорт режиссер Торнаторе вправе пригласить, потому что так нужно для фильма, а вот, например, питерских электриков, потому что они дешевле итальянских, не сможет никогда. А у нас, получив госфинансирование, продюсеры уезжают снимать в Минск или перезапись делают в Финляндии. Вот если бы государство ставило условие: деньги даем, но снимать можно только на "Мосфильме", - тогда и можно было бы говорить, что нас финансируют.

- в: А дружеские контакты? Вот ваш давний знакомый, продюсер N. Вы узнали, что у него проект на 4 миллиона долларов. Приглашаете на чай, кофе, на знаменитые "мосфильмовские" пирожки, воспоминания о совместной боевой юности, и...

- о: Нет, это тоже не работает. Зачем его приглашать на кофе и на воспоминания? Ему интересен прайс-лист "Мосфильма". N сравнивает наше предложение с другими и выбирает наилучшее сочетание цены и качества. На мой взгляд, на "Мосфильме" самая низкая цена за услуги, самое высокое качество и лучшие технологии во всем производственном процессе.

- в: На "Мосфильме" работает актерский отдел. Знаю, что вы начали собирать базу данных российских актеров.

- о: Сотрудники актерского отдела во время театрального сезона часто ездят в командировки - искать таланты. Кроме того, к нам приходят письма со всей страны. Наш актерский отдел не агентство и потому денег за включение в сводный каталог не берет. Но нет в России такой съемочной группы, чтобы она не пользовалась нашей базой. В нашей картотеке 12 тысяч единиц.

- в: А снимаются одни и те же.

- о: Это проблема телевидения, которое старается работать с "медийными лицами". И кинопродюсеров, которые боятся рисковать.

- в: Вот вы говорите, "Мосфильм" - лучшая студия Европы. А голливудские продюсеры снимают в Праге, в Бухаресте. В Софии очередную европейскую студию они прикупили. Когда же они придут за услугами в Россию?

- о: Кроме качества студийных услуг важны и другие параметры. Они связаны не с "Мосфильмом", а со страной. Москва сильно проигрывает европейским столицам бывшего "варшавского блока" ценами на проживание, питание, автомобильными заторами, уровнем безопасности и так далее. Вторая проблема - наши расстояния. В Болгарии или в Румынии разные пейзажи и рельефы расположены гораздо ближе друг к другу. Продюсеры ведь в проекте обсчитывают буквально каждый шаг. И есть еще третий важный параметр - климат. Он также во многом влияет на смету. А зиму Голливуд успешно снимает в Канаде.

- в: Вы можете - по примеру голливудских студий - устроить на "Мосфильме" кинопарк развлечений? Дополнительный денежный источник и опять-таки - пропаганда кино.

- о: Тоже невыгодное дело. Это вам не Лос-Анджелес, где лето круглый год. Кроме того, в Москве туристам есть где побывать. И чтобы их привлечь в массовом порядке, нужны слишком большие вложения, что нерентабельно. А музей студии у нас работает. Показать есть что - и костюмы "Войны и мира", например, и парк старинной и военной техники. И павильон "Старая Москва" под открытым небом, что строили для "Всадника по имени Смерть". Прибыльный проект оказался. Декорации уже окупились. Очередь туда из киногрупп постоянно. К нам ходят экскурсии. Особенно сильный поток школьников весной и осенью. И семьями приходят. Это максимум, что можно было сделать, не вкладывая безумных средств.

- в: Вас устраивает государственная политика в области кино? Стоит ли, например, вернуться к госзаказу? Говорят, тогда, мол, повысится качество фильмов.

- о: Это не вопрос госзаказа. На мой взгляд, надо менять саму систему прохождения сценария. Сегодня она безликая, никто ни за что не отвечает. Я бы предпочел вернуться к старой системе редактуры и учредить должность главного редактора Роскино, который утверждал бы сценарии. И с которого можно было бы спросить, почему этому проекту выделена господдержка.

- в: Но это так субъективно...

- о: Да, он будет субъективным. Но вспомните, какими субъективными и при этом профессиональными были главные редактора Госкино. Армен Медведев, например, или Владимир Баскаков. Они читали сценарии и сразу видели будущий фильм. Многие картины, которые сегодня стоят на "золотой полке", появились не потому, что они их разрешили, а потому, что они активно участвовали в их создании.

- в: Все боятся возвращения цензуры.

- о: Я не считаю, что возобновление института редактуры в Роскино станет возвратом к цензуре. Раньше государство было главным продюсером в кинематографе. Сейчас альтернативных источников финансирования полно. У каждого, кто захочет, есть шанс снять фильм. Но если уж государство дает деньги на съемки, то оно должно заботиться и о качестве. В прежние времена, перед тем как идти к редакторам Госкино, режиссеры готовились к сложному разговору, обдумывали каждый аргумент. Они знали, что им будут оппонировать опытные профессионалы. Разрабатывались варианты, велась полемика, что для фильма шло только на пользу.

- в: Но сегодня не сценарист приходит за финансированием, а продюсер - с проектом, где уже порой что-то и снято.

- о: Этого я тоже не понимаю. Основа любого фильма - сценарий. Никогда не забуду, как нам с Александром Бородянским руководитель объединения на "Мосфильме" Георгий Данелия сказал: "Ребята, хороший сценарий пишется минимум год, а вы за месяц написали и думаете, что все сделали". Мы обиделись, конечно, но работали в итоге над сценарием "Мы из джаза" целый год. Полезный урок. И я могу с благодарностью вспомнить море дельных советов, тонких подсказок, при том что был с редакторами не в лучших отношениях. Но теперь понимаю, как они нужны киноиндустрии. Кино - искусство коллективное.

- в: Может, напишете книгу о своей жизни на старом "Мосфильме" и о новых временах?

- о: Когда-нибудь напишу. Пока еще рано. Сегодня мне интереснее снимать кино. Я сейчас заканчиваю новый фильм. История развивается в 1973 году и в наши дни. Наверное, картина будет называться "Однажды в СССР". Без новомодных экшнов и кулачных боев. Автор сценария - Сергей Рокотов при участии Евгения Никишова, нашего редактора. Снимались студенты актерских факультетов, для многих это дебют. А из известных -- в эпизодах Армен Борисович Джигарханян и Ольга Тумайкина.

- в: Вы чувствуете себя королем российской киноиндустрии?

- о: Нет, королем я себя не чувствую. Но мне нравится, что нам - говорю "нам", потому что для меня много значит понимание всех сотрудников, - за девять лет удалось построить с нуля рентабельную студию экстракласса, не затратив ни копейки государственных денег. Это оказалось очень интересным делом.

Вита Рамм
10.07.2007
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/shahnazarov/interview4.html

Док. 448115
Перв. публик.: 10.07.07
Последн. ред.: 28.05.08
Число обращений: 216

  • Шахназаров Карен Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``