В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пшикан Таов: Еще раз о реформе ЖКХ Назад
Пшикан Таов: Еще раз о реформе ЖКХ
Реформа ЖКХ - одна из самых серьезных, социально значимых и назревших для страны. Однако предшествующие годы показали, что, начатая центром, эта реформа "буксует" на местах.

дядечкаО трудностях реформирования жилищно-коммунального хозяйства и путях их преодоления размышляет академик РАЕН, заслуженный деятель науки РФ, председатель Федерации профсоюзов Кабардино-Балкарской республики Пшикан Кесович Таов.

Важнейшее направление социально-экономической политики государства сегодня - это формирование рынка качественного жилья, доступного широким слоям населения, при одновременном формировании механизмов предоставления социального жилья малоимущим гражданам и оплаты жилищно-коммунальных услуг. Но, как показал опыт последних лет, помимо проблемы получения жилья большинство граждан России, в том числе и нашей республики, столкнулись с непосильным бременем оплаты жилищно-коммунальных услуг.

Переход на полную оплату населением жилья и коммунальных услуг, отсутствие независимых экспертиз затрат и экономического обоснования тарифов ЖКХ без адекватной политики увеличения доходов населения ведет во многих регионах, в том числе и в нашей республике, к нарастанию напряженности.

В Кабардино-Балкарии, где нет и миллиона жителей, более 34 тысяч человек не заняты трудовой деятельностью; 33 тысячи официально признаны безработными; еще 15% населения - это граждане с доходами ниже прожиточного минимума.

В такой ситуации, по мнению профсоюзов, требовался коренной пересмотр политики правительства и работодателей в области оплаты труда, обоснованности повышения тарифов, социальной защиты населения. Необходимы были не просто всесторонний анализ и глубокое осмысление, но и радикальные меры по ее урегулированию. Но пока что ни правительство, ни законодатели республики не приняли достаточных мер для исправления положения. Поэтому профсоюзы настойчиво ищут пути реализации интересов своих членов. Мы стремимся, чтобы все решения властных структур в этой области учитывали социальную "цену вопроса". Прежде чем выйти со своими соображениями по этому животрепещущему вопросу, мы весьма обстоятельно и скрупулезно изучили все документы, инструкции, провели необходимые консультации и постарались объективно оценить сложившуюся ситуацию в системе ЖКХ.

Мы не можем мириться с таким положением, когда правительство республики, идя на поводу у коммунальщиков, утверждает тарифы, при расчете которых заранее закладываются потери воды, теплоснабжения до 25-30 %. То есть население оплачивает упущения государства из своего кармана. Поэтому мы обратились к властям с требованием навести порядок в отрасли и исключить практику потерь, прекратить разбазаривание народного богатства страны, республики и средств населения.

В обращении Федерации профсоюзов КБР предлагалось провести мониторинг сложившихся тарифов и создать межведомственную комиссию для анализа платежеспособности нашего населения и выработки предложений по дополнительной его защите в части оплаты коммунальных услуг, а также отмены незаконных тарифов. Пока это еще не сделано в полном объеме и, как следствие, не получено конкретных результатов. Цены на услуги ЖКХ все еще существуют в разнообразных завуалированных и порой экзотических формах. Для населения они являются результатом уровня доходов. А для предприятий цена -
это, прежде всего, инструмент производственной и коммерческой политики. С помощью цен предприятия ЖКХ должны осуществлять рациональный выбор потребляемых услуг, осваивать новые технологии и добиваться за счет этого лучших конечных результатов.

Реформирование отрасли, на наш взгляд, должно проводиться в согласовании с ростом доходов населения. Только за счет увеличения тарифов нельзя обеспечить восстановление и модернизацию инфраструктуры ЖКХ, имеющего немалую дебиторскую и кредиторскую задолженности. Какие бы объективные причины ни привели к нынешнему плачевному состоянию ЖКХ, они не могут служить достаточным оправданием непродуманной политики реформирования этой системы. По сути, государство само-устранилось от решения тех проблем, которые были им же созданы в отрасли, и пытается переадресовать их населению путем безразмерного повышения тарифов. И сегодня ЖКХ такой островок застоя в экономике страны. Тарифы повышаются, а радикального изменения в качестве предоставляемых коммунальных услуг не происходит, как и не происходит улучшения положения тружеников жилищно-коммунального комплекса, хотя этот вопрос также должен быть в центре внимания всей реформы.

Мы имеем многомиллионные долги по заработной плате среди работников ЖКХ РФ. Задолженность по заработной плате в КБР на
1.09.2007 года по предприятиям ЖКХ составила 8,8 млн рублей. И это при том, что уровень заработной платы в отрасли один из самых низких в республике.

С этим положением мы настойчиво боремся. ФП КБР продолжает настаивать и на снижении уровня максимально допустимой доли расходов граждан на оплату услуг ЖКХ в совокупном доходе семьи с 22 до 15 %. Нас слушали по этим вопросам в республиканском парламенте. Мы ведем постоянный диалог с правительством республики. Для скорейшей реализации этих намерений профсоюзы предложили отладить процесс компенсации части платежей населения не только через соответствующие жилищные субсидии, но и разработать комплекс мер для всего населения республики.

Президент Кабардино-Балкарии Арсен Баширович Каноков прекрасно понимает, насколько актуальна эта проблема для республики, на что и указал в своем ежегодном послании парламенту. Поэтому ряд коммунальных объектов с учетом наших пожеланий был включен в перечень первоочередных, которые вступят в строй уже в нынешнем юбилейном для КБР году. Так что технической стороне проблемы уже начали уделять внимание. А вот регулирование тарифов должно обеспечить, с одной стороны, окупаемость затрат, а с другой - доступность по платежам населению, то есть потребителям.

К тому же в коммунальном хозяйстве существует неоправданно раздутый бюрократический аппарат. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства предполагает изменение системы управления и обслуживания жилищного фонда с целью снижения затрат. Именно за счет снижения себестоимости, а не за счет повышения тарифов предлагается исключить бюджетные дотации. К сожалению, заинтересованные министерства, муниципальные образования республики не ставят эти проблемы как приоритетные. Они заняты, в основном, только сборами за некачественно предоставляемые жилищно-коммунальные услуги и повышением тарифов на них

Существующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги вполне достаточны для нормальной эксплуатации жилого фонда, и нет нужды их бесконечно повышать. В этом смысле принятый в декабре 2005 года ФЗ No 184 "О внесении изменений в закон "Об основах регулирования тарифов и организации коммунального комплекса", который устанавливает предельные уровни возможного повышения тарифов на коммунальные услуги и который фактически не исполняется в подавляющем большинстве регионов РФ, является прогрессивным. Его неисполнение ставит под угрозу всю дальнейшую жилищно-коммунальную реформу. Федеральное правительство в рамках своей компетенции должно потребовать от органов исполнительной власти субъектов РФ оперативно провести мониторинг сложившейся ситуации, увязав сложившиеся цены и повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги с доходами населения, финансовыми возможностями жилищно-коммунального комплекса и определить порядок государственного контроля за установлением и соблюдением роста тарифов на оплату жилья, коммунальных услуг и тепловую энергию.

Одним из ключевых моментов, мешающих реформированию отрасли, является затратный механизм ценообразования. Коммунальные услуги - это насущные товары, не имеющие заменителей. Такие товары называют абсолютно неэластичными к спросу. При отсутствии конкурентного предложения механизм спроса и предложения не действует, и цены услуг формируются, исходя из затрат, которые предъявляет поставщик, а они могут быть сколь угодно большими.

Задействовать механизм спроса и предложения в отношении коммунальных услуг вряд ли возможно. Создать, например, рынок продавцов питьевой воды или рынок покупателей канализационных стоков и мусора технически и экономически невозможно. Следовательно, коммунальные организации должны представлять собой государственные унитарные предприятия с жестко определенными организационной структурой и бюджетом. Так как технология производства коммунальных товаров хорошо разработана, постоянна и известна до мелочей, то определение их себестоимости не представляет затруднений.

А вот в эксплуатации жилищных фондов и коммунальных сетей (не путать с коммунальными товарами) рыночный механизм очень даже возможен. Организация, на альтернативной основе нанятая жильцами для профессиональной эксплуатации их жилья, получает с них квартирную плату, сборы на эксплуатационные расходы и возмещение на содержание сетей. Она может также выступать посредником между поставщиками коммунальных услуг и жильцами, а может и не выполнять эту функцию, если жильцы имеют прямые договоры с коммунальными организациями. Также на тендерной основе городская или сельская администрация может привлекать частные фирмы для строительства и эксплуатации муниципальных сетей водопровода, канализации, электро- и газоснабжения и т.д.

Ни частные фирмы, ни жильцы не склонны переплачивать за ресурсы и не станут это делать, если убрать посредников в лице государственных предприятий ЖКХ между поставщиками и получателями ресурсов. При этом потребителям станет экономически выгодно устанавливать индивидуальные приборы учета объемов использования ресурсов и потреблять столько, сколько необходимо, а не по установленным, как правило завышенным, нормативам. Привлечение к эксплуатации жилья предприятий всех форм собственности на основе рыночных отношений и устранение посредников в лице государственных предприятий ЖКХ между поставщиками и получателями ресурсов вообще не требует никаких бюджетных затрат, для этого нужна лишь политическая воля.

Так что только комплексный подход к решению всех факторов, которые влияют на возможности населения оплачивать коммунальные услуги и на способность коммунальных предприятий оказывать качественные услуги, может нам всем дать хорошую перспективу на будущее.


http://www.assamedia.ru/as_view.aspx?ID=853



Док. 447562
Перв. публик.: 26.12.07
Последн. ред.: 26.05.08
Число обращений: 98

  • Таов Пшикан Кесович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``