В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью Светика Федора Федоровича журналу `Общественный совет ЦФО. Спецвыпуск Nо2, 2008 год` Назад
Интервью Светика Федора Федоровича журналу `Общественный совет ЦФО. Спецвыпуск Nо2, 2008 год`
"Общественные объединения ЦФО становятся более конкурентоспособными и профессиональными"

Федор Федорович, при разработке Программы "Общественное развитие ЦФО на 2008-2012 гг." была создана рабочая группа, и Вы стали заместителем ее руководителя. Как члены группы понимали и представляли себе круг предстоящих задач?

Прежде всего, важным оказалось понимание того, что для укрепления российской государственности принципиальное значение имеет эффективное и конструктивное взаимодействие органов государственной власти, предпринимательства и институтов гражданского общества. Это необходимое условие и для обеспечения инновационного направления развития социальной модернизации, и для обеспечения всестороннего качественного роста, и для мобилизации внутренних интеллектуальных, созидательных ресурсов страны. Некоммерческие общественные организации (НКО), созданные в соответствии с законодательством, составляют наиболее динамичную и дееспособную часть гражданского общества и его институциональную основу. Потому анализ их деятельности и условий, в которых они развиваются, дает представление об уровне участия граждан в жизни общества в целом.



Удалось ли узнать число общественных объединений в Центральной России? В каких регионах их деятельность наиболее активна?

В регионах ЦФО зарегистрировано 39 527 общественных объединений различных форм. Вся эта палитра общественной инициативы может быть отнесена к "третьему сектору". Географическое распределение НКО весьма разнообразно и неравномерно. Лидером, несомненно, является Москва. Московская и Белгородская области занимают второе и третье места соответственно. Кстати, несмотря на опасения некоторых представителей власти по поводу протестного настроя НКО, эти организации в большинстве своем представляют достаточно лояльных членов общества и отнюдь не стремятся к политической конфронтации или авангардизму. Однако одной из главных преград на пути взаимодействия общественных объединений, власти и бизнеса является отсутствие долгосрочной стратегии взаимодействия и развития НКО. Поэтому нашей задачей было предложить наиболее эффективные и уже проверенные практикой пути объединения усилий органов власти, бизнес-сообщества и общественных организаций. Цель - сохранение социальной устойчивости в регионах, демократизация власти, борьба с бедностью, повышение гражданской активности, противодействие правовому нигилизму и коррупции, а также активное распространение идей здорового образа жизни, проведение сильной молодёжной политики и воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к старшим, к истории своего края и страны.
Система взаимодействия "Власть - общественный сектор - бизнес" должна использовать уже работающие формы и нацеливать на подбор новых решений, поиск точек взаимного интереса НКО и коммерческих структур, выработку механизмов такого сотрудничества. Таким образом, задача Программы - ориентировать все заинтересованные стороны на совместную творческую и активную работу, а не ограничиваться констатацией положений и сбором статистических данных.

Какие основные идеи или представления лежали в основе разработки Программы?

Наряду с информацией о количестве НКО мы считали важным проанализировать сферу их деятельности. Довольно часто одна и та же организация может вести работу в самых разных направлениях: например, занимается детьми-инвалидами и одновременно оказывает своим клиентам целый спектр других услуг. То есть многие НКО являются многопрофильными.
Провинции - малые города и сельские территории представлены, как правило, небольшим "набором" районных отделений обществ инвалидов, ветеранов, защиты прав потребителя, охраны природы и др. Часто их возглавляют работники районных администраций, которые без помощи местных властей практически не дееспособны.
Почти во всех регионах ЦФО начали активно работать Общественные палаты. Они становятся важными формами объединения институтов гражданского общества и их консолидированного взаимодействия с властными структурами.
Общественный совет ЦФО, несмотря на малый срок своего существования, набирает всё больший авторитет, рассматривает наиболее актуальные проблемы как общественного, так и социально-экономического развития. Вместе с тем, анализ региональных нормативных актов, которые могут использоваться для регулирования деятельности институтов гражданского общества в ЦФО, позволяет охарактеризовать имеющуюся правовую базу как фрагментарную. Но она в большинстве регионов развивается: появляются новые регулирующие акты, расширяется практика использования имеющихся документов. За последние два года расширилось число регионов, принявших свои программы развития гражданского общества, значительно увеличилось число нормативных актов, регламентирующих проведение грантовых процедур и др.

В чем еще проявляется своеобразие общественной деятельности в различных регионах Центральной России?

В разрезе регионов можно выделить, например, следующие особенности: в Ивановской области значительное количество общественных объединений уделяет внимание развитию культуры и образования, в Московской и Тульской областях приоритетом становятся спорт и пропаганда здорового образа жизни.
Одна общественная организация может быть молодежной по составу и заниматься исключительно экологическими вопросами, а другая организация может состоять исключительно из лиц пенсионного возраста, но заниматься проблемами детей и подростков. Общественных объединений, определяющих защиту прав и социальную защиту граждан, как свою основную задачу, в Москве в процентном отношении меньше, чем в других регионах ЦФО. Это объясняется значительной социальной составляющей в деятельности Правительства Москвы. Доля объединений клубного типа выше, чем в среднем по ЦФО. Есть прогнозы, что скоро мы станем свидетелями бурного роста клубов и организаций по интересам (например, таких как клуб моржей, клуб читателей, клуб любителей домашних животных и т. д.). Из созданных в регионах ЦФО за последние 5 лет общественных объединений планируют работать в области образования (53%), культуры (46%), здравоохранения (38%), молодежной политики (31%). Здесь наблюдается связь с активным включением институтов гражданского общества в реализацию национальных проектов России. По данным официальной статистики, доходы третьего сектора в России за последние годы выросли в несколько раз. Основные источники доходов НКО, например, различные взносы, пожертвования, безвозмездные поступления и прочие вложения.

Например, от международных организаций...

Наш некоммерческий сектор уходит от поиска средств у зарубежных фондов и активно осваивает именно российские источники. Общественные объединения становятся более конкурентоспособными в борьбе за средства, предоставляемые различными спонсорами. Это позволяет говорить об их большей устойчивости и независимости.
Наблюдается и профессионализация части организаций, которые способны реализовать масштабные проекты. Конечно, часто импульсом к развитию НКО служат гранты. Такие объединения имеют весьма профессиональную команду по подготовке, реализации крупных грантов и оформлению отчетов. Одним из важнейших событий в развитии гражданского общества России стало выделение значительных средств из федерального бюджета на реализацию проектов общественных объединений и на укрепление их материальной базы. Наблюдается и более продуктивное партнерство общественных объединений с органами региональной власти в ранее приоритетных направлениях деятельности. Известно, что социальная защита нуждающихся, молодежная политика, образование, культура и здравоохранение находятся в ведении органов региональной власти. Однако некоторые объединения отмечают, возможно, весьма самонадеянно, что работают не "вместе", а "вместо" региональной власти. Исследования отражают неравномерное географическое покрытие ЦФО деятельностью общественных объединений, то есть наблюдается дисбаланс между центром и регионами в развитии третьего сектора. Вместе с тем, процесс появления новых общественных объединений в регионах ЦФО проходит достаточно вяло и трудно. Возникновение новых организаций тормозится сложностями начального этапа (регистрация, создание минимальной материально-технической базы, проблема помещений для осуществления деятельности, менеджмент, обязательная отчетность и многое другое). Однако вселяет надежду то, что органы государственной власти уже сами стимулируют общественные объединения к участию в реализации региональных социальных программ, создаётся стимулирующее правовое пространство для развития третьего сектора во многих регионах ЦФО.

Кем и как проводился анализ результатов работы Вашей группы?

Если говорить о формальной стороне, то ход работы трижды обсуждался на заседаниях президиума Общественного Совета ЦФО, в его Комиссиях. Председатель нашего Совета, член Общественной палаты РФ, Е. Л. Юрьев весьма внимательно и предметно участвует в этом процессе. Огромную помощь в работе оказывает аппарат Г. С. Полтавченко, это, прежде всего, М. Н. Белогубова, С. П. Колов, Э. А. Карапетян и другие. Но главным стали внимание и интерес, проявляемые со стороны научной общественности и региональных структур. Например, большую пользу принесла аналитическая работа члена президиума Общественного Совета, участника группы
А. Ф. Трофименкова: "Гражданское общество в регионах ЦФО: состояние, проблемы и перспективы развития", а также опыт работы коллег из Воронежа, Курска, Белгорода и, конечно, опыт московских коллег. Именно их наработки и многолетний опыт деятельности в сфере общественного сектора во многом определили "блочный" подход к составлению документа и включению в его структуру следующих разделов:

* основные приоритеты социального партнерства, взаимодействия и сотрудничества Власти, Общества и Бизнеса;
* участие в проектах, обеспечивающих повышение качества жизни граждан, их безопасность и правовую защищенность, достижение социальной стабильности, устойчивое функционирование всех жизнеобеспечивающих структур и систем;
* основные принципы сотрудничества органов государственной власти с общественными организациями, иными НКО и бизнес-сообществом;
* развитие форм и методов системного анализа, управления и сотрудничества субъектов взаимодействия "Власть - общественный сектор - бизнес";
* нормативно-правовая основа Программы;
* действующая и необходимая материальная, технологическая, организационная и методическая инфраструктура для обеспечения планов работы по реализации Программы;
* основные сферы совместных разработок и научно-методическое обеспечение долговременного социального партнерства и сотрудничества субъектов движения "Власть - общественный сектор - бизнес".

Всего Программа включает 15 автономных блоков, множество подблоков второго и третьего уровней, а также предусматривается наличие многих приложений.

На III ежегодной Конференции Общественного совета Центрального федерального округа документ получит широкую огласку. Что дальше?

Это весьма важный и принципиальный вопрос. По нашему мнению, утверждение Программы - ответственный, но никак не завершающий этап. Во-первых, предстоит большая работа по введению в действие этого документа. Необходимо, чтобы все участники процесса не только поняли цели и задачи этой работы, но и прониклись бы ответственностью, желанием или осознанной необходимостью участвовать в системной работе по общественному развитию ЦФО. Очень много будет зависеть от позиции Общественного совета ЦФО и его комиссий. На этом этапе главное - поддержка всех субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО, где должны быть соответствующие планы или подпрограммы. Во-вторых, необходима системная, целевая и настойчивая работа по реализации Программы, а это - деятельность на многие годы...

Программе необходима поддержка и средств массовой информации...

Уровень присутствия НКО в средствах массовой информации оценивается пока как явно недостаточный. Основная проблема развития институтов гражданского общества - отсутствие единого информационного пространства гражданского общества. Представляется целесообразным создание внутрисекторного (имеется в виду третий сектор) информационного обмена, в том числе посредством использования современных коммуникаций. Поэтому, одним из мощных инструментов влияния для общественных объединений могли бы стать СМИ. Но результаты исследования показали, что пока общественники не стали ньюсмейкерами для российских журналистов, а их социальная деятельность не имеет достаточной публичности. Мы уже говорили о том, что важнейшим фактором развития институтов гражданского общества является распространение через сети Интернет. К сожалению, ещё далеко не все общественные объединения регионов ЦФО имеют свободный доступ к сети и, соответственно, не получают необходимой информации о возможных источниках финансирования, о деятельности коллег в других городах и регионах России, других странах мира.

26 мая 2008 года
http://www.znaniesvet.com/content/view/137/1/

Док. 447458
Опублик.: 26.05.08
Число обращений: 117

  • Светик Федор Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``