В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
XXIII Московский Международный кинофестиваль Назад
XXIII Московский Международный кинофестиваль
Гости: Кирилл Разлогов,
Петр Шепотинник
Ведущие: Сергей Корзун
Передача: 25-й кадр

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" программа "25-й кадр"
В гостях - Кирилл Разлогов, глава отборочной комиссии Московского международного кинофестиваля и Петр Шепотинник, пресс-атташе Московского международного кинофестиваля.
Эфир ведет Сергей Корзун, Антон Долин, Екатерина Митькина

С.КОРЗУН: Кирилл, к Вам первый вопрос. Что же мы будем смотреть на кинофестивале? А то что-то много разговоров вокруг этого ходило то ли наших фильмов там нет
А.ДОЛИН: Наверно, нужно начать с конкурсной программы, потому что главный был скандал вокруг отсутствия российских фильмов именно в конкурсной программе. И вообще о конкурсе рассказать подробнее.
К.РАЗЛОГОВ: Каждый будет смотреть что-то свое, в том числе и в конкурсе, и тем более в неконкурсной программе, поскольку там, по разным подсчетам, если не принимать во внимание короткометражные фильмы, фильмов больше 200, а с короткометражными уже за 600 зашкаливает. Что же касается конкурсной программы, там будет картина русского режиссера Сергея Бодрова-старшего, называется она "Давай сделаем это по-быстрому".
А.ДОЛИН: Длинное название в его русском варианте, тогда как, на самом деле, называется картина гораздо короче.
К.РАЗЛОГОВ: Одним английским словом "Quickie", которое Сережа решил оставить и в русском варианте названия, чтобы англоязычные люди тоже могли получить свое удовольствие. Меня изумляет, когда начинают рассчитывать произведения искусства по тому, где они сделаны. Тогда Тургенева следует числить французским писателем, Герцена английским
А.ДОЛИН: Гоголя итальянским
К.РАЗЛОГОВ: Про художников я уже и не говорю. Поэтому картина эта имеет прямое отношение к российской культуре - на русском материале, с русскими, но и американскими актерами тоже, на английском языке, так что "чистый космополит и патриот", как сказано у классика
С.КОРЗУН: Тем не менее, неужели не нашлось ничего достойного, снятого на просторах некогда одной шестой, ужавшейся до более узких пределов?
К.РАЗЛОГОВ: На мой взгляд, достойного было снято довольно много. В программе "8½", Петя об этом скажет лучше, чем я, будет картина Артура Аристакисяна "Место на земле", картина чрезвычайно достойная и более чем выдающаяся. Две, на мой взгляд, интересные картины были, как организатор фестиваля могу сказать, откровенно по глупости выпущены на экраны непосредственно перед фестивалем. Это "Сестры" Сергея Бодрова-младшего
С.КОРЗУН: Напомним, кстати, о правилах. Почему эти картины нельзя?
А.ДОЛИН: Да, надо про этот самый кодекс. Кодекс действительно запрещает фильмы. Они же вышли вроде бы не в международный прокат, это национальный российский прокат. Тут есть какое-то действительно противоречие. Если фильмы вышли в национальный прокат, они не могут быть в конкурсе фестиваля?
К.РАЗЛОГОВ: Почему? Если фильм вышел в национальный прокат во Франции, он может быть в конкурсе фестиваля класса "А" в России или в Германии. Если фильм вышел в национальный прокат в Коста-Рике, он может быть в конкурсе Каннского фестиваля. Но если фильм вышел на экраны во Франции, он не может быть в конкурсе Каннского фестиваля. И если фильм вышел на экраны в России, был публично показан в России, он не может не только в конкурсе, но и во внеконкурсной программе Московского фестиваля, кроме ретроспектив. Дело в том, что основная программа большого фестиваля состоит, по меньшей мере, из национальных премьер. Иногда бывают и европейские, евразийские премьеры, иногда бывают международные премьеры, то есть первый показ за пределами страны пребывания, ну а венец творения и предел мечтаний это всемирная премьера, это когда фестиваль, находящийся в другой стране, впервые показывает картину, которая сделана на противоположном конце земного шара. У нас будут такие варианты - немного, правда, но будут. В течение 2 лет мы ждали картины Кима Кидука, культового корейского режиссера, "Реальный вымысел"
А.ДОЛИН: Кстати, надо тут же сказать, что будет отдельная программа корейского кино, нам вряд ли удастся подробнее этим вечером об этом рассказать, но мне кажется интересным, что там будет не только большое количество модного южнокорейского кино, но и малоизвестного не только у нас, но и вообще везде в мире северокорейского кино.
К.РАЗЛОГОВ: На самом деле это будут 2 параллельные программы, которые будут перекликаться в сознании зрителя очень непосредственно. В этом году, может быть, Петя не даст мне соврать, в конкурсе больше экзотики, чем было в прошлом, и больше рискованных решений. "Реальный вымысел" - это картина, которая снималась 3,5 часа и потом 2 года монтировалась. Картина "Слепые" венгерского режиссера Петера Тимара это картина, якобы, сделанная для слепых, то есть это такой крайний авангард, я бы сказал, где, с одной стороны, ты смотришь нормальную картину, а с другой стороны, тебе дикторский текст рассказывает все, что происходит на экране. В общем, и слепые могут смотреть эту картину, но я думаю, и зрячим будет небезынтересно посмотреть, насколько описания изображения отличаются от самого изображения.
С.КОРЗУН: Петр, Вы не участвовали в разговоре, но Вам приходится, наверно, отбиваться от вопросов нашей журналистской братии.
П.ШЕПОТИННИК: Приходится.
С.КОРЗУН: За последнее время какие самые острые, нелицеприятные вопросы задавались?
А.ДОЛИН: Наверно, тоже достали вопросами про русский фильм.
П.ШЕПОТИННИК: Одно время доставали, сейчас, по-моему, они уже остыли, их главным образом интересует, как попасть на церемонию открытия. На что я отвечаю, что можно уже заранее спрашивать о церемонии закрытия. Я, кстати, хотел бы еще добавить к тому, что сказал Кирилл. Мне кажется очень важной метой нашего фестиваля то, что многие картины попали к нам в результате противоборства с тем фестивалем, который традиционно был до нашего, а именно Карловарский фестиваль. Скажем, фильм индийский, очень, на мой взгляд, интересная картина
А.ДОЛИН: Не имеет отношения к известному нам индийскому кино?
П.ШЕПОТИННИК: Нет, не имеет отношения. Это кино, сделанное в штате Керала, который славится своим уникальным совершенно киноискусством, там, в основном, работают люди, которые продолжают традиции Сатьяджита Рея, хотя он не был керальским режиссером. Все равно удивительная страна с удивительным кинематографом. Кстати, второй год мы показываем картины с большим успехом, в прошлом году у нас был фильм режиссера Джайраджа и в этом году он же нам отдал свою картину, ему очень понравилось в Москве, хотя картина была не в конкурсе в прошлом году. Совсем свежий фильм, который должен был быть в Карловых Варах, а вот попал к нам. То же самое, я так понимаю, произошло с фильмом, который будет показан на открытии.
А.ДОЛИН: С открытием это ведь история, похожая на то, что Вы сказали в связи с русскими фильмами. Во Франции, в Каннах так же и получилось. Фильм хотели взять в конкурс каннский, торжественно показать на фестивале Каннском так или иначе. В результате он стартовал безумно успешно перед началом Каннского фестиваля, на фестивале его не было, и вот его продюсеры или прокатчики, не знаю кто, так альтернативно его показывали в одном из прокатов, тоже в Каннах, но вне фестиваля абсолютно. Я там его посмотрел. Очень, между прочим, хорошая картина, и замечательно, что таким ярким зрелищным фильмом будет открываться фестиваль, и более зрелищным будет закрываться.
К.РАЗЛОГОВ: Что касается "Амели", тут действительно история достаточно забавная, потому что "Амели" была отобрана в конкурс Карловарского фестиваля, и я обещал мои коллегам из Карловарского фестиваля картину не трогать, чтобы не устраивать ненужной горячки. Но дело в том, что по тем же самым международным правилам, если картина показана вне конкурса на другом фестивале, то она может участвовать в конкурсе фестиваля следующего. Поэтому когда нам фирма производитель и прокатчик в России "Central Partnership" и "Южесе", фирма-производитель во Франции, предложили показать картину на открытии, я не мог себе отказать в этом удовольствии, хотя, конечно, моих коллег из Карловых Вар это не очень порадовало. И я перед ними извинился, потому что не может человек, который делает программу фестиваля, отказываться от таких подарков.
С.КОРЗУН: Два вопроса на пейджер, давайте снимем вопросы по фильму "Первое мая". От Татьяны и от Ольги. Наверно, он тоже попал в жернова эти? Или нет, или другая история, связанная с этим фильмом?
К.РАЗЛОГОВ: Я не очень понимаю, о каком фильме идет речь.
С.КОРЗУН: "Почему вы не включили в конкурсную программу русский фильм "Первое мая"? По сравнению с конкурсными фильмами прошлых лет это шедевр".
А.ДОЛИН: Наверно, "Праздник" имеют в виду, фильм Гарика Сукачева.
С.КОРЗУН: И "Первое мая" подписано Татьяной: "Жаль что не заметили наш хороший фильм "Первое мая"". Я читаю то, что на пейджере.
Е.МИТЬКИНА: Да, мы не заметили этот фильм.
А.ДОЛИН: Наверно, не существовало. Что касается конкурса, я хотел бы еще на несколько вещей обратить внимание и задать вопросы по этому поводу. Во-первых, мне кажется любопытным, что, наконец, в конкурсе так отчетливо прослеживается тенденция последних лет всех международных фестивалей фильмы восточные, азиатские. Тут "Чай из хризантем", китайское кино, есть фильм гонконгский просто-таки про пекинскую оперу, есть полторы иранские картины Иран, который всегда представлен сейчас на каждом фестивале, без Ирана не обходятся никак, как правило, ему еще и награды дают. Не говоря о внеконкурсном, где этого будет тоже очень много.
П.ШЕПОТИННИК: Совершенно верно, я даже уже читал в Интернете реакцию на первое наше заявление о нашей программе. В частности, Сережа Кудрявцев написал, что Московский фестиваль наконец-то повернулся лицом к Востоку. Это совершенно верно, это, кстати, касается еще и ретроспективы "Семейный бизнес Мохсена Махмальбафа", гениального иранского режиссера, который приезжает к нам со своей семьей
А.ДОЛИН: Это один из двух самых известных иранских режиссеров, призер очень многих фестивалей, и, если не ошибаюсь, будет последняя его картина, которая была в Каннах.
П.ШЕПОТИННИК: Совершенно верно, будет его каннская картина, она будет завершать эту ретроспективу. Называется она "Кандагар", она очень, я думаю, актуально прозвучит в нашей стране, потому что в ней речь идет об Афганистане, о психологическом прошлом этой страны. Это очень страшная и одновременно очень яркая, в ней есть какая-то сумрачная яркость, в этой картине
А.ДОЛИН: Очень поэтичный фильм на самом деле
П.ШЕПОТИННИК: Да, замечательный совершенно фильм. Он рассказывает о том, как девушка, уехавшая из Афганистана и нашедшая свою вторую родину в Канаде, возвращается, чтобы помочь своей младшей сестре, потому что та собирается покончить жизнь самоубийством, не в силах вынести условия жизни в Афганистане. И будет, наконец, долгожданная премьера его картины с 5-летним опозданием "Салам Синема", на которую всех приглашаю, потому что, на мой взгляд, это один из самых лучших фильмов о фильме, о том, как создается кино, наряду с "Американской ночью" Франсуа Трюффо и фильмом "8 ½". Это, на мой взгляд, один из выдающихся примеров такого рода, она будет показана как раз в моей программе "8 ½",
А.ДОЛИН: Я хотел еще закончить с конкурсом, во-первых, сказать про фильм незаметный, но, по-моему, очень симпатичный норвежский фильм "Детектор", который, между прочим, снят по сценарию до сих пор малоизвестного нам автора. Вот только что, месяц назад буквально, его первый роман был переведен на русский язык. Автора зовут Эрланд Лу, а роман называется "Наивно супер". Это такой норвежский Гришковец, действительно наивная литература. Это очень здорово, очень интересно, очень модно в Европе, и вот по его сценарию оригинальному новый фильм, это очень интересно И, наверно, надо что-то сказать про фильмы главного классика программы Этторе Сколы и про фильм "Фанатик" Генри Бина, американский фильм, который был премирован в Санденсе на главном фестивале американского независимого кино. Вот этот фильм в конкурсе в Московском фестивале это все-таки достаточно, мне кажется, внушительно выглядит.
К.РАЗЛОГОВ: Выглядит внушительно, а как будут реагировать на эти картины, сказать трудно, посмотрим
С.КОРЗУН: С конкурсом не будем еще заканчивать, он еще не открылся, если я правильно понимаю
А.ДОЛИН: Просто внеконкурсного так много всего интересного, что нужно об этом обязательно тоже рассказать.
С.КОРЗУН: Поговорим обязательно. У меня вопрос. Я понимаю, что век меняется не со сдвигом часов за 00.00 и с новой даты. Тем не менее, начало 21 века - есть ли какие-то тенденции, которые будут его определять? Смогли ли вы их найти, отбирая фильмы в конкурсную программу и во внеконкурсную тоже?
К.РАЗЛОГОВ: У меня есть стандартный ответ на этот вопрос. Дело в том, что определяет развитие, как правило, не то, что находится в центре внимания сегодня, а то, что находится на периферии. Поэтому наша задача была сделать спектр программы максимально широким, для того чтобы не упустить то, что завтра будет источником дальнейшего развития, но сегодня об этом еще никто не догадывается.
П.ШЕПОТИННИК: Я думаю, все-таки, что тенденции такие существуют. Они поначалу выглядят не очень активно на фоне общего кинематографического пейзажа, но потом они все больше и больше начинают напоминать сам кинематограф. В частности, программа Алексея Медведева называется "Новая Европа". Что такое новая Европа? Это проникновение того самого Востока в европейскую культуру. Потому что очень многие выходцы из Ирана, из Турции, это касается главным образом Германии, из других южных стран очень активно себя ведут. Они не пребывают в такой сладостной европейской дреме несколько расслабленно - они делают картины, которые моментально пользуются колоссальным успехом. И в результате рождается какой-то удивительный сплав европейской культуры и восточной. Вот на эту тему у нас несколько картин и в конкурсе, кстати, например, фильм "Стеклянные крылья" в программе, которая называется "Новая Европа". Это специальная программа, посвящена этому мультикультурализму в современном кино.
А.ДОЛИН: Перейдем потихоньку к внеконкурсным картинам. Традиционно внеконкурсные картины открывают и закрывают фестиваль, хотя в Каннах в этом году было по-другому, там в конкурс была внесена картина База Лурмана "Мулен Руж", на мой взгляд, замечательная во всех смыслах этого слова картина. У нас этот фильм будет, парадокс это или нет, фестиваль закрывать, он у нас будет идти, разумеется, вне конкурса. "Амели" тоже вне конкурса, и, как мне кажется, очень любопытно, я уже об это говорил: открытия и закрытия получаются очень яркие, настоящие фейерверки. Это что-то меняет, это какой-то тон фестивалю задает или это ничего не значит?
К.РАЗЛОГОВ: Ну почему, всегда очень важно, чем ты начинаешь и чем ты кончаешь. В этом смысле в прошлом году у нас была картина о Романовых вначале, она задала такой, я бы сказал, тяжеловесный и парадный тон фестивалю, в чем была своя прелесть. В этом году мы решили задать тон более легкомысленный, я бы сказал, более ироничный, дающий большую свободу в отношении кино и зрителя. Мне кажется, что нашей культуре вообще иногда присуща чрезмерная серьезность, которая мешает разглядеть подлинный талант там, где он есть. А что касается картина База Лурмана, в отличие от вас, я не принадлежу к большим поклонникам этого произведения, мне другие его картины нравились больше, но та фантасмагория, которую Баз Лурман делает на классическом кинематографическом материале, те огромные цитаты, которые он включает из других знаменитых картин, часть из них известна нашему зрителю, часть нет, превращают все это в глобальный гипертекст, куда включается все, что было ценного в мировом кино и в мировой культуре на протяжении более чем целого века
П.ШЕПОТИННИК: И в мировой музыке отчасти.
А.ДОЛИН: Это очень важно. Очень любопытно, что буквально день назад (и я себе, кстати, купил) в продаже у нас появился саундтрек к этому фильму.
К.РАЗЛОГОВ: Я уже спрашивал, почему-то мне сказали, что он не вышел.
А.ДОЛИН: День назад буквально, вот он теперь продается, можно купить. Совершенно потрясающая вещь, потому что там сплетено все на свете. Самый центральный номер - это исполнение мужским хором песни "Like a virgin" Мадонны и исполнение женским хором, наоборот, "Show must go on" "Queen". Туда не включены, к сожалению, но там есть замечательное попурри, где песни Уитни Хьюстон, Дэвида Боуи, Элтона Джона, "Битлз" и Пола Маккартни, все переплетено и очень остроумно.
П.ШЕПОТИННИК: Дело в том, что моя программа "8 ½" в прошлом году заканчивалась московской премьерой обновленной картины знаменитой Джорджа Даннинга "Yellow submarine". В этом году опять же мы начнем с музыки, это будет на этот раз песня "Abba" "S.O.S", это будет картина "Вместе". Это фильм замечательного шведского режиссера Лукаса Мудиссона, и в нем, кстати говоря, тоже все это присутствует и ирония, и грусть. И в данном случае речь идет о 70-х, когда люди мечтали о какой-то социальной новой свободе, они увлекались левацкими идеями, вот они решили избавиться от всего буржуазного и поселиться вместе одной коммуной в одном доме. Что из этого получилось, все будут иметь возможность увидеть.
С.КОРЗУН: Когда, кстати, открывается Московский международный кинофестиваль?
А.ДОЛИН: В четверг, 21 числа. И еще момент самый важный - где, в каких кинотеатрах какие программы будут идти. Об этом надо просто сказать, чтобы люди знали, куда идти, к каким кинотеатрам, сколько будет стоить билет и какие программы, где что смотреть.
К.РАЗЛОГОВ: Объясняю. В кинотеатре "Пушкинский" будут идти основные просмотры конкурсных картин, утром там будет просмотр для прессы. В кинотеатре "Ролан" будет идти программа "АиФ - Другое кино" очень интересная программа, кстати, тоже включающая в себя замечательные фильмы.
А.ДОЛИН: Андрей Плахов ее представляет.
П.ШЕПОТИННИК: В кинотеатре "35 миллиметров" будет идти программа "8 ½ фильмов" и программа "Национальные хиты", которую подготовил Владимир Дмитриев, тоже интересная очень программа, поскольку она представляет то, что пользовалось успехом в самых разных странах, включая, например, очень редкие страны, такие, как Индонезия, это будет индонезийский хит. В кинотеатре "Ударник" будет идти ретроспектива очень интересного греческого режиссера Никоса Панайотопулоса, там будет, кстати, и показ корейских картин, Северной Кореи, Южной Кореи, и вечером будет программа, которая особенно любима Кириллом Разлоговым, под названием "Опасные связи". Музей кино будет просто переполнен всевозможными программами, в частности, там будет идти программа "Ателье", это видео о самых крупных режиссерах современности, например, о Бергмане, о Тарковском, об этом можно даже отдельно говорить. О Ларсе фон Триере, там будет фильм о том, как снимался фильм "Танцующая во тьме", там будет очень любопытная программа "Неизвестный американский киноавангард", ретроспектива Миклоша Янчо, знаменитого американского продюсера и режиссера Роджера Кормана, который, кстати, приезжает в Москву Затем как раз та самая ретроспектива "Семейный бизнес. Махмальбаф" там будет идти и ретроспектива под названием "100", которая создана при помощи Госфильмофонда. Он вообще нам оказал колоссальную поддержку в организации всех программ Московского фестиваля.
-
А.ДОЛИН: Фильм "Вместе" Лукаса Мудиссона откроет программу "8 ½ фильмов" Петра Шепотинника. Петя, мы просим рассказать, что еще в этой программе будет, чем и кому может быть интересно из этих фильмов, поскольку они все очень разные.
П.ШЕПОТИННИК: Да, здесь уже возник вопрос, какие тенденции сейчас носятся в воздухе. Я думаю, одной из очень важных тенденций является демократизация почерка режиссуры. В тот момент, когда появилась эта цифровая камера, которая, как выясняется, может снять, в сущности, такой же хороший фильм, если есть великолепный сценарий, если есть литературная основа серьезная, то даже очень крупные режиссеры берут эту камеру, они чувствуют себя как-то более свободно с ней. И атмосфера этих фильмов совершенно свободная. Естественно, все это пошло от "Догмы" отчасти. И один из режиссеров, чей фильм мы здесь показываем, это знаменитый Спайк Ли, афроамериканец, снял картину под названием "Замороченный". И эта картина находится как раз под прямым влиянием той самой "Догмы". Кстати, некоторые фильмы "Догмы" тоже показываются в рамках Московского фестиваля, Кирилл мне не даст соврать.
К.РАЗЛОГОВ: Как это ни парадоксально, "Догмой" открывается программа "Опасные связи". Картина с символическим названием "Факленд", что есть парафраза на название Фольклендских островов, которые и явились результатом раздора, опасных связей между Великобританией и Аргентиной.
П.ШЕПОТИННИК: И "Догмой" же открывается программа "АиФ - Другое кино". Это фильм "Итальянский для начинающих" режиссера Лоуна Шерфига, замечательный фильм.
А.ДОЛИН: И еще будет показано в самом начале той программы, которая будет в Доме Кино и где-то еще, я просто не помню, что это за тематическая программа, фильм "Любовники" Жана-Марка Барра, замечательного актера Ларса фон Триера, в "Европе" он играл главную роль. Фильм "Любовники" это "Догма" номер 5 если я не ошибаюсь.
П.ШЕПОТИННИК: Совершенно верно. Так вот, картина Спайка Ли "Замороченный" - это довольно яркая и смелая сатира на телевидение, вообще на весь наш замечательный шоу-бизнес, к которому, в сущности, везде, во всех странах, несмотря на то что все пытаются стать супер-звездами, относятся с достаточной иронией. И этому же посвящена картина Дени Аркана канадского
А.ДОЛИН: Замечательный канадский режиссер, один из 3-4 самых известных.
П.ШЕПОТИННИК: Он вообще решил стилизовать эту картину под телерепортаж, как бы высмеивая саму суть телерепортажа, потому что считается, что прямой эфир это самая большая на свете правда, это максимальное приближение к жизни. Вот мы видим, чего стоит это максимальное приближение к жизни, если речь идет о раскрутке новой супермодели. Она уже теряет полностью ориентацию в пространстве, ее место это бесконечные телекамеры, которые из нее что-то такое вытаскивают. Это потрясающий телевизионно-абсурдистский гротеск, на мой взгляд, великолепный совершенно фильм, это фильм прошлогодней Каннской программы.
А.ДОЛИН: Закрывались Канны им.
П.ШЕПОТИННИК: Впрочем, там будет и фильм совершенно иного рода, Антон уже упомянул картину Артура Аристакисяна "Место на земле". Я думаю, что все, кто придет в кинозал "35 миллиметров", получат совершенно особого рода впечатления. Эта картина относится к разряду в высшей степени эстетизированной чернухи, я считаю, что это очень сильная картина о бомжах, о том, как живут наши замечательные бомжи. Собственно говоря, сам режиссер очень слился с этой средой, он очень долго, в течение 6 лет снимал эту картину, ее невозможно отделить, весь процесс создания этой картины как бы слился с героями. Это очень сложно объяснить сейчас перед радиомикрофоном, но я думаю, что зрителя ждет довольно серьезный эстетический шок.
А.ДОЛИН: Вообще это фильм, который легче смотреть, чем о нем говорить. Я хотел сказать о внутренних связях, что, во-первых, это фильм о колонии хиппи, не только бомжей, но и хиппи, и фильмом "Колония хиппи" программа Петра Шепотинника откроется
П.ШЕПОТИННИК: Это не совсем хиппи, но похоже на то
А.ДОЛИН: Они претендуют на то, чтобы быть советскими и постсоветскими хиппи. А кроме того, этому фильму едва ли не собираются присвоить сертификат "Догмы", и пожалуйста, вот вам еще одна связь снова с "Догмой".
П.ШЕПОТИННИК: Кстати, там будет еще одна русская картина, это картина, сделанная Александром Сокуровым примерно в то же самое время, в которое он делал фильм "Телец". Этот фильм называется "Dolce", по-русски это звучит как "Нежно". В нем тоже Очень сложно порой понять, что ты смотришь, это документальная картина или это игровая картина. Кстати, в фильме Махмальбафа это особенно заметно, потому что на наших глазах происходит съемочный процесс. Вот в эту самую секунду. Режиссер спрашивает актера, он говорит: "Играй. Ты умеешь играть?" - "Умею" "Так играй! Ты умеешь плакать?" - "Не умею." "Как же ты не умеешь плакать?" И так далее. Возникает моментальная практически неразрешимая коллизия, на которой строится все искусство, и даже Махмальбафа очень часто обвиняли в том, что он фашист, когда он находится на съемочной площадке. Он говорит - это не я фашист, это кино ваше фашистское по структуре своей, потому что действительно диктатор должен все это организовывать. Так вот, в фильме Сокурова опять же происходит удивительная вещь. Он рассказывает о совершенно реальной личности, о японском писателе Сей Мао, а его жена вспоминает о нем так, что образ этого героя превращается в нечто абсолютно мифологическое, ты смотришь какую-то оперу, хотя, казалось бы, надо сказать просто о своем умершем муже. Это удивительный фильм, снятый Александром Сокуровым за три дня, хотя готовил он эти съемки чуть ли не полгода. Потому что главным условием, которое он поставил перед этой женщиной не актрисой, при этом играющей как трагедийная актриса, чтобы она сняла вуаль, потому что она носила вуаль и темные очки в память о трауре, о своем муже. Потрясающая, на мой взгляд, картина, которая тоже включена в нашу программу. По-моему, я ничего не забыл.
С.КОРЗУН: Вопрос от Наташи, может быть, не к вам, но тогда мы его перевернем. "Огромная просьба, скажите, какие фильмы из разных картин фестиваля будут потом в российском прокате. А то билеты дорогие, а денег мало и еще нужно готовиться к экзаменам". От фестиваля до проката путь, в общем, достаточно прямой в мировой традиции. Наш прокат ругают все кому не лень. Что может оказаться в прокате?
К.РАЗЛОГОВ: Во-первых, фестиваль должен поддерживать картины, которые выходят в прокат, и наиболее сильные картины нашей программы так или иначе уже для проката приобретены. По каким-то фильмам у прокатчиков наших есть сомнения, стоит ли выпускать их в кинотеатры либо сразу пустить на видео и на телевидение. Это как раз тип фестивальных картин, интеллектуальных, особых, для зрителя, и задача фестиваля - побудить прокатчиков выпустить именно на большие экраны, а не миновать их, как это очень часто делается. Интерес прокатчиков к Московскому фестивалю огромен. Одна из самых крупных прокатных фирм наших "Central partnership" дает нам много картин, фирма "Кармен" вместе с "Интер-Синема Арт" делают эту программу "АиФ - Другое кино", специализируясь именно на художественно изысканных картинах.
А.ДОЛИН: Именно "Другое кино" в прошлом году нам подарил "Танцующую в темноте" и "Любовное настроение", я напомню.
К.РАЗЛОГОВ: И с этой точки зрения приблизительно 30% внеконкурсного показа это картины, уже приобретенные для проката.
П.ШЕПОТИННИК: Я хотел бы подхватить вашу мысль, я сейчас забыл один фильм в нашей программе. Я хотел бы поблагодарить наших прокатчиков, которые дали нам возможность увидеть фильм "Опасный Бангкок". Я почему об этом говорю потому что эта картина тоже в каком-то роде уникальна, она моментально стала культовой после Роттердамского фестиваля. Я говорю об этом еще и потому, что приезжает создатель этого фильма "Сиамские близнецы" их зовут, братья Дэнни и Оксид Панг - вот один из них, Дэнни, приезжает к нам в Москву, в 6 утра это будет 25 числа, сегодня видел этот билет. И он будет представлять эту совершенно потрясающую по своей стилистике картину, стилизованную под такое музыкальное видео, но картину, в которой очень много эстетизированной жестокости, но при этом, я думаю, она очень понравится всем, потому что это настоящая опера насилия. Я думаю, что эта картина произведет определенный эффект. И еще один фильм. Сегодня я как раз видел факс от создателя, он очень волнуется по поводу своей картины, как она будет показана, в каких залах, это голландец Геф де Грааф. Он снял фильм, который получил в Амстердаме гран-при, опять же, находящийся на этой неуловимой грани. Это фильм о взаимоотношении человека с компьютером, со своим собственным творчеством, о том, что вообще все в мире иллюзорно. Потому что чем больше в нашем мире технологий и всех новых средств коммуникаций, тем более, как ни странно, сюрреалистичным становится наш собственный мир, потому что мы начинаем принадлежать к какой-то другой совершенно среде. Фильм называется "Море, которое мыслит". И опять же, я жду в кинотеатре "35 миллиметров", потому что эту картину будет представлять сам автор.
К.РАЗЛОГОВ: И еще одно маленькое дополнение, что на самом деле фестиваль должен стимулировать покупку тех фильмов, которые еще не куплены. И самый большой успех фестиваля это тогда, когда картина, которую мы выбрали и которую наши прокатчики не заметили, вдруг становится центром внимание и крупным коммерческим успехом на экране.
С.КОРЗУН: Еще мимо одного замечания я бы не прошел Наташиного с пейджера. "А то билеты дорогие", сказала она. Есть ли разница в ценах билетов в разных просмотровых залах и какая это цена?
К.РАЗЛОГОВ: Существует, во-первых, разница в ценах на билеты с прошлым годом. Мы убедили директоров кинотеатров, что фестиваль - это особое мероприятие и что на фестиваль нужно снизить ту цену на билеты, которую они обычно предлагают своим зрителям. И на это пошли в том числе и крупные кинотеатры, такие, как "Пушкинский", "Ударник". Цены на билеты стали более гибкими. Как обычно, по традиции, самые дешевые цены на билеты на самые лучшие фильмы в Музее Кино. Далее, кинотеатры "Ударник", "Художественный", "Пушкинский" новый зал "Гавана", с которым мы впервые начинаем работать, предлагают более приемлемые цены, нежели в обычное время. И это дань, я думаю уважения, в том числе и наших хозяев кинотеатров, дань уважения культуре кинематографической, которая не должна быть лимитирована лишь людьми с очень высоким уровнем достатка.
С.КОРЗУН: Сколько стоит билет в Музее Кино?
К.РАЗЛОГОВ: В прошлом году он стоил 20 рублей, думаю, что в этом году он будет стоить 25 рублей, точно я не могу сказать, потому что не проверял.
П.ШЕПОТИННИК: Я, кстати, забыл назвать действительно "Гавану", "Иллюзион" и "МДМ-кино", где будет программа Алеши Медведева.
А.ДОЛИН: У нас остается не так много времени. Я пробегусь сейчас по тем программам, которые особенно интересны. Мы, конечно, будем об этом подробно рассказывать в нашем эфире все дни фестиваля и в программах "Эхо", и будет дневник фестиваля и в "Арбатском Арсе", и в "25-м" кадре через неделю. Я хотел бы просто отметить, что действительно очень интересная программа "Другое кино", где будут короткометражки Франсуа Озона, уже полюбившегося нашим зрителям, и где будет фильм "Итальянский для начинающих", где будет фильм, по-моему, совершенно потрясающего уникального чешского режиссера, аниматора, авангардиста Яна Шванкмайера. Фильм в русском прокате называется "Полено", хотя у него есть замечательно оригинальное название. Фильм про такого кровожадного Буратино, очень хорошее кино. И, кроме того, просто много фильмов Венецианского, Берлинского, Каннского фестивалей будут в спецпоказах, информационных показах. Правильно я понимаю, что будут фильмы- победители и Берлина, и Канн?
К.РАЗЛОГОВ: Будут фильмы-победители и Берлина, и Канн, и будет действительно Москва сочетает в себе и конкурсный фестиваль класса "А", и фестиваль фестивалей, который должен знакомить зрителей с высшими достижениями последнего года. Естественно, скажу откровенно, не все то, что мы хотели получить, нам удалось получить. Но удалось значительно больше, чем мы реально надеялись.
http://www.echo.msk.ru/programs/kadr/14897/

Док. 447713
Перв. публик.: 18.06.01
Последн. ред.: 27.05.08
Число обращений: 309

  • Шепотинник Петр Георгиевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``