В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Об отечественном кинематографе Назад
Об отечественном кинематографе
Гости: Кирилл Разлогов,
Петр Шепотинник
Ведущие: Ксения Ларина
Передача: 25-й кадр

В прямом эфире "Эхо Москвы" Кирилл Разлогов - доктор искусствоведения, директор программ 25-го ММКФ, Петр Шепотинник - кинокритик, директор по связям с общественностью ММКФ.
Эфир ведет Ксения Ларина

К. ЛАРИНА - Я вас приветствую на программе "25-й кадр", программа посвящена отечественному кинематографу. Сегодня мы с вами будем говорить о предстоящем 25 Международном Московском кинофестивале. И здесь, в студии Кирилл Разлогов, доктор искусствоведения, киновед, директор программ 25 ММКФ, а также Петр Шепотинник, кинокритик, телеведущий и директор по связям с общественностью ММКФ. Я хотела в начале программы немного похулиганить и поставить песню Пола Маккартни "Вчера" в исполнении Муслима Магомаева. Но после нашего короткого разговора и обмена мнениями я поняла, что это делать не стоит. Давайте не будем разрушать иллюзий, поскольку Петя вот был на концерте Маккартни, я понимаю, что вы до сих пор не можете отойти от этих впечатлений. Поэтому начнем наш разговор с Кириллом Разлоговым. Вы не были на концерте Маккартни?
К. РАЗЛОГОВ - Нет, я бы в консерватории именно в это время и сравнивал старушек и детей, которые слушали гениальную музыку Моцарта в исполнении гениальной пианистки с тем, куда пошел весь бомонд.
П. ШЕПОТИННИК - Не весь бомонд, а весь советский народ.
К. ЛАРИНА - Настоящие люди. Можно теперь проверять, как раньше: что ты делал 19 августа 1991 года. Давайте приступим к теме нашего разговора - 25 ММКФ, он юбилейный.
П. ШЕПОТИННИК - Условно говоря.
К. ЛАРИНА - Почему? 25 - красивая цифра, она обязывает к чему-то. К чему она обязывает?
К. РАЗЛОГОВ - К осторожности, в первую очередь. А именно, нужно, есть такая поговорка, чтобы ваши желания совпадали с вашими возможностями. По этой поговорке делалась программа 25 фестиваля, потому что желаний было много, возможностей мало. Поэтому мы очень быстро усмирили наши желания, в том числе желание делать юбилей. Поскольку юбилей Петербурга всех утомил настолько, что еще одно юбилейное мероприятие вызвало бы глубокое недовольство публики, то это нормальный рабочий фестиваль. Надеюсь, что сделан достаточно профессионально, интересно для разных категорий зрителей. Наша главная задача, Петя может меня поправить, если я не прав, была в том, чтобы представить возможно широко диапазон того интересного, что происходит в мировом кинематографе. Как в конкурсной программе, где показываются картины, не виденные в других местах, кроме стран производства. Так и в большой ознакомительной внеконкурсной программе, которая, по традиции, превращает ММКФ в своеобразный фестиваль фестивалей.
К. ЛАРИНА - Что такое конкурсная программа, если говорить по критериям отбора. Чем отличается фильм, показанный во внеконкурсной программе от фильма, показанного в конкурсной программе. Другая ориентация, на массового зрителя или что?
К. РАЗЛОГОВ - Основное отличие в том, что фильмы, показанные во внеконкурсной программе, на 90% были фильмами, которые уже были показаны на других кинофестивалях, и уже были показаны за пределами стран производства. Основное отличие конкурсов в том, что это всемирная премьера. Это картины, которые нигде не были показаны до того, кроме страны производства.
К. ЛАРИНА - Но все равно, такое понятие существует - фестивальное кино. Что это такое для людей, которые не очень сведущи в кухне кинематографической. Что такое фестивальный и что такое нефестивальный?
К. РАЗЛОГОВ - Фестивальное кино это весь фестиваль, это и конкурсное и внеконкурсное, и спецпрограммы, и даже ретроспективы. Это фильмы, которые представляют интерес не только, и даже не столько для широкого зрителя, который смотрит те боевики, которые он смотрит во всех странах мира, сколько для тех людей, которые заинтересованы развитием кино как искусства, как явления культуры, а это разные вещи, курьезами, и тем, что может предопределить развитие кино завтра, а сегодня еще не очень замечается. И заинтересованы ощутить географическое разнообразие кинопроизводства, которое очень скромно, и я бы сказал, по капле проникает на другие формы экрана, даже на телевидение, не говоря про коммерческий кинопрокат.
П. ШЕПОТИННИК - Думаю, наш фестиваль вносит некоторые коррективы, импровизирует с этим понятием "фестивальное кино". Потому что я знаю много фестивалей, на которые приглашаются картины заведомо нефестивальные, например, картины культовых режиссеров, которые делаются в расчете на грубую кассу. У нас, между прочим, не первый год есть программа, которая называется "Национальные хиты". Ее формирует Владимир Юрьевич Дмитриев, один из членов отборочной комиссии, наш замечательный киновед крупнейший. И как раз там показываются картины нефестивальные. Эти картины срез массового сознания национального. Даже интересно смотреть, каков менталитет страны, если она выбирает в качестве национального хита ту или иную картину. Поэтому каждый фестиваль вносит какое-то собственное понимание по поводу того, что такое фестивальное кино. Если воспользоваться банальными формулировками, фестивальное кино - такое кино, которое в меньшей степени обращает внимание на запросы публики, которое больше сосредоточено на проблемах киноязыка и т.д. Это всегда интересно.
К. ЛАРИНА - Когда уже обнародуются фестивальные программы и программы конкурсные, в первую очередь, всегда возникает ощущение какой-то общей темы. Это наверно, так случайно складывается. То это была в свое время картина, посвященная национальному языку. То, очень хорошо помню, время югославских партизан, доминировали во всех видах. Время картин военных. На сегодняшний момент можно определить главную тему нынешнего фестиваля московского.
П. ШЕПОТИННИК - Думаю, что сейчас, мне кажется, мир немного содрогнулся после двух политических катаклизмов, которые мы пережили, сначала 11 сентября, затем иракская война. И в той или иной степени какая-то всеобщая неуверенность, неясное ощущение политической и социальной перспективы каким-то образом накладывает отпечаток на конкурсную и внеконкурсную программу. В неконкурсной программе, кстати, есть картина, которая впрямую к этому отсылает, я имею в виду фильм, снятый 11 режиссерами "11 сентября". И конечно, во многих картинах конкурсной программы, прежде всего, это европейские картины, выражена тенденция внутренней миграции европейской. Потому что очень много картин, отголосками в которых звучат темы Боснии, разрушения Югославии и т.д. Такие вещи все время и в австрийской картине и в голландской, безусловно, присутствует.
К. РАЗЛОГОВ - Мне кажется, что такого прямого воздействия на программу фестиваля и, тем более, на систему ценностей фестиваля, как это было на Каннском фестивале нынешнего года, на Москву это не окажет. Мне кажется естественным, что европейское кино отражает миграционные процессы. Естественно, что творческие люди очень часто выходят из тех иммигрантов, которые чувствуют себя не очень уютно в стране, куда они приехали. И они отражают проблемы своих соратников, людей, которые вместе с ними оказались в этом положении. Но интересны и картины более традиционные, более классичные по духу. Мне кажется, отличительной чертой этого фестиваля, в основном, широта диапазона того, что в нем будет представлено. От картин, близких к мейнстриму, в том числе и в конкурсе, картина "Когда я умру" Майка Ходжеса. Картина жанровая, в жанре триллера, хотя триллера фестивального, с эстетической сверхзадачей, с шоковыми моментами, до осатанелого эстетизма и авангарда корейской картины "Спасти зеленую планету", которую, Петя не даст соврать, мы долго колебались: а можно ли вообще рискнуть.
К. ЛАРИНА - А в чем там сомнения?
К. РАЗЛОГОВ - Потому что, во-первых, это картина пародийная. Пародийно корейская, пародийная в жанре комикса. И вместе с тем весьма и весьма серьезная и чудовищно неожиданная по финалу. Ей место на таком фестивале, как Роттердамский, который всегда любил такого рода осатанелый авангард. А уже на ММКФ достаточно традиционным, в силу того, что это государственный фестиваль в большом государстве, которое привыкло контролировать эту сферу, это, конечно, вызывает некую дрожь в коленках. У меня была совсем хулиганская идея показать картину "Дом тысячи трупов" знаменитого рок-певца Роба Зомби, но меня вовремя остановили. Так что картина будет только вне конкурса на гала-премьере.
П. ШЕПОТИННИК - Я бы добавил. Если искать отличительные особенности этого фестиваля, в этом году мы спорили и рисковали гораздо больше, чем когда бы то ни было. Некоторые из картин просто мы сначала отвергали, потом принимали. Одним словом, это все было очень сложно, конфликтно. Но, тем не менее, мы считаем, что это, может быть, даст ощущение большей живости в общей фестивальной программе, нет чего-то усредненного. Там очень разные диапазоны эстетические и вкусовые будут представлены.
К. РАЗЛОГОВ - Если в прошлом фестивале была такая задумка, нас постоянно упрекали, что у нас нет крупных режиссеров. Мы сделали прошлый фестиваль из фильмов, на 80% сделанных крупными режиссерами. Хотя были сомнения в их качестве и других вещах. Поэтому единственная шоковая картина, которую мы включили "Одиночество крови", вызвало впечатление полностью разорвавшейся бомбы. На фоне, повторяю, картин достаточно традиционных. Поэтому здесь мы немного сгладим шок тем, что в значительной части программа будет нетрадиционной, поэтому недовольных будет больше. Но с другой стороны, смотреть ее будет интересней.
К. ЛАРИНА - Во второй части нашей передачи мы подробнее будем уже информацию выдавать конкретную, где что и про что. о программах культурных поговорим кинофестиваля, что всегда тоже интересно. Еще один вопрос, который лично меня волнует, поскольку кино я люблю и стараюсь смотреть много, хотя, увы, не могу приучить себя ходить в кинотеатры, по-прежнему, сижу дома, жду, когда на видео выйдет. Что меня беспокоит как зрителя. Как мне кажется, какое-то падение в актерском смысле наблюдается. Актерам нечего играть. Они не то, что стали хуже, они по-прежнему прекрасны Да, они стареют, я имею в виду старую, проверенную гвардию великих артистов американского кино, прежде всего, Николсона, Аль Пачино, Дастина Хоффмана, Роберта де Ниро. Можно перечислять, но не так уж их много. Это люди, проверенные временем. Но играют они полную ерунду. Если говорить о сегодняшнем фестивале, о сегодняшнем мировом кинематографе, не кажется ли вам, что такая тенденция к мелкотемью существует, что сценарные предложения достаточно примитивные для актеров такого уровня. Они вынуждены ходить по кругу, повторяя себя, цитируя себя и вынимая из пустоты что-то. Почему это происходит?
К. РАЗЛОГОВ - Вы, наверное, имеете в виду те картины, которые идут в прокате. Там есть жесткие требования, в том числе и коммерческие. Если актера приглашают, то на то, что он уже играл. Если актер достаточно смелый, то время от времени он себе позволяет играть что-то такое, что не входит туда, не беря за это гонорар, потому что бюджет значительно меньше.
К. ЛАРИНА - Как Николь Кидман рискнула?
К. РАЗЛОГОВ - Николь Кидман рискнула, и на мой взгляд, удачно. Рискнул Джек Николсон в фильме "О Шмидте". Так что те, кто имеет смелость рисковать. Но риск двоякий. Как только у тебя в фильмографии появляется картина, собравшая менее 100 млн. долл., на следующую тебя не пригласят либо, наоборот, снизят гонорар в соответствующей пропорции. Поэтому это не только личная смелость не брать гонорары, и даже участвовать в производстве картины. Это риск для твоей карьеры, для твоего благосостояния, твоего агента, для всей твоей жизни. Поэтому такая стандартизация, которая есть в большом дорогостоящем кино, есть неизбежное следствие того, что кино, большое голливудское, функционирует по определенному принципу. И когда мы читаем рецензии в газетах и журналах, почти всегда там первой строкой идет: бюджет 60 млн., де Ниро получил гонорар 10 млн. И это считается главным критерием качества.
П. ШЕПОТИННИК - Должен сказать, что в программе, и в конкурсной и неконкурсной есть картины с потрясающими актерскими работами. Скажем, в испанской картине великолепно играет Нино Манфреди, Альфредо Ланда, который приезжает на фестиваль. К нам приедет выдающийся актер шведский, который работает в Америке, в основном, Макс фон Зюдов.
К. РАЗЛОГОВ - Кстати, в испанской картине, где он снялся
П. ШЕПОТИННИК - Совершенно верно, он играет главную роль в фильме "Intacto", будет специальный показ, теперь это у нас называется гала-премьера. Приезжает такая актриса Валентина Черви, она не очень хорошо известна в России. Она снялась в фильме Питера Гринуэя в главной роли, она же снималась в главной роли в фильме итальянском "Будущее и прошлое". И она будет представлять обе эти картины. Очень интересное дарование молодое. Если говорить о внеконкурсной программе, то все то, о чем вы только что говорили, и фильм "Догвилль" с гениальной ролью Николь Кидман, и фильм "Нашествие варваров", где потрясающий актерский ансамбль.
К. ЛАРИНА - Фанни Ардан мы не назвали.
П. ШЕПОТИННИК - И Фанни Ардан, которая сыграла в фильме Дзеффирелли "Каллас навсегда". Картина, которая будет закрывать наш фестиваль. Все это роли, которые так будут вписаны в сознание очень глубоко. Главное, чтобы зритель пошел и все это увидел.
К. ЛАРИНА - То есть знакомые имена вам назвали, уважаемые друзья. Ну, а об остальных открытиях мы будем говорить уже после выпуска новостей. Присылайте ваши вопросы, поскольку я знаю, что слушатели "Эхо Москвы" - активная кинопублика. И они обязательно отправятся на фестиваль.
НОВОСТИ
Продолжаем программу. Говорим о предстоящем ММКФ, 25-м по счету. От наших слушателей несколько вопросов задам. "Планировалось ли провести в этом году фестиваль в Петербурге, что случилось, почему отказались от этой идеи?", спрашивает Кирилл из Санкт-Петербурга.
К. РАЗЛОГОВ - Думаю, что идея была немного завиральная, потому что московский фестиваль проводиться в Петербурге не может. Мы думали, чтобы сделать выезд фестиваля в Петербург по его окончании, но поскольку Петербург настолько перегружен разного рода событиями, что устраивать событие, которое усталым городом не будет достойно замечено, вряд ли целесообразно. Тем более, что в Петербурге параллельно с нашим будет идти фестиваль фестивалей. И многие картины, которые мы показываем, после нас будут показаны.
К. ЛАРИНА - Кто возглавит жюри фестиваля, и кто из иностранных звезд будет на фестивале, спрашивает Лариса. Про звезд частично ответили, а про жюри можно подробнее поговорить.
К. РАЗЛОГОВ - Что касается состава жюри, тоже были дискуссии. По поводу того, насколько отражать гендерный фактор, географическое разнообразие, разнообразие профессий, с которыми, как всегда, довольно сложно, потому что мы никак не избавимся от режиссероцентризма в построении нашего кинематографа. Председателем жюри будет Сергей Бодров, человек с мировым именем, работавший во многих странах Европы и Америки. Что касается членов жюри, я могу кого-то забыть, поэтому Петя меня дополнит. Самая крупная фигура это Кен Расселл, классик британского кино, скандально знаменитый режиссер, человек преклонного возраста, но непреклонного темперамента.
К. ЛАРИНА - Сколько ему лет?
К. РАЗЛОГОВ - Если не ошибаюсь, 70 с лишним.
К. ЛАРИНА - А не будут показаны его картины?
К. РАЗЛОГОВ - Планировалось, но вынуждены были отказаться в силу сложности бюджета, ретроспективу мюзикла, где должна была быть его картина "Томми", рок-опера. Когда он согласился быть в жюри, мы уже вынуждены были отказаться от этой ретроспективы, и повторно обращаться к той же фирме с другой просьбой было просто неудобно. Его картины показывались на московских фестивалях до того, фигура достаточно известная и крупная. Далее, человек, фильмы которого были показаны на прошлом фестивале, Бабак Паями, иранский режиссер, живущий в США. Далее
П. ШЕПОТИННИК - Финский режиссер Мика Каурисмяки.
К. РАЗЛОГОВ - Да.
К. ЛАРИНА - Агнешка Холланд,
П. ШЕПОТИННИК - Да, которая так же активно, как Сережа Бодров работает у себя на родине и в Америке, она завоевала серьезную голливудскую репутацию. Последняя ее картина такого, европейского толка. Кстати, она будет показана в Москве, фильм называется "Джулия возвращается домой". Актриса Ольга Будина также будет членом жюри, которая будет представлять Россию.
К. ЛАРИНА - Каким образом выбор пал на Ольгу Будину?
К. РАЗЛОГОВ - Сыграло роль не только то, что она звезда многих фильмов последнего времени, а также сыграла одну из, после великой Чуриковой, одну из наиболее заметных ролей в сериале "Идиот". Правда, разыгралась где-то к середине по-настоящему, вначале были сомнения. Честно говоря, у меня всегда вызывало сомнение, что жюри из престарелого, пенсионного возраста будет судить вид искусства, которое смотрит преимущественно молодые люди. Поэтому, из соображений гендерного равновесия у нас будет 2 женщины в жюри, большинство все равно остается мужское. Из соображений профессий, которые тоже должны быть представлены разные. У нас большинство режиссеров, но нужны актеры. И наконец, из соображений, связанных с поколениями, должно быть представлено молодое поколение. На мой взгляд, Ольга Будина человек достаточно серьезный и серьезно относящийся к кино. Кандидатура чуть ли не идеальная, хотя я знаю, что многие мои коллеги могут не согласиться.
П. ШЕПОТИННИК - Мы еще забыли Морица Бляйбтроя, который является суперзвездой немецкого кино, после фильма "Лола, беги" стал известен всему миру. Мало того, он снимался еще и в российской картине "Лунный папа" Бахтияра Худойназарова. И новый фильм с его участием "Солино" будет представлен во внеконкурсной программе, и не просто. Я хотел бы отдельно об этом сказать, это будет программа современного немецкого кино "Focus Germany", очень интересная программа. Сейчас немецкое кино переживает еще не совсем явно обозначившийся ренессанс. На немецкое кино стали активно ходить, там появились новые звезды, заработал рынок. И все это сопровождается формированием звездной системой. Франка Потенте и Мориц Бляйбтрой, на мой взгляд, самые крупные звезды Германии. И он приедет к нам работать в жюри, что замечательно.
К. РАЗЛОГОВ - Здесь надо упомянуть картину "Гуд бай, Ленин", которая откроет немецкую неделю.
К. ЛАРИНА - Чулпан там играет, да?
К. РАЗЛОГОВ - Это самая сенсационная картина последнего года, самая сенсационная картина Берлинского кинофестиваля. Картина, как я сказал немецкому критику, ностальгическая. Он поправил: нет, она "остальгическая", наполненная тоской по Востоку и по чему-то, по тем ценностям, которые в связи с переходом к рыночной экономике, были утрачены.
К. ЛАРИНА - Наталья спрашивает, будет ли в Доме кино показ российских фильмов, и кто составлял их программу. Вообще, о программе российских фильмов стоит подробнее поговорить.
П. ШЕПОТИННИК - Очень большая программа будет российского кино. Частично она заполняет нишу петербургского, поскольку там будет довольно ретроспектив, в частности, ретроспектива фильмов Фридриха Эрмлера, режиссера, которого время от времени стоит пересматривать, как вообще стоит пересматривать классику, чтобы немножечко успокоиться. Не делать вид, что мы все изобрели, все умеем и т.д. Пудовкина часто, я считаю, надо пересматривать клипмейкерам, Эйзенштейна.
К. ЛАРИНА - А Довженко?
П. ШЕПОТИННИК - И Довженко, безусловно. Очень интересная ретроспектива, где можно будет посмотреть все картины, показанные на Кинотавре сейчас. И "Бедного Павла". И замечательный фильм Владимира Абдрашитова "Магнитные бури", и те 3 конкурсные русские картины, которые будут представлены в основном конкурсе. И фильм "Прогулка" Учителя. И фильм Ирины Евтеевой "Петербург". И картина, на мой взгляд, очень интересная дебютантов, Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского "Коктебель". Мы выдерживаем принципа обязательно показать, включить в конкурс совершенно новую картину никому не известных режиссеров. Мне кажется, что в этом году, так же, как и в прошлом, это будет достаточно заметным явлением.
К. РАЗЛОГОВ - В прошлом году это был главный скандал.
К. ЛАРИНА - Следующий вопрос. Будет ли на ММКФ представлен победитель Каннского фестиваля фильм "Слон", спрашивает Артем.
К. РАЗЛОГОВ - К сожалению, нет, но это связано не с нежеланием фестиваля, и даже не с нежеланием фирмы, которая произвела эту картину НВО показать ее на фестивале. А с рыночными отношениями. Дело в том, что сейчас ведутся переговоры о приобретении картины. И пока они не завершены, фирма не может дать фильм на фестиваль, потому что считает, что это будет ущербным для его дальнейшей коммерческой карьеры, потому что она должна получить согласие покупателя. Более того, как правило, еще требует, чтобы покупатель заплатил деньги на начало фестиваля, используя это как инструмент шантажа. А поскольку картина в последний момент, удивив всех, многих, во всяком случае, стал победителем Каннского фестиваля, с российской фирмой еще не договорились, хотя были заявки в Каннах на кинорынке. До договоренности еще далеко, и нам его не могут дать.
П. ШЕПОТИННИК - При этом, я продолжу мысль Кирилла, очень много картин последнего Каннского фестиваля, так же, как и Берлинского, и Венецианского, безусловно, будут показаны. В частности, победитель, один из обладателей приза за режиссуру фильма "Отчуждение" Джейлана, турецкого режиссера. Или совершенно великолепного фильма "Нашествие варваров" Дени Аркана. "Молодой Адам" - очень интересная картина.
К. ЛАРИНА - А Сокуров?
П. ШЕПОТИННИК - Сокуров был показан на Кинотавре, не знаю, будет ли он в русской программе. Кстати, вы спросили по поводу организаторов программы. В этом году эту программу русского кино готовит кинокритик из Петербурга Ирина Павлова.
К. ЛАРИНА - Елена Александровна спрашивает, будут ли представлены документальные фильмы.
П. ШЕПОТИННИК - В российской программе будет несколько секций, посвященных документальному кино. Кстати, там будет показан великолепный новый Виктора Коссаковского "Тише", очень интересная картина. В моей программе "8 1/2", которую я сформировал, будет показан фильм, который получил Оскара за лучший документальный фильм "Боулинг для Коломбины". В прошлом году она была в Канне и там получила приз. Затем ее выход сопровождался массой скандалов, самый громкий из них был связан с вручением ей Оскара, я при этом присутствовал в прямом эфире ночью с Дибровым. Я видел, как американские комментаторы старались "заболтать" эту речь, пламенную антибушевскую К. ЛАРИНА - Он коммунист, наверное?
П. ШЕПОТИННИК - Никакой не коммунист, и продюсер в сопроводиловке сказал, что он очень любит Америку, он настоящий американец.
К. ЛАРИНА - Молодец, это событие, классно выступил.
П. ШЕПОТИННИК - Замечательный совершенно Майкл Мур, автор массы книг. Широко известный человек. Кстати, "Слон", Гран-при Канн - игровое размышление на ту же тему. Это картина странная, не рассчитана на большой зал. Скорее, эстетический эксперимент. Его социальный посыл ясен с первого кадра. Но его форма может многих напугать. Многие ушли после 40 минут, примерно 40 минут практически ничего не происходит. Только сплошные длинные панорамы.
К. ЛАРИНА - Вопрос от Татьяны. Будут ли телеканалы передавать дневник событий кинофестиваля? С кем договор заключен?
П. ШЕПОТИННИК - Обязательно, Первый канал, перед программой Диброва, будут 10-минутные сюжеты ежедневные, в которых будет ход фестиваля подробно освещен.
К. ЛАРИНА - Здесь спрашивают про конкретные кинотеатры. Может быть, вы их назовете, перечислите, если это возможно.
П. ШЕПОТИННИК - Полная программа фестиваля уже существует на веб-сайте. Сегодня наши сотрудники уже заносят расписание. Информация, аннотации, www.miff.ru есть. Что касается кинотеатров. Это, естественно, "Пушкинский", "Ударник", "МДМ-кино", "Художественный", кинотеатр Центрального Дома Литераторов. И это 4 зала музея кино.
К. ЛАРИНА - А дом кино?
П. ШЕПОТИННИК - Естественно, дом кино.
К. ЛАРИНА - А ваша программа где, "8 ½"?
П. ШЕПОТИННИК - Наша программа, премьерный показ в ЦДЛ, а затем в МДМ-кино. Частично она будет в "Ролане" и "Ударнике". В "Ролане" будет программа "Аифория", в том числе, и она будет включать в себя кое-какие картины из других программ.
К. ЛАРИНА - Можно ли приобрести абонемент на все фильмы? Спрашивает Жанна.
К. РАЗЛОГОВ - Насколько я знаю, нет.
П. ШЕПОТИННИК - Пока эта система у нас еще не отработана, но заявки на билеты уже принимаются.
К. РАЗЛОГОВ - Думаю, если слушатели будут подобного рода вопросы регулярно ставить, мы будем делать абонементы. Если найдется пара миллионов, которые захотят ходить на все фильмы фестиваля.
К. ЛАРИНА - Теперь про звезд спрашивает Наташа. Кто из известных звезд прошлых лет будет на фестивале. Приедут ли представители кинематографической семьи Капур, которые тоже полюбились нашей публике?
П. ШЕПОТИННИК - Я как раз услышал в вашей рекламе мелодию из "Нотр-Дам де Пари". Именно этой мелодией будет открываться ретроспектива Джины Лоллобриджиды. Ей, кстати, рукоплескал Канн в этом году, с большим энтузиазмом, чем Пенелопе Крус во время открытия Каннского фестиваля премьерой "Фанфан-Тюльпан", поскольку она играла великолепную Аделину в старой версии. И она, помимо того, что сейчас открывает 22 или 23 числа открывает выставку своих собственных скульптур, не где-нибудь, а в музее Изобразительных искусств им. Пушкина. Параллельно на фестивале будет организована ее небольшая ретроспектива.
К. ЛАРИНА - Давайте немного про культурные программы вокруг фестиваля, что там будет происходить, про это немного расскажем.
К. РАЗЛОГОВ - Как всегда, достаточно разнообразна и разнопланова. Как обычно, гостей фестиваля повезут на киностудию "Мосфильм". Это уже стало традицией. Будут происходить разные встречи. Одна из сильных сторон нашего фестиваля в последние годы, что мы стараемся, чтобы все авторы фильмов и их участники встречались со зрителями в кинотеатрах. Если это Музей кино, то возможны встречи перед началом фильма, и вопросы, и ответы по их окончанию. В больших кинотеатрах с вопросами-ответами труднее. И программа составлена таким образом, чтобы период пребывания актера и режиссера совпал с показом фильма в кинотеатре. На мой взгляд, это основная культурная жизнь фестиваля. Это жизнь людей, которые привезли туда свои фильмы. И встречаются с московскими зрителями.
К. ЛАРИНА - А концерты в рамках фестиваля?
К. РАЗЛОГОВ - Что касается концертов, то идея концертов Роба Зомби еще пока страшна, как когда-то была страшна идея концертов "Битлз" в Москве. Надо будет подождать лет 10-20.
К. ЛАРИНА - Лишь бы не 40.
К. РАЗЛОГОВ - А что касается других мероприятий то
П. ШЕПОТИННИК - Думаю, что мы перечислили практически все, что будет на фестивале. Главное, конечно, это будет кино. Мы стараемся себя таким образом воспитывать.
К. ЛАРИНА - По номинациям есть какие-нибудь новации, какие-нибудь новые номинации или все остается по-прежнему?
П. ШЕПОТИННИК - Да, мы вручаем призы Святой Георгий серебряный, золотой. И приз за вклад в актерское искусство, приз Константина Станиславского "Я верю". И приз за вклад в мировое кино, вообще за все, за совокупность.
К. ЛАРИНА - Здесь-то известно уже, кому?
К. РАЗЛОГОВ - Да, было объявлено в прессе. Дело в том, что есть один режиссер японский Канэто Синдо, который единственный был четырежды лауреатом ММКФ. Ему уже около 90 лет. В конкурсе будет его новая картина "Сова". Не буду предвещать мнение жюри по поводу картины, но наконец-то Синдо получит заслуженный приз за вклад в мировое кино, которого он был достоин уже лет 10 назад. Но по какому-то стечению обстоятельств приз вручали другим, а сейчас пришло время наградить самого достойного, хотя они все достойные, но того, кто больше всего сил и славы отдал ММКФ. В этом смысле все-таки фестиваль будет юбилейным.
К. ЛАРИНА - А Станиславский кому достанется?
К. РАЗЛОГОВ - Не скажем. Хотя это тоже было объявлено.
К. ЛАРИНА - Скажите, я пропустила.
П. ШЕПОТИННИК - Если все будет нормально, то приз достанется Фанни Ардан за вклад в актерское искусство.
К. ЛАРИНА - Они вообще понимают, что это такое? Джек Николсон понял, что ему вручили?
К. РАЗЛОГОВ - Дело в том, что Станиславский культовая фигура для зарубежных профессиональных актеров. Единственная культовая фигура. Я имею в виду не только наша культовая отечественная фигура. Но единственная культовая фигура в мировом театре, которая может быть сопоставлена только с фигурой Шекспира. Но Шекспир известен тем, что он писал пьесы. А Станиславский известен тем, как он работал с актером, умирал в актере.
К. ЛАРИНА - То есть это не так, как в фильме "Приходите завтра": про вас я что-то слышала?
К. РАЗЛОГОВ - Не знаю, как это может распространяться на совсем молодых актеров, думаю, что и для них тоже, но все крупнейшие актерские школы мира либо по Станиславскому, либо против. Но при все при том он остается в центре.
К. ЛАРИНА - Последний вопрос, связанный с открытием и закрытием. Что будет на открытии показано. Как это все будет происходить, секреты какие-нибудь раскройте.
П. ШЕПОТИННИК - Это те секреты, которых мы не знаем. Эти секреты держатся в тайне даже от нас. Я еще ни разу не был ни одной из репетиций. Даже если очень хотел, все равно ничего от меня не смогли бы узнать. Что касается открытий, на открытии будет показан фильм Алексея Учителя "Прогулка".
К. ЛАРИНА - Конкурсный фильм, да?
П. ШЕПОТИННИК - Такая практика существует на всех фестивалях. А на закрытии будет показан фильм Франко Дзеффирелли "Каллас навсегда".
К. ЛАРИНА - Скажите несколько слов про этот фильм. Смотрели уже его?
К. РАЗЛОГОВ - Да. Достойная классическая картина, где Фанни Ардан играет во всю меру своего творческого дарования. Играет роль своей жизни, она вся центрирована вокруг главной героини. Поставлено это со всем режиссерским блеском и академическим пафосом Франко Дзеффирелли, это очень достойная картина. И нам очень приятно, что мы завершаем ею фестиваль. Она и по художественному уровню достойна, и исполнитель главной роли приезжает. Это тоже составная часть церемонии закрытия.
К. ЛАРИНА - Вообще это мечта для любой актрисы такую роль получить. Мне кажется, что Фанни Ардан уж точно этот приз заслужила, поэтому приз Станиславского просто обязан к ней в гости прийти и остаться там навеки.
К. РАЗЛОГОВ - Это возможно, когда приедет в Москву.
К. ЛАРИНА - А приедет?
К. РАЗЛОГОВ - Я всегда отвечаю приедет, когда сходит с трапа самолета. Пока не сошла, в это не верю, но вроде, по всем данным, и Макс фон Зюдов, и Фанни Ардан две самые крупные величины актерские из наших актеров приедут.
П. ШЕПОТИННИК - Приедет, кстати Питер Гринуэй.
К. ЛАРИНА - А кстати, он покажет свой фильм с русскими девушками?
П. ШЕПОТИННИК - Нет, русские девушки будут во второй части его трилогии, а в первой части его трилогии будет Валентина Черви, о которой я сказал. Эта картина будет показана, насколько мне известно, во второй день ММКФ, 21 числа.
К. ЛАРИНА - Ждем открытия и закрытия. Я вам желаю пережить это очень сложное и суетливое время. Все равно, довольных будет мало. Большинство недовольных оказывается во время таких форумов. А мы, со своей стороны, обещаем пристально следить за тем, что будет на фестивале происходить. Наши обозреватели будут докладывать нашим слушателям о всех тайнах и закулисных интригах, это всегда очень интересно. Всегда очень много сенсаций и тайн там обнаруживается. Поэтому 25-й ММКФ не будет исключением. Спасибо вам большое. Ждем открытия очередного ММКФ.

http://www.echo.msk.ru/programs/kadr/22485/

Док. 447716
Перв. публик.: 15.06.03
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 256

  • Шепотинник Петр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``