В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Б. Кодзоев: Наследие Пророка (мир ему) для России - не формальность Назад
Б. Кодзоев: Наследие Пророка (мир ему) для России - не формальность
У России особое место в исламском мире - и оно должно быть четко определено. Такую мысль высказал заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Башир Кодзоев накануне Дня рождения Пророка Мухаммада (мир ему), который весь мусульманский мир отметит 31 марта. Мавлид - одна из главных дат Ислама.

В этот день во многих мусульманских странах будут проходить праздничные церемонии. В газетах и журналах появятся публикации на темы Корана и жизнеописания Пророка (мир ему). Но, как предполагает депутат, наши центральные СМИ в очередной раз в лучшем случае ограничатся показом этнографических сюжетов из некоторых мечетей.

- Почему, Башир Ильясович, Вы так думаете?

Потому что существует политическая неопределенность и нежелание определять место России в исламском мире.

- Но мы же входим в Организацию Исламская конференция...

Это формальность. А Вы посмотрите на то, какими представляются мусульмане другим гражданам России. Нередко в прессе можно найти высказывания, вызывающие в цивилизованной стране, мягко говоря, удивление.

Вот, например, рецензия на одну из книг: "Религиозный фанатизм автора, его нетерпимость к мусульманам вызывает уважение", - пишет критик. Оставим культурологам и филологам обсуждение вопроса о том, может ли фанатизм вызывать уважение.

А вот цитата из другого издания: "Тотальные войны ведутся не только оружием, но и пропагандой: надо шельмовать противника, приписывая ему все пороки". Неужели такое можно написать на языке Пушкина? Кстати, Пушкин сам писал подражания Корану и восхищался его образностью, а знаменитый математик Лобачевский помог выкупить из крепостной зависимости татарского писателя и каллиграфа Мухаммеда Али Махмудова, который потом много лет учил студентов Казанского университета арабскому языку.

Неужели российский интеллигент способен утверждать, что в данном случае "невежество - орудие борьбы". Невежество - почва, на которой произрастает неприязнь, жестокость и братоубийство. И разве кровавый пример бывшей Югославии ничему не научил интеллигентов-"патриотов"?

Да и, собственно, с кем надо фанатично бороться? С гражданами России мусульманского вероисповедания, которых в России, по последним данным, около 23 миллионов? Тогда что же мы читаем: литературоведческую статью или агитку, призывающую к гражданской войне? И такая статья - достаточно типичный интеллектуальный продукт нашего времени.

- И сегодня тем более важно больше правды говорить о жизни основателя Ислама, о его идеях, о человеколюбивой сути этого вероучения, об исламской ментальности и культуре.

Мухаммад (мир ему), день рождения которого мы отмечаем 31 марта, - живой человек, имевший реальную биографию, проживший реальную жизнь. Его земная жизнь началась в 570 году на территории сегодняшней Саудовской Аравии. Пророк с самого рождения был сиротой: его отец, потомок Ибрагима (Авраама), умер еще до его рождения, а мать он потерял в возрасте 6 лет. До конца жизни Мухаммад помнил, какой тяжелый крест сиротство, и в своих проповедях и наставлениях никогда не забывал призывать состоятельных людей помогать сиротам. 42 года Мухаммад жил как простой человек, а в 612 году он начал свою проповедь. Именно тогда он стал Пророком Аллаха.

Когда он начал свою проповедническую деятельность, призывая отречься от неправедной жизни, помогать сиротам и беднякам, поверить в милосердие Божие, люди не слушали его. Сотвори чудо, говорили Мухаммаду, и мы поверим тебе. "Но я лишь пророк Аллаха, - отвечал он. - Я не первый, кого он посылает к людям. Однако они отвергают всех пророков".

Мухаммад проповедовал Ислам 20 лет, до самой своей смерти. Он похоронен в Медине - в Саудовской Аравии. Мухаммуд глубоко чтил другого пророка - Ису (Иисуса Христа), и весь мусульманский мир верит во второе пришествие Христа, которое положит конец религиозным войнам.

Мухаммад не останавливал Солнца и не рассекал воды Красного моря, как ветхозаветные библейские пророки. Он сотворил другое чудо: из одинокой проповеди сначала гонимого пророка родилось новое религиозное учение, ставшее одной из мировых религий. Силой слова, силой своей веры он сплотил арабов, дал им Коран, Книгу, которая стала краеугольным камнем арабской, а потом и всей исламской цивилизации. Разве не чудо само создание Арабского халифата в Средние века, появление на руинах Османской империи новых независимых государств и их сегодняшнее процветание?!

Во времена Мухаммада арабы продемонстрировали редкую готовность слушать и впитывать знания и культуру других народов, на земли которых они пришли. Они сохранили для потомков сочинения Аристотеля, Платона, Гиппократа, Евклида, Птолемея. Все сокровища античной мудрости вернулись в Европу с Востока. И эта тяга к письму, знанию, постижению тоже была заложена учением Мухаммеда.

- И тем не менее сегодня образ Ислама в средствах массовой информации нередко рисуется мрачными красками. Чем можно объяснить такую настороженность в отношении мусульман?

Я хотел назвать это ксенофобией, но подумал, что ксенофобия - это боязнь чужих, нелюбовь к ним. Наша же ситуация гораздо серьезнее. Существующие противоречия - это противоречия между гражданами одной страны. Нам совершенно не подходят те западные схемы, которые описывают отношения христианского и мусульманского мира. Нам навязывают примитивные стереотипы: богатый Запад - бедный Восток. Богатый христианский Запад процветает, на бедном мусульманском Востоке ему завидуют.

А как же страны Персидского залива, Тунис, Марокко? В Персидском заливе - нефть, скажут многие. Но у нас тоже нефть, а уровень жизни, уровень безопасности, комфорта, социальной защищенности гражданина отличается на порядок. А в странах Магриба нефти нет, однако живут там люди вполне достойно и вряд ли завидуют православным сербам или украинцам. "Воля и труд человека дивные дива творят", - писал когда-то Некрасов о России, а кажется, что русский поэт писал о том, что можно увидеть в Эмиратах.

Распространено и другое противопоставление: образованный Запад - дикий Восток. Но это тоже ошибочная схема, и вся история это доказывает. Да, Запад дал миру квантовую физику, психоанализ, расщепил атом. Но две мировые войны, тоталитарный коммунистический режим, холокост - тоже с Запада. Не случайно все больше жителей "цивилизованного" Запада обращает свои взоры на Восток в поисках духовного просветления и смысла жизни, не исчерпываемого позитивистской философией.

Все эти схемы не только примитивны и поверхностны, но в условиях нашей страны еще и опасны. Государство - единый организм. Представьте себе человека, левая рука которого не доверяет правой или не ведает, что делает правая, как в известной русской пословице. Россия накопила уникальный опыт сосуществования людей, принадлежащих к разным религиям. Нам надо его изучать, осваивать, обновлять, а не пользоваться заезженными и плоскими схемами.

- Несмотря на то, что исламская культура отличается от христианской, исламские ценности имеют общечеловеческий характер. Не только Пушкин, но и Лев Толстой это признавал, никогда не забывая о том, что Ислам - самобытное учение...

Другая культура - нужная и ценная именно тем, что она другая. И человечеству сейчас нужна другая идеология: не прагматичная, не позитивистская. И многое из этого можно почерпнуть в Коране. Приведу пример, наиболее близкий мне как предпринимателю.

Мухаммад был караванщиком, купцом, сопровождавшим караваны. Он много путешествовал по Аравийскому полуострову и видел, как тяжела жизнь бедуинов, как нелегко им выбиться из нищеты. При этом он понимал, что в богатстве нет ничего недостойного и безнравственного. Ни частная собственность, ни конкуренция не являются сами по себе ни хорошими, ни плохими. Все дело в том, как ведется бизнес, как создается собственность.

Во времена Мухаммада Ближний Восток и Аравия буквально задыхались под игом ростовщиков. За одолженные деньги назначался дикий процент - 150-300. Согласно же Пророку, все богатства принадлежат Аллаху, следовательно, человек не может назначать процентов за пользование средствами.

Ислам запрещает игорный бизнес и лотереи, спекуляции ценными бумагами, взимание ссудного процента. Для мусульманина богатство - испытание. Долг богатого человека служить ближнему, помогать бедным, а не наживаться на них. Как это созвучно христианскому: "Кому многое дано, с того многое и спросится".

Идеология исламского предпринимательства во многом пересекается с восточнохристианскими идеями "умного делания", она близка россиянам больше, чем идеи предпринимательской протестантской этики. Недаром на последнем Всемирном русском народном соборе Патриарх Алексий II тоже поставил вопрос об ответственности бизнеса. Нельзя не сказать и то, что экономический рост стран Магриба и Турции не оставляет сомнений в эффективности мусульманской бизнес-культуры.

- В нашей стране Ислам и Христианство не просто уживаются между собой, но и находятся в содружестве, совместно укрепляют духовные основы нашей государственности.

Россия - страна многонациональная и мультикультурная. Именно в этом ее уникальность, залог ее процветания. И, как мне кажется, опыт культурной и религиозной жизни мусульманских регионов России может быть полезен для всей страны.

Например, Ингушетия сама выбрала Ислам немногим более 150 лет назад. Мы можем гордиться тем, что пронесли свою веру через годы коммунистических репрессий, сталинских чисток и депортации 1944 года. Именно вера помогла нашему народу сохраниться, не потерять себя.

Коран учит: "В религии нет принуждения... Призывай на путь Господа твоего мудрыми добрыми наставлениями и веди споры о том, что добро...". А Пророк говорил: "Аллах запретил родо-племенную исключительность: Вы все происходите от Адама, Аллах сотворил Адама из праха, а Еву из его ребра. Кто из Вас благочестивее, тот и благороднее".

И отдавая сегодня дань уважения основателю Ислама, хотелось бы призвать всех россиян независимо от вероисповедания соревноваться не в способности накопить или заработать деньги, не в "чистоте" крови, а в благочестии, в том, как мы помогли тем, кто нуждается в нашей помощи...

Камиль Тангалычев
"Парламентская газета"

Док. 447957
Перв. публик.: 27.02.07
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 339

  • Кодзоев Башир Ильясович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``