В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вертолетный клин Назад
Вертолетный клин
За последние годы в России произошло несколько крупных авиакатастроф. Наиболее частыми становятся аварии вертолетов.

Так, на днях на военном аэродроме под Уссурийском при заходе на посадку столкнулись два вертолета "Ми-24". Экипажи обеих боевых машин погибли. Чуть ранее на севере Курильского архипелага потерпел катастрофу вертолет "Ми-8", тогда погибли двадцать человек. Среди них - губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов. Эта трагедия чрезвычайно похожа на катастрофу, произошедшую полтора года назад под Красноярском. Там тоже разбился вертолет "Ми-8" и погибли 8 человек. Среди погибших был губернатор Красноярского края - Александр Лебедь. Тогда это произошло из-за столкновения вертолета с высоковольтной линией электропередач.

Почему вертолеты так часто падают в России? Ведь за последние пять лет одних только "Ми-8" в нашей стране разбилось тридцать три.

- Машины, созданные нашим конструкторским бюро, - самые распространенные в мире, - заявил еженедельнику "Интерфакс ВРЕМЯ" сотрудник пресс-службы КБ имени М.Л.Миля Вадим Михеев. - Они наиболее надежны по сравнению с другими. Эти аппараты летают по всему миру, ну и падают, конечно. Аварии происходят не из-за того, что вертолет плохой. Ненадежным его делают сами владельцы. Ведь у всех комплектующих машины есть свой ресурс, который рано или поздно вырабатывается. Если трансмиссия на аппарате выработала уже два срока и ее не заменили, как тут вертолету не упасть?

- Не могу не согласиться с представителями КБ, - сказал заместитель председателя комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, заслуженный летчик России Василий Ключенок. - Я летчик с тридцатилетним стажем и много летал на "Ми-8".

Машина действительно надежная, и искать причины аварий в работе конструкторов и сборщиков вертолетов неправильно. Разбирая эту проблему, неправильно также говорить только о вертолетах - здесь надо рассуждать о проблемах авиации вообще. Причин такого огромного количества катастроф много. Если доводить авиацию до ума, то непонятно, с чего начать. Все плохо, куда ни кинь - всюду клин! Но прежде всего, как мне кажется, надо ужесточить контроль за подготовкой полетов, работой пилотов и наземных служб. Разве можно было представить, хотя бы лет пятнадцать назад, чтобы на рабочем месте в Шереметьево был задержан диспетчер, одурманенный наркотиками?

Говоря о наземных службах приходится заметить, что здесь действительно не все в порядке. За последнее время закрылось огромное количество метеостанций, из-за чего пилоты не получают исчерпывающей информации о погоде, а это отрицательно сказывается на безопасности полетов.

По словам Василия Ключенка, из-за ослабления контроля стала возможной ситуация, когда пилот может уклониться от заданного курса и сообщить наземным службам ложную информацию о своем местопребывании.

- Понимаете, в свое время если секретарь обкома заказывал вертолет, то пилоту в страшном сне не могло присниться, что партруководитель во время полета может зайти в кабину, - продолжил Василий Ключенок. - А сейчас - это нормальное явление. Сегодня губернатор может запросто сказать: "Летим туда-то!" - и пилот не сможет ослушаться. Это невообразимая, неприемлемая для авиации ситуация. Ведь мы так до сих пор и не знаем, был ли Лебедь в кабине вертолета во время катастрофы. Есть подозрения, что все-таки был.

- Еще одним негативным фактором, из-за которого случаются аварии, можно назвать то, что пилоты мало летают, - дополнил Вадим Михеев. - Ведь если полеты были бы ежедневной утомительной работой, как для гражданских, так и для военных летчиков, никому из пилотов просто не пришло бы в голову устраивать такие экзерсисы, какие стали причиной последней аварии двух "Ми-24". Из-за того что летчики мало летают, им хочется показать свое мастерство, и это толкает их на глупости.

Все эксперты сходятся во мнении, что уровень выпускников летных школ значительно упал в последние годы. Подготовка пилотов - вещь тоже очень дорогая, а на ней экономят. Но в жизни всегда так: если поскупился на что-то важное, будь готов потом заплатить десятикратную цену. Там, где экономят деньги, приходится расплачиваться человеческими жизнями.

Летательный аппарат - не автомобиль, на нем нельзя остановиться, выйти и посмотреть, что забарахлило, исправить неполадку, сесть в салон и поехать дальше. Поэтому любой самолет или вертолет перед взлетом должен быть досконально проверен на предмет любых неполадок. А в отечественной авиации существует еще и порочная практика замены выработавших свой ресурс комплектующих не на новые, как положено, а на такие же старые, причем по документам это старье проводят как новые агрегаты.

- Да, безусловно, парк вертолетов устарел, - добавляет Василий Ключенок, - и подлоги с запчастями - дело нередкое. Но безопасность полета в первую очередь зависит от людей. А для них есть правила, жестко регламентирующие действия и пилотов, и наземных служб, и владельцев самих аппаратов. Правила эти написаны кровью, за каждой их строчкой стоят чья-то беда, горе, трагедия. Это не пустой звук. Почему же тогда они не выполняются? Я уверен, если относиться к этим правилам серьезно, соблюдать их, несмотря ни на что, то количество аварий резко уменьшится.

Дмитрий РУДНЕВ

http://www.ifvremya.ru/cgi-bin/res.pl?FIL=work/arc/2003/0903/1_20030903.txt

Док. 448015
Перв. публик.: 03.09.03
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 312

  • Ключенок Василий Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``