В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Евгений Кожокин: `Сопредседателям Минской группы ОБСЕ достаточно сложно находить единую позицию, это занимает много сил и времени` Назад
Евгений Кожокин: `Сопредседателям Минской группы ОБСЕ достаточно сложно находить единую позицию, это занимает много сил и времени`
Интервью Day.Az с директором российского института стратегических исследований Евгением Кожокиным.

- Каковы Ваши ожидания дальнейшего развития азербайджано-российских взаимоотношений после избрания нового главы российского государства?

- За восемь лет президентства В.Путина были найдены некоторые подходы, оптимальные для современной России. Совершенно очевидно, что в нашей внешней политике примат отдается экономической дипломатии. Что касается, если можно так выразиться, традиционной политической дипломатии, то есть вопросы, имеющие для нас исключительно большое значение. Допустим, вопрос о размещении элементов ПРО в Европе, вопрос вступления Украины и Грузии в НАТО. На этих вопросах сосредотачиваются усилия дипломатии. Есть целый ряд проблем, очень существенных, где мы видим определенные отличия в нашем видении проблем. Эти отличия не имеют столь принципиального значения, чтобы не найти компромисса и не двигаться вместе с партнерами по Совету Безопасности.

Совершенно очевидно, что для нас Азербайджан - очень важный экономический партнер. Мы, и Россия и Азербайджан, являемся очень важными игроками на рынке энергоресурсов. Находить формы кооперации - для нас это императив, поэтому в формате ли двусторонних отношений, в формате ли регионального взаимодействия, то есть в формате СНГ, взаимодействие российского руководства с высшим руководством совершенно необходимо, необходим очень высокий уровень доверия. При новом руководстве России будет идти поиск диверсификации, то есть расширения и углубления наших отношений.

И, наконец, нас очень серьезно связывает человеческий фактор. Те сотни тысяч азербайджанцев, которые работают в России, - это существенный фактор, и гуманитарный, и политический. И мы заинтересованы в том, чтобы люди, работающие в России, чувствовали себя в безопасности, комфортно, тем более, что, как показывают социологические исследования, азербайджанская община - открытая община в сравнении с другими общинами, азербайджанцы достаточно хорошо интегрируются в российское общество, и мне представляется в этом плане то, что в Азербайджане предпринимаются серьезные шаги для того, чтобы русский язык сохранялся. Я считаю, что это плюс и для всех нас. Русский язык - это фактор не только культурный, но и экономический. Поэтому очень важно, чтобы в Азербайджане не сокращалось российское информационное пространство, мне кажется, что это работает так же на две страны. Я считаю, что должно быть найдено решение по наличествующим здесь некоторым шероховатостям. Российские каналы должны здесь присутствовать, это в интересах наших народов.

- Кстати, в последнее время работающие в России азербайджанцы все чаще становятся объектом для нападения различных экстремистских националистических группировок. Разделяете ли Вы мысль о том, что это явление носит временный характер, и каким видите метод борьбы с этим злом, потому что, как видно по реализации закона по борьбе с экстремизмом, законодательно с этим бороться эффективно не всегда удается?

- Существование в одном обществе людей с разными культурными традициями всегда непросто. Кроме того, в России молодежь, особенно молодежь из бедных семей, оказалась как бы брошенной. Я имею в виду, что наше общество, на мой взгляд, слишком коммерциализировалось, все перешло на деньги - образование, спорт и т.д. Имеешь деньги - значит, имеешь хорошее образование, можешь заниматься спортом. Но чем виноваты дети, родившиеся в бедных семьях? Они совсем не виноваты в том, что у них бедные родители. В итоге эти брошенные ребята начинают искать, кто виноват в этом их бедственном положении, и находят совершенно ложный, неправильный объект, но зато объект близкий. А это такие же бедные люди, живущие с ними бок о бок. Чтобы не допускать таких эксцессов, нам, на мой взгляд, предстоит прежде всего изменять ситуацию с вертикальной мобильностью, чтобы дети из бедных семей знали, что у них есть перспектива, чтобы они не искали врага, а видели, что за счет учебы и работы можно сделать карьеру и стать преуспевающим.

Второе - это то, что правоохранительные органы, конечно же, не дорабатывают, хотя законодательная база для этого есть. Кстати, недавний процесс над людьми, которые устроили теракт на Черкизовском рынке, показал, что законы позволяют принимать очень жесткие меры относительно людей, которые совершают такого рода преступления. Но нужно, чтобы милиция, прокуратура, суды, но в данном случае - больше всего милиция, очень четко работали.

Ну и, наконец, это также проблема и образования и СМИ. Нужно не только осуждать каждый случай нападения (о которых, кстати, очень много говорится прежде всего в российских СМИ, об этом никогда не замалчивается), но и нужно говорить и о культуре, истории, своеобразии других народов, особенно народов, с которыми мы живем вместе, и в том числе, и о тяжелой жизни мигрантов. Это люди, которые приезжают сюда работать, и они живут на не очень большие деньги. Все это мифы, что они якобы много зарабатывают, это не так. Но помимо невысокого заработка, они же еще какую-то его часть отправляют своим семьям. И об этом тоже надо говорить и показывать, что это за люди, и в каких условиях они живут. Я считаю, что это просто гражданский долг журналистов и правозащитников.

- Как Вы оцениваете перспективы скорого решения карабахской проблемы и посредническую роль в этом России, главный постулат которой "Пусть стороны договорятся, а мы поддержим это решение" не все воспринимают в Баку однозначно? Готова ли Россия использовать весь свой, несомненно, огромный потенциал в решении этого конфликта?

- Россия будет использовать свой потенциал, но на данный момент мы будем действовать, прежде всего, в рамках Минской группы. Мы считаем, что для содействия разрешению столь сложного и трагического конфликта нужны скоординированные усилия членов Минской группы: России, США, Франции. Нам достаточно сложно находить единую позицию, это занимает много сил и времени, но только таким путем можно продвинуться. Если Минская группа начнет действовать как лебедь, рак и щука, то ситуация будет не лучше, а только хуже.

Ч.Али
Day.Az

Док. 447706
Опублик.: 27.05.08
Число обращений: 100

  • Кожокин Евгений Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``