В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Валерий Фадеев: `Экономику нельзя приносить в жертву политике` Назад
Валерий Фадеев: `Экономику нельзя приносить в жертву политике`
Партийные клубы разошлись во мнениях о способах борьбы с ростом цен на продукты
Новая дискуссия вспыхнула между политическими клубами "Единой России". Поводом стало то, что на недавнем объединенном заседании по теме продовольственной безопасности страны Центр социально-консервативной политики предложил решить проблему роста цен на продукты питания патерналистскими методами. "Социалисты" из ЦСКП считают необходимым, в частности, ввести "социальные карточки" на продовольствие для малообеспеченных, ограничить сельхозпроизводителей в экспорте, ужесточить контроль в антимонопольной сфере...

"Либералы" из клуба "4 ноября" инициативы ЦСКП сочли противоречащими принципам рыночной экономики, а потому неприемлемыми. "Патриоты" же из Государственно-патриотического клуба, не согласившись с предложениями по "социальным карточкам", при этом частично поддержали "социалистов", высказавшись за госрегулирование в стратегических отраслях экономики. Чтобы определить суть дискуссии, "Известия" дали возможность высказаться на одной странице сторонникам каждой точки зрения.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике, соучредитель ЦСКП Андрей Исаев:

"Социальные карточки" - это способ поддержки бедных"

В сложившихся условиях беспрецедентного роста цен на продукты первой необходимости, который уже начинает угрожать социальной стабильности в обществе, первоочередное предложение ЦСКП сводится к следующему: государство должно принять ряд первоочередных мер по поддержанию малообеспеченных слоев населения. Одним из таких шагов должно стать введение "социальных карт" для беднейших наших граждан, с помощью которых они смогут приобрести продовольствие по доступным ценам.

Хочу подчеркнуть: речь не идет о "продовольственных талонах" - это само по себе звучит провокационно. Люди начинают вспоминать 80-е годы и всеобщий дефицит. В данном случае речь идет не о лимитировании количества продуктов на руки. Государство будет оплачивать расходы на продовольствие для определенных групп населения. Причем оплачивать по рыночным ценам. Что ни в коей мере не сдержит, а, наоборот, будет способствовать насыщению продовольственного рынка.

У нас есть положительный зарубежный опыт в такой форме социальной поддержки - опыт Америки. Почему их экономика, одна из самых либеральных экономик мира, пошла по этому пути? Потому что здесь крайне важен целевой характер вкладываемых средств. На "продовольственные талоны" в США нельзя купить табак и алкоголь. А на деньги можно. Мы должны помогать определенным категориям населения именно в вопросах, связанных с их продовольственным обеспечением, а не в вопросах, которые могут быть связаны с их не самыми здоровыми потребностями.

Одна из наиболее серьезных проблем, которая в этой связи возникнет, - проблема наделения этими талонами. В США действует отработанная модель, когда в целом программа финансируется из федерального центра, а категории получателей, хотя и по федеральным критериям, определяют штаты.

В РФ подобная модель будет нуждаться в дополнительном уточнении. Чтобы не возникала ситуация, когда некоторые субъекты Федерации постараются переложить свою собственную ответственность на федеральный центр и будут с излишним рвением раздавать соответствующие талоны.

Я думаю, что основным центром, через который могли бы быть распределены "социальные карточки" на сегодняшний день, может быть Пенсионный фонд - как централизованная структура, через которую получает господдержку максимальное количество необеспеченных категорий населения. Речь идет о пенсионерах, об инвалидах, о получателях федеральных льготных выплат. Что касается других категорий, таких как многодетные семьи, неполные семьи и семьи с доходом ниже прожиточного минимума, то здесь предстоит выстраивать сложную систему при помощи как региональных, так и федеральных властей.

Сегодня очень многие призывают к тому, чтобы постараться остановить рост цен на продовольственные товары административными методами внутри страны. Хочу напомнить, что во время скачка цен осенью прошлого года правительство подняло экспортную пошлину на вывоз зерна и, наоборот, снизило импортную пошлину на ввоз молочной продукции. Сейчас мы видим, что эта мера оказалась более чем временной: проблемы одних бедных решаются за счет других. Проблемы городских бедных за счет сельских бедных.

Мы не можем игнорировать факт, что сегодня наименее обеспеченным слоем населения являются наши селяне. И что искусственная попытка ограничить на сегодняшний день цены на продовольствие в первую очередь может ударить по ним. Поэтому мы выступаем за то, чтобы государство взяло на себя компенсацию для бедных слоев населения в городах через систему продовольственных талонов.

И, наконец, подобного рода введение "социальных карт" является целенаправленной поддержкой собственного сельского хозяйства, которое сегодня, в условиях мирового продовольственного кризиса, в ней нуждается. Экспорт нашего зерна растет, мы завоевываем рынок. Ограничив этот экспорт, мы потеряем позиции, они будут заняты другими. В этом случае мы создадим проблемы для собственных товаропроизводителей, для жителей села.

Есть еще один момент. Есть цены, которые государство обязано ограничить. Это цены монополий. Конечно, здесь нет прямой связи с ценами на продовольствие. Но мы понимаем, что после того как сезонный спад цен на продовольствие завершится, рост тарифов естественных монополий отразится на всех видах товаров и услуг.

Еще одно предложение. Сегодня нет кризиса ГСМ, как несколько лет назад. Но этот кризис может наступить. Ожидаемый период - август-сентябрь. В этой связи мы предлагаем признать нефтяную отрасль монополизированным сектором экономики. И ввести госрегулирование цен в этой сфере, ограничив предельную рентабельность нефтяных компаний.

В этой связи думаю, что эти меры и шаги будут приняты обществом и что они нормальны для рыночной экономики. Безусловно, свободная экономика лучше, чем госрегулирование, но госконтроль лучше, чем безграничная частная монополия.

Руководитель государственно-патриотического клуба "Единой России" Ирина Яровая:

"Государство не должно стесняться в мерах, когда речь идет о продовольственной безопасности страны"

- Андрей Исаев выступил с предложением ввести систему продовольственных талонов. Необходимость такого шага он мотивировал тем, что сейчас соглашение правительства с производителями продуктов и торговыми сетями о замораживании цен не действует. Ваш клуб поддерживает инициативу Исаева?

- Продовольственные талоны - это шаг назад. Этот период в истории России- уже далекое прошлое. Сегодня, говоря об экономике, мы должны предлагать выявление причин возникающих проблем, а не их последствий. Решения должны быть стратегическими, и после того, как они приняты, мы бы к ним больше не возвращались. На вопрос ценообразования на продовольствие мы смотрим глобально - как на проблемы продовольственной безопасности страны и безопасности продовольствия для людей.

- И в чем, на ваш взгляд, здесь главная угроза?

- Объем импортного продовольствия на российском рынке составляет сейчас 40%, тогда как безопасным уровнем для национальной экономики является показатель в 15-20%, свыше этих цифр - это уже зависимость от импортеров, которая ко многому обязывает. И, конечно, импортеры будут противиться тому, чтобы Россия перешла на само обеспечение продуктами питания. Наша задача - исправить эту ситуацию в соответствии с государственными российскими интересами.

- В чем именно заключается этот интерес кроме обеспечения безопасности, о которой вы уже говорили?

- Когда мы говорим о безопасности, мы фактически имеем в виду независимость страны (обеспечение граждан доступными по цене продуктами питания). Так что это- во-первых. А во-вторых, речь идет о социальной нагрузке: создаются рабочие места, люди получают живые деньги. Не забывайте, что почти половина населения у нас живет на селе - и им нужна работа!

- Но чем такой протекционизм по своей идеологии отличается от предложения Исаева? Все равно фактически речь идет о дотациях - только не потребителя, а производителя...

- Все не совсем так. Приведу пример: на прошлой неделе Госдума приняла так называемый "закон о молоке". С нашей точки зрения, он как раз и уравнивает в возможностях отечественного производителя и импортера. Ведь смотрите: было так, что импортировать порошок выгоднее, чем давать на рынок натуральный продукт. Теперь же создаются условия, когда за одну и ту же цену потребитель явно может купить отечественное натуральное, чем западную химию. Такие же законы нужно принять и по другим направлениям.

- То есть позиция вашего клуба заключается в том, что государство должно активно вмешиваться в "дела" производителей?

- Да, мы в Государственно-патриотическом клубе "Единой России" уверены: необходимо в приоритетном порядке поддерживать АПК, вкладывать в его развитие серьезные средства. Но этим нельзя ограничиваться! Преференции отечественному производителю надо сочетать с политикой ограничения импорта продовольствия. Только в таком случае это будет комплексным, стратегическим подходом.

Перекупщик всегда был у нас в выигрыше, а производитель отдавал все за копейки. Нужно ломать этот порочный круг, поддерживать производителя, инвестировать в производство.

- Как далеко, на ваш взгляд, государство может "зайти" при решении этого вопроса?

- Я считаю, что сейчас мы вполне можем говорить о необходимости государственного регулирования цен. На данном этапе это вполне возможно, но лишь как одна из мер. Замораживание цен - это значит, что государство берет на себя часть затрат, чтобы потребительскую корзину, куда входят основные продукты питания, сделать максимально доступной

Главный редактор журнала "Эксперт", сопредседатель либерального клуба "4 ноября" Валерий Фадеев:

"Экономику нельзя приносить в жертву политике"

- В предложениях депутатов Яровой и Исаева есть смысл? Возможно, это раз и навсегда позволит решить проблему продовольственной инфляции, о которой так много сейчас говорится...

- Смысл есть в любых здравых предложениях. Но надо понимать, что никакие меры административного, тем более - грубого административного воздействия на рынок не приведут ни к каким результатам, кроме отрицательных. А замораживание цен и введение по сути ограничения на продажу продуктов с помощью талонов - это более чем грубое воздействие на рынок. Я уверен, что российская экономика уже не нуждается в методах административного диктата. Государственное регулирование цен - мера вынужденная и характерная для ситуации кризиса. Ни о каком кризисе же сегодня на рынке продовольствия речи не идет. От таких радикальных методов, взятых из нашего недалекого прошлого, мы, к счастью, давно отвыкли...

- Но цены-то растут...

- Да, растут. И это объективный мировой процесс, цены растут везде, кроме разве что Северной Кореи, где они как раз регулируются. Но кто-то от этого выигрывает, кто-то проигрывает. Мы, как аграрная страна, можем получить от роста цен выигрыш. Наш аграрный сектор по многим позициям начинает сейчас дышать свободнее, люди на селе начинают получать больше зарплату. Это очень важный аспект повышения мировых цен на продовольствие - если мы поступим умно, этот рост позволит нам модернизировать наше сельское хозяйство. И оказаться не в проигрыше, а выигрыше. Поскольку увеличение производства продовольствия само по себе рано или поздно стабилизирует ситуацию. Если же сейчас заморозить цены, то это снизит рентабельность сельскохозяйственного производства. А снижение рентабельности производства, скажем, зерновых, приведет к уменьшению количества зерна на нашем рынке. Что, в свою очередь, приведет либо к дефициту хлеба, либо, в конечном счете, к повышению цен на него. Это относится и к производству свинины, и к производству куриного мяса и так далее.

Социальные проблемы - в том числе и поддержка малоимущих слоев населения - должны решаться не пожарными административными методами, а рыночными, системными. И ни в коем случае экономика не должна приноситься в жертву политике.

- С точки зрения макроэкономики, оно, наверное, так. Но, возможно, есть смысл создать какие-то особые условия для малоимущих? Введя, например, специальные талоны? Ведь в тех же США что-то вроде этого существует...

- Надо отделять друг от друга проблему помощи бедным и проблему регулирования рынка, его развитие. Ни в коем случае нельзя остановить развитие рынка. К чему ведет замораживание цен? К тому, что все потребители получают по сути дотацию от производителя. Потому что все потребители покупают продукты питания дешевле, чем должны были бы покупать. А большинству потребителей такая дотация не нужна, во всяком случае - не необходима. У нас не настолько бедная страна, чтобы надо было дотировать всех.

А вот о том, как помочь бедным в условиях рынка, должны думать специалисты в вопросах социального обеспечения, как тот же Андрей Исаев. Но при этом важно понимать, что проблема помощи бедным ни в коем случае не должна мешать развитию сельского хозяйства. Потому что в результате хуже станет всем - и бедным, и богатым, и среднему классу.

- Как вы думаете, цены на продовольствие сильно будут расти?

- Думаю, что основной этап роста цен уже прошел. Думаю, что если не летом, то осенью нужно ждать довольно заметного снижения уровня инфляции и соответственно остановки роста цен.

"Известия",
26.05.2008, No093

Док. 447632
Опублик.: 26.05.08
Число обращений: 153

  • Фадеев Валерий Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``