В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Романихин: Кто регулирует в `саморегулируемом` РСПП? Назад
Александр Романихин: Кто регулирует в `саморегулируемом` РСПП?
14 ноября в Колонном зале Дома Союзов состоялся XIII съезд Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей). Мероприятие было прекрасно подготовлено: начиная от тщательно выверенных выступлений и заканчивая четко работающими буфетами. Председательствующий на съезде президент РСПП на чем-то заострял внимание, а какие-то острые вопросы, наоборот, сглаживал, умело разряжая зал шутками и ироничными замечаниями. Президиум съезда, в котором немного посидел Владимир Путин, избавили от раздражающих общественность олигархов. Анатолия Чубайса на съезде вообще не было - лидер российских "правых" улетел в Нижневартовск. Олигархи старались не высовываться, особенно в первой части съезда, когда присутствовал Владимир Путин. Во всем чувствовалась опытная рука и грамотная режиссура.

На съезде основное внимание было приковано к выступлению Владимира Путина, которое активно обсуждалось в средствах массовой информации. Он попросил слова после выступления президента РСПП, "чтобы ответить на прозвучавшие в выступлениях ораторов замечания". Короткое выступление президента можно охарактеризовать одним словом - "равноудаление".

Владимир Путин, в частности, сказал: "Один вопрос, который был затронут. Я процитирую: "Нельзя использовать государство в целом, правоохранительные органы в конкурентной борьбе". Естественно, нельзя. И это - повод для того, чтобы поговорить на эту тему в более широком формате. Ну а кто использует в конкурентной борьбе такие средства - кто? - конкуренты. То есть, сам бизнес. Вообще, должен сказать, что иногда у нас очень трудно понять, где заканчивается бизнес, а где начинается государство. И где заканчивается государство, а начинается бизнес".

Далее Владимир Путин высказал свое мнение о промышленной политике. "Вопрос о промышленной политике, вы знаете, сложный. Он постоянно дискутируется. Один из выступавших говорил об этом, убеждал нас в том, что это необходимо. Я знаю, наверняка, многие в этом зале тоже так считают. Но есть и мнение, согласно которому промышленная политика в наших условиях сегодняшнего дня есть не что иное, как лоббирование через государственные структуры интересов одних бизнесов в ущерб другим". Владимир Путин также отметил, что "всем очень хочется определять приоритеты".

Президент высказался и по проблеме административной реформы. Он, в частности, отметил: "Любые избыточные полномочия ведомств надо рассматривать как прямой путь к злоупотреблениям, к возможностям коррумпировать само ведомство, либо отдельных чиновников".

Тему административной реформы на съезде РСПП продолжил заместитель председателя правительства Борис Алешин, который обозначил основную цель административной реформы - освобождение государства от непрофильных функций. "Государству необходимо оставить только те функции, которые позволят проводить либерализацию экономики", - пояснил Борис Алешин. Остальные функции в ходе административной реформы планируется передавать в некоммерческие организации.

В своем выступлении Борис Алешин отметил, что "роль таких организаций, как РСПП, невозможно переоценить. Это та структура, которой государство может передать некоторые свои функции". Вице-премьер также выразил надежду, что РСПП сможет играть роль "передаточного органа" между правительством и промышленностью.

Лишение министерств и ведомств избыточных функций уже началось. Правительственная комиссия проанализировала 450 их функций, 87 из них признаны избыточными и 24 - дублирующими. До конца февраля 2004 года комиссия проанализирует остальные. На заседании правительства 9 октября 2003 года было приняло решение о передаче саморегулируемым организациям функций Минфина по регулированию аудита и бухучета. Правительство рекомендовало подготовить изменения в законодательство для передачи саморегулируемым организациям функции Минимущества по лицензированию оценочной деятельности. Была также признана избыточной функция Минтруда по соблюдению требований к технике безопасности на предприятиях. Были отменены функции ряда государственных органов в отношении строительства объектов, регулирования воздушного пространства и лицензирования. В сферу бизнеса будут также переданы технический учет и инвентаризация имущества.

Что произойдет, если государство пойдет на передачу РСПП "избыточных" функций? Будет ли это способствовать развитию отраслей промышленности? Для ответа на эти вопросы необходимо учитывать, что все ключевые вопросы в РСПП решают представители крупного частного капитала.

Крупный частный капитал поставил под контроль комитеты и рабочие группы РСПП. Комитет по промышленной политике возглавил Владимир Евтушенков, комитет по международной деятельности - Михаил Ходорковский, комитет по налоговой и бюджетной политике - Каха Бендукидзе, рабочую группу по судебной реформе - Михаил Фридман, рабочую группу по реформе энергетики - Рубен Варданян, национальный совет по корпоративному управлению - Владимир Потанин.

Основные решения в РСПП принимаются бюро правления в "закрытом" режиме. Подавляющую часть членов бюро составляют представители крупного частного капитала или их последовательные сторонники. В бюро не вошли представители директорского корпуса оборонных предприятий, которые ранее составляли костяк РСПП. Введенные первоначально руководители двух оборонных предприятий Владимир Лузянин ("Гидромаш", Нижний Новгород) и Вахтанг Ковешников ("Авангард", Санкт-Петербург) в декабре 2002 года вышли из состава бюро РСПП.

Характерно, что и сырьевой комплекс в бюро РСПП представляют не опытные нефтяники (Сергей Богданчиков, Владимир Богданов, Вагит Алекперов), которые входят в правление, а Михаил Фридман и Михаил Ходорковский. Почему бюро сформировано столь тенденциозно? Кто готовил эти списки три года назад? Злые языки утверждают, что Анатолий Чубайс.

Игнорируются в РСПП и интересы отраслевых союзов. После серии критических статей, в январе 2003 года был создан "совещательный орган бюро правления - Координационный Совет отраслевых, корпоративных союзов и объединений при президенте РСПП". К сожалению, организован совет "для галочки" - его статус не позволяет ничего решать. Да и не нужно олигархам усиливать независимые отраслевые объединения - сегодня позицию отрасли они озвучивают сами.

Согласно уставу РСПП бюро правления "представляет интересы Российского союза в отношениях с органами государственной власти". Кроме того, бюро правления "от имени Российского союза вносит предложения в органы государственной власти". Именно на бюро решается вопрос о позиции РСПП, с которой он выходит в органы государственной власти, а также определяется персональный состав делегаций. В этом году президент шесть раз проводил встречи с членами РСПП. Не удивительно, что на них присутствовали только представители частного, крупного капитала во главе с Аркадием Вольским. Традицию нарушил Борис Алешин, когда в августе 2003 года привел в Кремль не "уполномоченных олигархов", а группу директоров промышленных предприятий и руководителей отраслевых ассоциаций.

Бюро делегирует своих представителей во многие правительственные структуры. В частности, представители РСПП включены в состав правительственных комиссий по административной реформе, по жилищной политике, по транспортной политике, по защитным мерам во внешней торговле, по миграционной политике, по научно-инновационной политике, по земельным отношениям и многих других. Всего более 40 таких органов. Казалось бы, что здесь плохого? Но проблема в том, что представители бюро отстаивают исключительно интересы крупного частного капитала, которые далеко не всегда совпадают с интересами государства.

Академик Дмитрий Львов в интервью "Комсомольской правде" 3 ноября 2003 г. сказал: "Олигархи по отдельности милые люди, а вместе - стая волков"! Естественно, что Аркадию Ивановичу сложно обеспечивать консенсус, лавируя между интересами "стаи волков" и государственной властью. Не случайно, выступая на XIII съезде РСПП, Аркадий Вольский говорил эзоповым языком: "Необходим отказ от силовых мер при решении экономических задач". Что это значит, сидящие в зале люди не поняли. То ли олигархи между собой применяют "силовые методы", то ли Генеральная прокуратура решает "экономические задачи". На XIII съезде Аркадию Ивановичу было непросто транслировать предложения членов бюро, поэтому он прибегал к обтекаемым формулировкам. Например, говоря об арестах бизнесменов до суда, он отметил: "С точки зрения стабильности экономики такие действия нельзя считать позитивными". Президент РСПП отметил, что бизнес и власть "должны задействовать полномасштабный резерв - доверие", а частое использование суда в решении экономических проблем "вряд ли может быть позитивно для развития экономики страны".

Сегодня бюро правления РСПП решает все ключевые вопросы деятельности этой организации. Устав РСПП свидетельствует, что оно "принимает решение о создании средств массовой информации", "утверждает бюджет Российского союза и отчеты о его исполнении", "разрабатывает целевые программы и определяет источники их финансирования", "утверждает бухгалтерский баланс и годовой отчет Российского союза". Согласно уставу именно бюро утверждает структуру аппарата РСПП, создает структуры с правом юридического лица. В частности, для того, чтобы учредить совместно с фондом "Открытая Россия" Институт внешней и оборонной политики, как это произошло в августе 2003 года, бюро не должно никого информировать.

В Устав РСПП также внесен пункт, что "члены бюро правления Российского союза без доверенности действуют от имени Российского союза". Но и это еще не все. "Члены бюро правления Российского союза по должности являются вице-президентами Российского союза". Они представляют кандидатуру президента РСПП и решают многие другие вопросы.

Таким образом, если на волне "саморегулирования" состоится передача части государственных функций РСПП, то фактически они будут переданы бюро этой организации. И оно к этому уже готовится. Так, 25 сентября 2002 г. бюро правления РСПП приняло решение поддержать создание профессиональной саморегулируемой организации арбитражных управляющих под эгидой РСПП в виде некоммерческого партнерства "Межрегиональная саморегулируемая организация профессиональных арбитражных управляющих". Кто же вошел в состав учредителей этой организации? Василий Шахновский (ЮКОС-Москва), Александр Мамут (Тройка Диалог), Алексей Мордашов (Северсталь-групп), Владимир Потанин (Интеррос), Анатолий Чубайс (РАО ЕЭС), Аркадий Вольский (РСПП), Каха Бендукидзе (ОМЗ); Михаил Фридман (Альфа-групп) и ряд других представителей крупного бизнеса. Газета "Ведомости" от 4 июля 2003 г. по этому поводу писала: "Олигархи из РСПП вместе с бывшим директором ФСФО Георгием Талем учредили свою организацию арбитражных управляющих. Таль не скрывает, что крупному бизнесу "нужен механизм, который будет работать так, как нужно союзу". А эксперты опасаются, что механизм будет использован для дальнейшего перераспределения собственности".

16 апреля 2003 года бюро правления решило создать Национальную организацию по финансовому учету и отчетности, чтобы эта саморегулируемая организация взяла на себя функции Минфина по "методологическому обеспечению бухучета". Минфин данное предложение поддержал. Была также попытка создания объединенной всероссийской саморегулируемой организации.

В условиях административной реформы, скорее всего, предстоит рост числа саморегулируемых организаций, которые создаются по решению бюро РСПП и выходят из его недр. Проблема в том, что они должны быть не по форме, а по сути независимыми, а этого добиться весьма сложно. Первый заместитель председателя Совета Федерации Валерий Горегляд в интервью журналу "БОСС" от 28 октября 2003 г. отметил: "Что такое саморегулируемая организация, или СРО, для большого бизнеса? Это значит, в алюминиевой отрасли функции государства станет исполнять, например, Дерипаска. При нем будут две-три дочерние компании, и все они начнут "саморегулироваться" в пользу одного олигарха".

Руководитель МАП России Илья Южанов 18 сентября 2003 года в интервью агентству АБН отметил: "Есть опасения получить в лице некоторых СРО еще худший образчик частного кооперирования, когда группа товарищей захватит какой-нибудь рынок, сферу или отрасль, и начнет ее регулировать, как она считает нужным". По словам министра, "мы такие проявления видим, в том числе, в системе управления рынком ценных бумаг".

Вопрос снятия излишних бюрократических барьеров на пути развития хозяйствующих субъектов и передачи ряда государственных функций в структуры, деятельность которых регулируется самими хозяйствующими субъектами, сегодня чрезвычайно актуален для всех промышленников. Но предприятиям не безразлично, кто будет курировать "саморегулирование" в России и играть роль посредника между промышленностью и правительством. В России нет традиций "саморегулирования", поэтому необходимо обратиться к зарубежному опыту.

Анализ взаимоотношений промышленности с властью во всех развитых странах мира свидетельствует, что роль посредника в этом делегирована национальным торгово-промышленным палатам или объединениям отраслевых союзов.

Например, в Германии связующим звеном между бизнесом и властью выступают Федеральный союз германской промышленности (BDI) и Объединение немецких промышленно-торговых палат (DIHK).

В BDI входят не отдельные руководители крупных промышленных предприятий, а отраслевые союзы и ассоциации. В его состав входят все национальные отраслевые союзы Германии. Представители BDI являются постоянными членами различных консультативных органов в федеральных министерствах экономики, финансов, обороны и других. Совместно с представителями властных структур они имеют возможность высказать свою позицию, которая обязательно учитывается при формировании экономической политики правительства. Президент BDI регулярно встречается с Федеральным канцлером Германии, где излагает свое видение тех или иных экономических проблем. BDI, представляя ассоциации германских промышленников, осуществляет лоббистскую деятельность в интересах своих членов при принятии всех важных экономических решений. Представители DIHK также представлены в Германии на всех уровнях формирования мнений по вопросам экономической и правовой политики.

Экономическая модель Германии является наиболее подходящей для России, поэтому изучение опыта консолидации немецкой промышленности весьма полезно.

Есть ли в России положительный опыт объединения отраслевых союзов и демократической защиты интересов отдельных секторов рынка? В качестве примера можно привести работу Ассоциации отраслевых союзов АПК (АССАГРОС).

АССАГРОС была создана 21 апреля 2000 г. крупными российскими союзами в сфере АПК. В числе учредителей АССАГРОС: Российский зерновой союз, Мясной союз России, Молочный союз России, Масложировой союз России, Российский союз производителей и продавцов алкогольной продукции, Ассоциация производителей табачной продукции, Российский союз производителей соков, Российский союз мукомольных и крупяных предприятий, Ассоциация предприятий кондитерской промышленности, Союз сахаропроизводителей России и другие ассоциативные объединения. Возглавил АССАГРОС депутат Государственной думы, руководитель аграрного комитета Торгово-промышленной палаты, бывший министр сельского хозяйства Виктор Семенов.

Основные задачи АССАГРОС:

формирование цивилизованных правил игры на аграрных и продовольственных рынках;

общественно-политической роли отраслевых союзов АПК; повышение

участию союзов в формировании государственной политики в сфере АПК; содействие

развитие информационной инфраструктуры АПК.

Во многом благодаря АССАГРОС в российском АПК сегодня наиболее сильные и эффективные отраслевые союзы. От аналогичных союзов в промышленности их отличает более тесная связь со своими членами и оперативная реакция на проблемы предприятий. В частности, союзы в сфере АПК активно занимаются защитой внутреннего рынка от экспансии импортной продукции. Подготовлены и внесены в Государственную Думу поправки в закон "О таможенном тарифе" и Налоговый кодекс, определяющие механизм использования импортных квот на отдельные виды продукции АПК. В сотрудничестве с Минсельхозом отраслевые союзы АПК готовят необходимые материалы для переговоров с Еврокомиссией, чьи решения важны для сбыта продукции российских сельхозпроизводителей.

Эффективность работы некоммерческих структур в сфере АПК во многом определяется координацией их деятельности и отсутствием ненужной конкуренции. Сложно переоценить роль АССАГРОС, на заседаниях которой согласовывается единая политика всех союзов.

В российской промышленности совсем иная ситуация. Здесь совсем не слышно голоса отраслевых союзов - все определяют так называемые олигархи. При этом отраслевых промышленных ассоциаций немалое количество. В одной только российской металлургии больше десятка различных союзов и ассоциаций. В отличие от АПК здесь каждый союз считает себя главным и пытается проводить самостоятельную политику, рассматривая другие структуры в качестве конкурентов. Неудивительно, что органы государственной власти, да и сами предприятия не воспринимают всерьез подобные союзы.

В РСПП союзам отведена факультативная роль, но, к сожалению, не все их руководители это осознали. Марионеточная роль союзов, которые являются пасынками в "профсоюзе олигархов", отталкивает от них большинство членов. Слабые союзы являются сегодня в России серьезной политической проблемой, которая мешает не только "равноудалению олигархов", но и построению в нашей стране гражданского общества.

В Германии, как отмечалось выше, роль координатора в промышленности давно и успешно играет Федеральный союз немецкой промышленности, объединяющий не отдельные предприятия, а большинство союзов, действующих в промышленной сфере. Но кто будет создавать в России такую структуру? Очевидно, что делать это должны сами промышленные ассоциации, если они хотят, чтобы с ними считались. Пока большинство руководителей промышленных союзов не осознает необходимость формирования собственного лоббирующего органа, эти структуры в России будут иметь статус организаций "второго сорта".

Есть и другой путь - решение всех вопросов через систему торгово-промышленных палат. По такому пути пошла Австрия, где все взаимоотношения промышленников с государственной властью осуществляются только через Палату Экономики Австрии. Специфика Австрии в том, что в соответствии с Законом о Палатах экономики все структуры, занятые в так называемой промысловой экономике, являются членами палаты, независимо от структуры их собственности. Исключение составляют юридические и физические лица, занятые в сельском хозяйстве, и лица свободных профессий (например, адвокаты, архитекторы, врачи, нотариусы), которые объединены в свои собственные палаты. Фирмы с иностранным участием, созданные на территории Австрии, или полностью принадлежащие иностранцам, также в обязательном порядке являются членами Палаты экономики.

Палаты экономики высказывают свое мнение практически по всем вопросам хозяйственной политики государства, даже если речь не идет о законе или указе. Они привлекаются к работе специальных советов и комиссий при министерствах, земельных правительствах и иных органах государственной власти. В этой работе со стороны Палаты участвуют представители отраслевых союзов, которые таким образом имеют возможность непосредственно представлять и отстаивать согласованные интересы своих членов.

Торгово-промышленные палаты, которые действуют во всех странах мира, играют ключевую роль в диалоге "власть-бизнес". У нас в стране Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП РФ) - уникальная структура. Во-первых, это единственное объединение предпринимателей, действующее на основании отдельного Федерального закона "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации". Во-вторых, ТПП РФ - структура с большими традициями. Она возникла не в 90-е годы, как РСПП и большинство предпринимательских объединений. В-третьих, ТПП РФ имеет на деле демократическую структуру управления. Например, представители союзов и ассоциаций принимают реальное участие в рассмотрении и принятии всех интересующих их решений. В-четвертых, ТПП РФ обладает наиболее развитой региональной сетью. Сегодня ни одно российское предпринимательское или политическое объединение не может даже сравниться с региональной структурой ТПП РФ. В-пятых, ТПП РФ не является политической организацией. РСПП формально тоже не политическая организация, но существующая система управления на деле превращает его в апологет так называемого "олигархата".

Роль ТПП РФ хорошо охарактеризовал Владимир Путин в выступлении 19 июня 2002 года. "За последнее десятилетие в России появилось немало бизнес-сообществ, но Торгово-промышленная палата по-прежнему занимает среди них особое место. Я бы сказал ключевое место. Причиной тому - и уникальный опыт, и многолетняя известность, и тесные, хорошие, наработанные связи с коллегами за рубежом. Российская Торгово-промышленная палата - это организация, с которой считаются и внутри страны, и за ее пределами".

ТПП РФ сегодня недостаточно представлена в органах государственной власти, что связано с формальным подходом ряда чиновников к выстраиванию диалога "власть-бизнес". Некоторые идеологи "гражданского общества" зациклены на следующей модели: "РСПП у нас представляет интересы крупного бизнеса, "Деловая Россия" занимается средним бизнесом, а ОПОРА курирует мелкий бизнес".

Подход формальный и вредный. Нельзя "назначать" кураторов без учета реальной ситуации в каждой из организаций. Необходимо серьезно изучить и использовать богатый зарубежный опыт выстраивания отношений государства с бизнесом.

Все это особенно важно учесть при принятии решений о передаче "избыточных" государственных функций в руки саморегулируемых организаций. Мы хорошо помним к чему привел лозунг "Берите суверенитета столько, сколько можете", помним и период "семибанкирщины". Нельзя допустить, чтобы под благими лозунгами государственные функции передавались в контролируемые олигархами структуры и в


21.11.2003

http://stra.teg.ru/lenta/innovation/1097

Док. 447073
Перв. публик.: 21.11.03
Последн. ред.: 23.05.08
Число обращений: 319

  • Романихин Александр Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``