В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как сделать труд безопасным. Назад
Как сделать труд безопасным.
Эта проблема постоянно находится в поле зрения профсоюзов.

На фоне позитивных перемен в экономике республики предприятия имеют возможность направлять больше средств на охрану труда: если в 1999 году на одного работающего затрачивалось 626 рублей, то на начало 2007 года эта сумма выросла до 3596 рублей. Это, естественно, положительно сказывается на решении проблем в этой важной области.

Предприятия - победители проводимого Федерацией профсоюзов РБ совместно с Министерством труда и социальной защиты населения РБ республиканского конкурса (номинация "Лучшая организация условий и охраны труда") осваивают средств значительно больше, чем в среднем по республике. Так, по итогам 2007 года на одного работающего в ОАО "Башнефтегеофизика" затрачено 28 тысяч рублей, на Салаватской ТЭЦ - 34,1, Уфимском нефтеперерабатывающем заводе - 26,2, в Уфимской стоматологической поликлинике No 2 - 19,7 тысячи рублей.

Совершенствование системы профсоюзного контроля также положительно сказывается на условиях и охране труда, снижении производственного травматизма и профзаболеваний. Так, например, в республиканской организации "Нефтегазстройпрофсоюза" общественный контроль за состоянием условий и охраной труда осуществляют 1923 уполномоченных. Активная работа профсоюзного контроля во взаимодействии с ведомственным положительно сказалась на состоянии травматизма в отрасли: если в 2006 году зафиксировано 54 случая, то в 2007 году - 38, в том числе со смертельным исходом - 8 и 4 соответственно.

Большая работа уполномоченных профсоюза по охране труда проводится в республиканской организации "Электропрофсоюза". В 2007 году благодаря им выявлено и устранено 1718 нарушений. Положительный опыт накоплен и республиканской организацией "Росхимпрофсоюза", где за последние пять лет численность уполномоченных по охране труда увеличилась почти вдвое. Организовано их обучение, отлажена система отчетности перед профкомами организаций, активно проводится работа по включению в коллективные договора обязательств по обеспечению гарантий их деятельности, поощрению за положительные результаты работы в области улучшения условий труда и его охраны.

В целом более 14 тысяч профсоюзных уполномоченных по охране труда совместно с техническими инспекторами труда провели в 2007 году 3083 проверки. Выявлено более 10 тысяч нарушений, выдано 2877 представлений об их устранении, 69 требований о приостановке работ в связи с угрозой жизни и здоровью работников. Проверено 290 организаций на предмет выполнения работодателями обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями. К дисциплинарной и административной ответственности привлечено 96 человек. Рассмотрено 967 личных обращений, заявлений и жалоб членов профсоюза, связанных с нарушением их прав в области охраны труда, из них 826 разрешено в пользу работников.

Вместе с тем, как показывают проверки, многие работодатели не придают должного значения институту общественного контроля. В республике в 2007 году от несчастных случаев на производстве погибли 113 человек, 215 получили тяжелые травмы. Удельный вес работающих в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, в процентах к общей численности работников увеличился с 17,1 в 2002 году до 21 в 2007 году, количество занятых тяжелым физическим трудом выросло соответственно с 3,9 до 6,7 процента.

Не способствует улучшению условий труда износ основных производственных фондов, который перешел критическую отметку: в отдельных видах экономической деятельности он составляет 50 - 70 и более процентов. Только их обновление, создание производств на основе новой техники и технологий могут существенно улучшить условия труда работающих.

Надо отметить, что в настоящее время в России нет реальной государственной политики по обеспечению экономической заинтересованности работодателей в улучшении условий и охраны труда. Один из механизмов, который мог бы содействовать решению данной задачи, заключен в Федеральном законе "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Им предусмотрено использование скидок и надбавок к страховому тарифу. К сожалению, уровень их ограничен 40 процентами страхового тарифа и не оказывает значительного влияния на деятельность страховщиков.

На сегодняшний день из трех задач, поставленных законом, реализуется лишь одна: по материальному возмещению причиненного вреда. Не реализуется должным образом задача по предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, не доведено до требуемого уровня выполнение задачи медицинской, социальной и профессиональной реабилитации пострадавших с восстановлением их трудоспособности. Очевидно, что государство, возложив бремя возмещения вреда здоровью работника при наступлении страхового случая на себя, тем самым поощряет экономическую безответственность работодателя, а это, в свою очередь, тормозит создание безопасных условий труда.

Одним из элементов экономической мотивации работодателя является аттестация рабочих мест, основная цель которой - оценка условий труда в целях предоставления работникам компенсаций за работу во вредных и опасных условиях, планирования мер по охране труда. Всего по республике за 2003 - 2007 годы провели такую аттестацию 2899 организаций с числом работающих 633,8 тысячи человек. Удельный вес работников, занятых на аттестованных рабочих местах, составляет на сегодня 45 процентов. Только 62 организации завершили сертификацию организации работ по охране труда.

Несмотря на то, что по результатам аттестации принимаются меры по улучшению условий труда, коренного изменения в этом плане не происходит. Более того, качество проведения аттестации порой вызывает большие сомнения: рабочие места с вредными условиями труда, зачастую аттестуются как рабочие места с условиями труда оптимальными и допустимыми. Вследствие чего работники лишаются права на льготы и компенсации.

Наиболее сложное положение в этом плане сложилось на предприятиях малого бизнеса. Они не охвачены коллективно-договорным регулированием социально-трудовых отношений в наибольшей степени. Медленными темпами проводится аттестация рабочих мест в организациях бюджетной сферы и сельском хозяйстве. Одна из причин - неэффективность системы привлечения к ответственности работодателей за нарушение требований по охране труда.

Считаю, главными задачами органов власти, государственного надзора и контроля, профсоюзного контроля, работодателей в плане улучшения условий и охраны труда должны стать следующие: реализация Республиканской целевой программы улучшения условий и охраны труда на 2006 - 2008 годы; переход от системы нормативного регулирования охраны труда к системам оценки и управления производственными рисками; внедрение на предприятиях современных систем и стандартов управления охраной труда; внедрение современных средств индивидуальной и коллективной защиты; совершенствование системы обучения в сфере охраны труда и повышение ее качества и эффективности.

13.03.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/116/publications/1044

Док. 447027
Перв. публик.: 13.03.08
Последн. ред.: 23.05.08
Число обращений: 264

  • Самирханов Амирхан Миркадамович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``