В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Разуваев: На российском страховом рынке наступает время консолидации и региональной экспансии Назад
Алексей Разуваев: На российском страховом рынке наступает время консолидации и региональной экспансии
Слияние и поглощение, Анализ рынка и статистика

Рынок страхования стоит на пороге М&А-ралли, цель которого - подобраться к региональному потребителю. Участники рынка готовятся к активному проведению сделок M&A (Mergers & Acquisitions - слияния и поглощения) в российских регионах, в первую очередь в крупнейших региональных центрах, городах-миллионниках. В течение этого года, по разным оценкам, будет куплено около 20-30 серьезных региональных страховщиков, остальные мелкие компании в течение двух-трех лет либо перестанут работать, либо потеряют доли на региональных рынках. По оценке генерального директора СК "Россия" Алексея Разуваева, российские страховщики для проведения сделок в этом году потратят 50-70 млн долл. При этом активность на рынке слияний и поглощений будут проявлять как иностранные, так и отечественные инвесторы.

Ряд федеральных страховых компаний в конце прошлого года и начале текущего озвучили свои планы по приобретению региональных страховщиков. Их действия объясняются потенциалом рынка страхования в регионе. По прогнозу группы "АльфаСтрахование", потенциальный объем премии вне Москвы и Санкт-Петербурга в 2007 году составит 7 млрд долл., к 2008-му - уже 9 млрд долл.

Группа "Ренессанс Страхование" в конце 2005 года приобрела 100% акций cтрахового общества "Прогресс-Нева", а также одноименное общество страхования жизни. Президент группы Борис Йордан останавливаться на этом не собирается: осенью прошлого года группа заявила о ведении переговоров по приобретению еще трех-четырех страховых компаний. Одну из сделок компания планировала завершить к началу следующего года. Однако до сих пор ни одна сделка не закрыта.

На встрече с журналистами в начале апреля заместитель генерального директора "Ингосстраха" Николай Галушин заявлял, что компания ведет переговоры о покупке кэптивных страховщиков, акционеры которых не намерены увеличивать их уставные капиталы к 1 июля. В конце февраля текущего года группа "АльфаСтрахование" объявила, что до 2008 года потратит 50 млн долл. на региональные покупки. "Уже сейчас мы ведем отбор компаний для осуществления покупок в регионах", - рассказал РБК daily генеральный директор группы "АльфаСтрахование" Владимир Скворцов.

Директор департамента развития бизнеса РОСНО Олег Теонидис сообщил, что РОСНО в текущем году будет продолжать анализировать рынок для нахождения наиболее привлекательных компаний. Так, на днях стало известно, что РОСНО ведет переговоры о приобретении бывшего страховщика ЮКОСа - "Прогресс-Гаранта".

Страховая компания "Россия" рассматривает предложения компаний с годовым оборотом от 20 млн долл. "Приобретение меньших компаний несет слишком много рисков, кроме того, удельные затраты на проведение такой сделки слишком высоки, - поясняет Алексей Разуваев. - Хотя эта цифра может меняться в зависимости от других характеристик: регион присутствия, рентабельность и так далее".

Владимир Скворцов полагает, что инвестиционный ресурс как крупных российских страховщиков, так и иностранцев небезграничен, поэтому покупаться будут только успешные и прибыльные компании с хорошей клиентской базой.

Основными параметрами для оценки привлекательности региональной компании будут годовая премия (доля на рынке), региональная сеть, измеряемая количеством филиалов (каналы продаж и потенциал роста), рентабельность бизнеса, которая включает качество страхового портфеля (виды страхования в портфеле) и расходы на ведение дел.

"Региональная сеть является важной составляющей стоимости федеральной страховой компании - важно наличие филиалов в ключевых российских промышленных городах, городах-миллионниках, а также там, где будет создаваться синергетический эффект для региональной сети компании-покупателя", - отмечает Олек Теонидис. Другим фактором является рентабельность бизнеса, которая включает качество страхового портфеля (виды страхования в портфеле) и расходы на ведение дел. Впрочем, по его мнению, выбор той или иной компании-цели будет зависеть от стратегии покупателя - быстрый рост через высокоубыточные сегменты (каско, ОСАГО в некоторых регионах) либо умеренный рост через прибыльные сегменты (страхование имущества, ДМС для юридических лиц).

"В первую очередь будут приобретаться компании с хорошей клиентской базой и прозрачной бухгалтерией, - отмечает Владимир Скворцов. - Премии, филиалы, виды страхования - важные факторы, но далеко не ключевые. Интересных компаний с перечисленными хорошими показателями очень много, но у большинства из них есть проблемы со "схемами" и "бумажными" клиентскими базами", то есть отсутствие внедренных ИТ-технологий.

По мнению Владимира Скворцова, через два года конкуренция на локальных площадках обострится в несколько раз. Западные страховщики вслед за крупными российскими компаниями устремятся в регионы, что в конечном счете приведет к 50-процентному сокращению присутствия на страховом рынке местных страховщиков к 2010 году. "В данный момент ситуация для продажи региональной компании складывается оптимально: рынок еще не достаточно разогрет, 10-15 крупных российских игроков и три-пять иностранцев только присматривают в регионах перспективные компании. Но в 2009-2010 годах ситуация изменится - предложение явно будет превышать спрос, а большинство покупателей к тому времени уже израсходуют инвестиционные бюджеты, в итоге стоимость региональных страховщиков упадет в несколько раз", - подчеркивает Владимир Скворцов. "Я бы не стал преувеличивать влияние западных игроков на повышение цен на страховые компании - никто переплачивать за покупку бизнеса не будет, ни мы, ни наши западные коллеги. Я считаю, сегодня перспективных компаний хватит на всех, к началу 2008-го ситуация изменится: большинство покупателей израсходуют инвестиционные бюджеты, и предложение будет существенно превышать спрос", - отмечает Владимир Скворцов. Между тем Алексей Разуваев придерживается другого мнения: "Приход иностранных страховщиков приводит к повышению цен потому, что при неизменном предложении растет количество потенциальных покупателей. Помимо этого важными факторами ценообразования являются рост и консолидация рынка, а также ужесточение политики регулятора".

На фоне M&A-операций возможен передел рынка крупных корпоративных клиентов. Примером может служить приобретение в конце прошлого года СГ "КапиталЪ" более чем 50-процентной доли в медицинской страховой компании "Липецк-Здоровье", занимающейся страхованием сотрудников Новолипецкого металлургического комбината.

В результате активной скупки, по общему мнению участников рынка, через несколько лет на российском рынке останется 100-200 игроков.


По материалам РБК daily
www.allinsurance.ru

http://www.allinsurance.ru/biser.nsf/AllDocs/PRSE-72N9G7270407515?OpenDocument

26.04.2007


Док. 447219
Перв. публик.: 26.04.07
Последн. ред.: 23.05.08
Число обращений: 285

  • Разуваев Алексей Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``