- Карен Георгиевич, честно говоря, думал, вас-то в эти дни в Канне можно было застать...
- Нет, поездку в Канн перетянул Китай. Просто там проходили дни Мосфильма. Пришлось ехать.
- Как там? В прессе писали, китайские кинематографисты сняли свою многосерийную версию по роману Васильева А зори здесь тихие...
- Совершенно верно, мне как раз удалось ее посмотреть. Честно говоря, фильм во многом получился такой... наивный, что ли. Особенно для российского зрителя. С другой стороны, приятно, что в Китае с симпатией относятся к нашей стране, к нашей литературе.
- Понятно. А в Париже, коль не секрет, у вас какие мероприятия намечены?
- Мосфильм подписывает с ЮНЕСКО договор о сотрудничестве. Что такое ЮНЕСКО, объяснять, думаю, не надо. Влиятельнейшая международная организация. Что означает такой договор? По мне, так это международное признание Мосфильма - не как крупного промышленного предприятия, а как некоего крупного культурного центра.
- Вот как! И что конкретно дает этот договор?
- В его рамках у нас будет ряд совместных программ. Например, по такому направлению, как обучение. К нам на Мосфильм будут приезжать иностранцы, мы с ними будем работать. По таким специальностям, как директора картин, вторые режиссеры, звукооператоры и так далее. В Париже между тем организуем кинотеку нашей студии. Вообще у нас в связи с подписанием этого договора достаточно много замыслов. Просто сейчас не хочется конкретизировать. Вот подпишем, и тогда...
- Я так понимаю, проект этот некоммерческий.
- Абсолютно. Не тот случай.
- Кстати, чья инициатива была?
- Взаимная. Насколько я знаю, подобный договор в ЮНЕСКО еще не подписывали ни с одной киностудией. В этом смысле мы первые.
- Все понятно. Какие еще новости? Вот, к слову, сколько сейчас картин снимается на Мосфильме?
- Примерно 140 проектов в работе. Это и съемочный процесс, и монтаж с озвучением, и перезапись. Я имею в виду как полнометражные фильмы, так и сериалы.
- Но какие-то картины вы, как глава киноконцерна, можете выделить из общего числа?
- Пожалуй, да. Станислав Говорухин закончил снимать Не хлебом единым по повести Дудинцева, Рязанов запустился с проектом, посвященным Андерсену. Серьезный проект Доктор Живаго у Александра Прошкина. Несмотря на то что картина снимается как телесериал, производственный процесс устроен по параметрам большого кино. Что еще? В круге первом Глеба Панфилова, Анна Каренина Сергея Соловьева. Много, много интересных работ на подходе.
- Карен Георгиевич, а сами-то уже определились со своей новой картиной? Когда скомандуете мотор!?
- Вот здесь пока не смогу порадовать. Есть один сценарий, одна идея. Но до конца пока ее не удалось оформить.
- Ну хоть в двух словах: о чем будет фильм?
- И не пытайте даже! Все равно не скажу.
- Что так? Суеверие?
- Да, что-то в этом роде. Самому смешно, я к суевериям чисто киношным, профессиональным не так уж серьезно отношусь. Но... традиции нужно соблюдать.
- Вы как-то рассказывали про масштабный проект по роману Адамова Тайна двух океанов. А с ним что?
- Увы, пока ничего. Дело в том, что у нас на руках пока только интересный сценарий, написанный Иваном Охлобыстиным. Но к сценарию есть определенные вопросы. Рано или поздно картина, надеюсь, будет снята.
- Проект-то дорогой. С деньгами проблем не будет?
- Да вряд ли, мне кажется. Практика показывает, что если есть хорошая, без дураков, идея, сценарий, то, как правило, деньги находятся.
- На Мосфильм много сценариев приносят?
- Конечно, много. Часть я сам читаю. Хотя есть редакторы, у них работа такая. Даже больше скажу. У нас есть специальная служба, отслеживающая все без исключения книжные новинки. Они мне примерно раз в месяц готовят дайджест. Так, кратко: кто и что написал. Наиболее интересные вещи стараюсь сам прочитать. Правда... Не могу сказать, что меня сильно радует состояние дел в современной российской литературе.
- А в кино часто выбираетесь? За новинками следите?
- По мере возможностей. И здесь точно такая же ситуация. Редкая картина производит впечатление.
- Нашумевшие новые Звездные войны уже посмотрели?
- Нет. И не стремлюсь. Ну что я могу там увидеть? Набор спецэффектов? То, что мы увидим на экране, можно увидеть в хорошей компьютерной игре. Их сегодня очень много, и многие из них совершенно замечательно сделаны. На таком профессиональном уровне, что невольно игра заменяет кинематограф.
- Откуда такие познания, Карен Георгиевич? Неужели поигрываете в рабочее время?
- Почему в рабочее? В выходные, с детьми. Надо сказать, с интересом. Жалко, в стрелялках этих слишком много трупов. И все же как здорово они сделаны!
Андрей Тумаркин
27.05.2005
http://www.peoples.ru/art/cinema/producer/shahnazarov/interview2.html
Док. 448109 Перв. публик.: 27.05.05 Последн. ред.: 28.05.08 Число обращений: 279
Шахназаров Карен Георгиевич
|