В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ольга Носкова:Губернатору сделали подарок, о котором он просил Назад
Ольга Носкова:Губернатору сделали подарок, о котором он просил
В поисках предмета борьбы

Заседание Законодательного собрания Нижегородской области, состоявшееся 29 июня, началось с поздравления с днем рождения губернатора Валерия Шанцева. И это было символично. От имени депутатов глава области получил в подарок часы. И это тоже было символично. Но обо всем по порядку.

Наиболее проблемным вопросом обещал стать вопрос о СМИ, учредителем которых является Законодательное собрание. Это две областные газеты - "Земля Нижегородская" и "Нижегородские новости" - и телеканал ННТВ. Прокуратура указала на то, что в соответствии с новым законодательством региональные парламенты не в праве быть учредителями юридического лица. В связи с этим предлагалось передать учредительские полномочия исполнительной власти области.

Еще накануне фракция "Единая Россия" не смогла сформировать единого мнения по данному вопросу. Часть единороссов готова была, не раздумывая, передать эти СМИ исполнительной власти, другая часть (причем, большая) настаивала на том, чтобы оставить этот ресурс за собой.

Глава исполкома НРО ЕР Александр Вайнберг объяснил отсутствие единой позиции следствием плохой дисциплины, неумением подчинять свои интересы интересам партии. Но очевидно, что дело не в дисциплине, а в той ситуации, которая сложилась в НРО. Формально лидером нижегородских единороссов является председатель Законодательного собрания Евгений Люлин, и даже г-н Вайнберг пока не только этого не оспаривал, но всячески подчеркивал при случае. Люлин считает, что Заксобрание должно сохранить свое учредительство. Однако в выборную кампанию во главе списка ЕР как единоросс No1 был поставлен губернатор Валерий Шанцев. Исполнительная власть настаивает на том, что Заксобрание должно передать полномочия ей. И кого слушать? Кто самый авторитетный?

Мнения разошлись, как в море корабли. И продолжительное обсуждение данного вопроса продемонстрировало это во всей полноте.

Сначала как глава профильного комитета слово получила депутат Ольга Носкова. Она заявила, что еще полтора года назад всех руководителей государственных СМИ собирали в Совете Федерации и предупреждали, что придется менять учредителей. Таково законодательство. Все - время, когда законодательная власть могла иметь свои СМИ, ушло. "Я не вижу предмета борьбы, поэтому не предлагаю стоять на смерть", - сказала Ольга Носкова.

Ее поддержал Александр Вайнберг, заявивший, что ЗС при этом ничего не теряет, потому что: "Свободу слова же никто не отменяет".

То, что не удалось увидеть Ольге Носковой и Александру Вайнбергу, хорошо рассмотрели другие депутаты, прямо сказав, что вопрос этот не столько юридический, сколько политический. Все, кто прошел через горнило выборов, хорошо понимают, что значит владеть СМИ и что значит - не владеть.

Причем, понимание проявили представители разных фракций. Единоросс Николай Пугин назвал шаг, которого добивались от депутатов, "отлучением от СМИ". Представитель фракции "Российской партии пенсионеров" Виктор Сопин призвал не принимать поспешного решения и договориться к следующему заседанию, чтобы ЗС и правительство были соучредителями СМИ. Коммунист Николай Рябов отметил, что если правительство станет соучредителем, то это решит проблему, так как исполнительная власть может финансировать госучреждения в отличие от законодательной (из-за того, что теперь закон запрещает законодательной власти финансировать СМИ, ЗС и призвали выйти из учредителей).

Наконец, свое мнение высказали юристы правового управления регионального парламента: Заксобрание может быть учредителем СМИ, но не может быть учредителем юридического лица, и не в праве осуществлять финансирование своих СМИ из бюджета области. Оснований для выхода ЗС из состава учредителей нет.

Глухая Фемида

Спикер регионального парламента Евгений Люлин согласился с точкой зрения правового управления. Он отметил, что в действительности финансирование газет и телекомпании, учредителем которых является Заксобрание, идет через одно из подразделений минфина, но в уставах этих СМИ записано иначе. Надо просто привести уставы в соответствие с действительностью.

На это отреагировал замгубернатора Владимир Иванов, заявив, что изменения в уставы СМИ внести можно, но только - если ЗС не выйдет из состава учредителей - эти СМИ никто не будет финансировать. Очевидно, Иванов намекал на то, что правительство не собирается быть соучредителем, когда можно быть единственным учредителем. То есть не оставляет депутатам возможности сохранить хотя бы частичный контроль над этими средствами массовой информации, не пойдет на тот шаг, в котором они видят единственный выход для себя.

Вполне логичное решение, какими славится нынешнее правительство - зачем брать половину, когда можно взять все?

Евгений Люлин попытался взывать к прокурору: "Скажите прямо - мы нарушаем закон, если являемся учредителями СМИ?" Прокурор ответила, что "Законодательное собрание не имеете права финансировать".

"Да, но в заключении, которое дало правовое управление, есть что-то, с чем вы не согласны? - настаивал спикер. - Может, мы как-то по-разному понимаем?"

"Учредителем СМИ быть может, а юридического лица - не может".

"Мы незаконно являемся учредителями СМИ?"

"Исполнительная власть может осуществлять финансирование, а законодательная - не может"...

Такой "диалог" мог бы продолжаться вечно. Но на этот раз Александр Вайнберг (ранее вместе с Ольгой Носковой не смогший разглядеть предмет для борьбы), видимо, испытал нечто вроде озарения: "Прокуратура четко сказала, что учредителем должна быть исполнительная власть"... Где он рассмотрел эту самую четкость в высказываниях прокуратуры большинству свидетелей "диалога" осталось неясно.

Внести ясность попытался руководитель пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области Евгений Муравьев. Нет никакого политического вопроса, считает он. Только в Нижегородской области Законодательное собрание до сих пор не передало учредительские функции исполнительной власти. Это законодательная норма, никто не собирается воевать, все намерены работать, оптимизировать работу, 60 миллионов рублей из бюджета, чтобы содержать две телекомпании - это слишком, но можно посмотреть, что лучше сделать, может, и не нужно будет их объединять...

"Объединять, разъединять - не в этом дело, не это сейчас обсуждается, - прервал его Евгений Люлин. - Кто инициировал этот вопрос?" Спикер пояснил, что до этого времени прокуратура не предъявляла депутатам подобных претензий, хотя тщательно отслеживает - вплоть до запятой, чтобы все принимаемые ими решения не противоречили закону.

Евгений Муравьев не назвал конкретного инициатора, но заявил, что вопрос возник сразу, как только Шанцев сформировал свою команду и начал свою деятельность в качестве нижегородского губернатора, то есть еще летом 2005 года. Но вопросу не давали ходу до выборов в Засобрание, а теперь самое время его, наконец, решить. И никто не собирается препятствовать Заксобранию, закрывать для него информационное пространство.

"Не надо делать излишний политический шум из этого события", - сказал Евгений Люлин. И тут же, противореча только что сказанному, добавил: "Если бы все лежало только в юридической плоскости, нечего было бы обсуждать".

Еще бы. Никто не препятствует. Да. Пока. А послезавтра? Депутаты прекрасно знают, как можно перекрывать информационное пространство своим политическим противникам. В свое время позитив в адрес прежнего губернатора Геннадия Ходырева на страницах СМИ и на телеканале, учредителем которых являлся ЗС, был невозможен. Противостояние исполнительной и законодательной власти было жестким. И неслучайно Ходырев создал свою телекомпанию - "Кремль", а чтобы получить доступ к эфирной политике хотя бы не очень популярного и недостаточно раскрученном канала. Тогда депутаты сопротивлялись тому, чтобы на бюджетные деньги финансировать ходыревскую телекомпанию, говорили те же слова, что говорят им сейчас: "Никто не препятствует"... А если губернатору мало ННТВ, пусть заведет себе хоть сто телекомпаний, только не за счет бюджета, пусть платит из собственного кармана. Теперь же нижегородским властям ставят в вину, что в регионе слишком много государственных телекомпаний и они слишком дорого обходятся бюджету...

Теперь, если законодательная власть не сойдется во мнениях с исполнительной, она окажется в том положении, в котором находился Ходырев. Но это так, лирическое отступление.

Депутат Александр Назаренков подвел итог дискуссии - либо надо договориться с правительством, либо отправлять законопроект на доработку, либо "сделать губернатору подарок, о котором он просил".

Роман Антонов запротестовал - только не на доработку, и так уже обсуждают долго, дискуссия затянулась. Надо ставить на голосование. А что касается газет и ННТВ, то всем ясно, что кто платит, тот и заказывает музыку, и депутаты никогда не пользовались этими СМИ, а у "Нижегородских новостей" тираж вторничного номера всего 1800 экземпляров, у "Земли Нижегородской" еще меньше, у районок и то тиражи больше в разы...

Ну, г-н Антонов несколько исказил картину, сделав вид, что эти СМИ не представляют из себя никакой ценности. Это, конечно, не федеральные бренды, но у ННТВ есть свой зритель, у "Нижегородских новостей" кроме вторничного номера, есть еще четыре выпуска в неделю, из которых более высокими тиражами отличают те, что выходят в среду и пятницу. И во время всех выборов газеты и телекомпанию использовали, и г-н Антонов появлялся на страницах "Нижегородских новостей" со своими интервью и комментариями, и деятельность Законодательного собрания эта газета освещала больше, чем все остальные вместе взятые. Другой вопрос - была ли редакционная политика удачной, но в тот день обсуждали не его.

Евгений Люлин отметил, что он несколько раз спрашивал прямо - нарушило ли Заксобрание закон, но ему прямо не ответили и он не собирается принуждать. Законодательная власть не намерена ссориться с исполнительной: "Мы должны работать вместе, поэтому предложили правительству стать соучредителем СМИ", - сказал спикер, и призвал проголосовать без эмоций.

Сложно сказать, с эмоциями ли голосовали парламентарии или с чем-то еще, но итоги их голосования не то чтобы удивляют - нет, уже не удивляют, но наводят на определенные размышления.

Внутренний мир депутатов: приливы и отливы

Копья переломаны, доводы приведены неоднократно. Приступили к голосованию. Оно не далось депутатам с первой попытки.

Передать функции учредителя газеты "Земля Нижегородская" от Законодательного собрания правительству области: из 38 депутатов, присутствовавших на заседании, 24 проголосовали за, 10 - против, четверо воздержались. "Нижегородские новости": 26 - за, девять против, четверо воздержались. Евгений Люлин тут же сообщил, что ошибся - нажал "за" вместо "против" и предложил либо переголосовать, либо считать, что против 10. "Я должен быть честным", - пояснил он свою щепетильность. Переголосовывать не стали. ННТВ: 22 - за, 11 - против, шестеро воздержались.

Как показывает результат голосования, наибольшее количество депутатов готово было отказаться от учредительства в "Нижегородских новостях", а "жальче" всего расставаться с телекомпанией. Очевидно также, что "пенсионеры" в большинстве своем поддержали правительство, вспоминается и пассаж Романа Антонова в адрес СМИ с утверждениями об их малоценности. Среди десяти проголосовавших против, скорее всего, были те восемь единороссов, которые накануне выступили против выхода из учредителей СМИ на заседании фракции ЕР. Среди воздержавшихся, вероятно, фракция КПРФ - ее состав как раз четыре человека, и для КПРФ не может быть принципиально важно, в чьих руках будут эти ресурсы - в руках правительства, во главе которого единоросс Шанцев, или в руках депутатов, во главе которых лидер "Единой России" Люлин.

Однако каждый раз по итогам голосования (кроме второго) электронное табло показывало, что решение не принято, то есть, что депутаты проголосовали против передачи учредительских функций. Казалось, что даже техника сопротивлялась добровольному отказу парламентариев от своего учредительства.

Перед тем, как объявить перерыв, Евгений Люлин сообщил, что уточняется, сколько голосов необходимо для принятия подобных решений, и что не исключено, что техника не ошибалась.

Заявленный 20-минутный перерыв продлился более получаса. По его завершении спикер сообщил, что для принятия таких решений необходима поддержка более половины голосов от общего числа избранных (а не из числа присутствующих) депутатов, то есть не менее 26. Таким образом, решение об отказе быть учредителями СМИ превратилось в решение о не-отказе.

Казалось бы, депутаты свое мнение по этому вопросу уже высказали, и могут разбирать следующий вопрос в повестке дня. Но после открытия, что передача учредительских функций не состоялась, поступило предложение переголосовать. Депутат Александр Сериков предложил сделать это путем тайного голосования. Предложение было отвергнуто.

Результат повторного голосования оказался следующим. "Земля Нижегородская": 31 - за, шесть - против, один воздержался. "Нижегородские новости": 31 - за, пятеро - против, трое воздержались. ННТВ: 29 - за, семеро - против, трое воздержались. Судя по количеству голосов, после перерыва на заседание пришел еще один депутат, всего голосовавших оказалось 39.

Всегда интересно, что происходит в мозгах депутатов, которые сначала голосуют так, а через несколько минут - с точностью до наоборот. И, видимо, не находят в этом ничего противоестественного. Как им это удается?

Вот и на этот раз депутаты продемонстрировали свою изумительную "гибкость". Да, человек не должен стоять на месте - в 50 лет иметь те же взгляды, какие у него были в 19. Депутаты, видимо, уникальные люди: они развиваются просто с бешеной скоростью. В наш динамичный век мы можем быть за них спокойны.


http://www.apn-nn.ru/pub_s/855.html

30.06.2006

Татьяна Елькина


Док. 447808
Перв. публик.: 30.06.06
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 329

  • Носкова Ольга Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``