В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Юрий СОЛОНИН: `Убежден, что лучшее уже случилось...` Назад
Юрий СОЛОНИН: `Убежден, что лучшее уже случилось...`
Юрий Никифорович Солонин нечаянно встретился мне на улице. Я шел на интервью с ним. Он - в ближайший универмаг. Нужно было что-то срочно купить. Член Совета Федерации от правительства Хабаровского края пригласил меня зайти в магазин с ним вместе. И хотя рубрика - вне политики - предусматривала любопытство к бытовым заботам, я счел его неуместным в первую же минуту уличного знакомства. И решил дождаться возвращения сенатора в офисе. Минут через десять появился хозяин кабинета.

- Не выношу ограничивать свой мир искусственными барьерами: чинами, классификациями, VIP-ми, лимузинами.

- Может быть, в публичной деятельности это и оправдано. Однако сегодня давайте поговорим не о политике. Юрий Никифорович, у вас есть увлечение? Что делаете в свободное время?

- Свободное время провожу в библиотеке за книгой или в архиве. Меня ничто так сильно не увлекает, как работа со старой книгой. Впрочем, недавно начал собирать одну коллекцию.

- И что коллекционируете?

- Кирпичи...

- ?!

- Не любые кирпичи, а такие, на которых есть штемпель - выдавлен фирменный знак производителя. Экземпляров сто уже собрал. Вот недавно нашел кирпич с клеймением "КБ", что значит "Князь Барятинский". К сожалению, у нас маловато литературы о кирпичах, истории кирпичного дела на Руси и в России еще нет.

А еще люблю русский фарфор XIX века. Для меня немалое удовольствие держать в руках фарфоровые чашки, особенно кофейные, сервизные. Помнится, когда я был в Кремле, ждал встречи с Президентом, то увидел в интерьере фарфоровые вазы. Интересно, думаю, чьего производства. Перевернул одну - "З-д Корнилова". Стало приятно от сознания, что у меня дома уже есть чашечка этого завода.

Но меня интересуют не только прикладные виды искусства, но и живопись. Особенно люблю русский портрет, его стиль и особый колорит. Каждая эпоха отражается в типе портрета и в изображенной на холсте личности. Вот взять полотна XVIII века. Внушительные лица, щеки с мелкими прожилками, и носы такие... выразительные. Лица людей, которые и кушают хорошо, и крепко выпивают, и нюхают табак. Эти люди способны к сильным движениям, к волевым решениям. Люди с крутым характером. Ну буквально просятся в бронзу!

XIX век уже дает мелкий люд. Тут пошли разночинцы. Вот настороженный человек стоит, напряженно смотрящий и постоянно ожидающий бед, несчастий, - портрет А. Суворина работы Крамского. Порода сохраняется у крестьян, купцов.

- Вы и в других видах искусств также хорошо разбираетесь? Кого из современных литераторов вы любите?

- Я воспитан на классике XIX века. Из века XX принимаю Шолохова, Леонова, Паустовского, Алексея Толстого. Но современную прозу не приемлю! Все эти ерофеевские "петушки"... я это не считаю литературой. Полагаю, что за этим словесным неряшеством и хулиганством появится что-то новое, существенное, чего мы сейчас лишены. А нынешнее исчезнет, как мусор, как в лучшем случае бессмысленный эксперимент.

- Литературного классика XIX века Льва Толстого порой называют нашим главным российским философом...

- Нет, ни Толстой, ни Достоевский философами не были! Просто их произведения насыщены философским смыслом. Но у них же литературные произведения, повествовательные. Философский труд - трактат. Философия - это особенный жанр, особенный язык, особенная логика рассмотрения предмета. Ницше писал великолепным образным языком, но его невозможно отнести к литераторам. В квазипоэтической форме он рассматривает глубинные этические проблемы.

- Ницше провозгласил, что Бог умер. А вы верующий?

- То, что сказал Ницше, не имеет прямого конфессионального смысла и не является формулировкой атеистического принципа. Что касается меня, я человек арелигиозный.

- Это как?

- Да так: отношусь с уважением к вере других людей, но сам слишком рационален для веры. Уважаю логичность мышления, ценность разума. Уверен, что разум достаточно мощен, чтобы объяснить все происходящее с человеком, не прибегая к религии. В каком-то смысле я вольтерьянец. Иронично отношусь к человеческим заблуждениям. Убежден, что лучшее с человечеством уже случилось... Впереди скорее всего нас ждут тревоги и нечто худшее, чем бывшее прежде. Мне импонирует жизненная позиция, которую я назову героический пессимизм.

- А это как понимать?

- Героический пессимизм зовет к мобилизации сил на дело, вопреки жестокости, коварству, человеческой глупости и трагизму жизни, неблагоприятным прогнозам и тяжкому положению реальных дел. А оптимизм, зовущий идти вперед от свершения к свершению, мне чужд абсолютно. В этическом пессимизме есть ответственность, в оптимизме - благодушие и оправдание.

Все самые важные истины человечества уже были сказаны. Уже в те времена, когда человек осознал себя. Мы сегодняшние - лишь неудачливые наследники того, что уже было выражено гораздо более основательно. Я имею в виду сферу внутренней жизни человека, а не науку. Наше время гробит мысль. Оно наложило губительный отпечаток на все проявления человеческого творчества.

- Так уж на все? А театр, например?..

- Театра нет! Остался лишь развлекательный балаган. В стране есть пара сцен, живущих старым артистическим принципом. Но уже нет актеров и актерской школы. Я не говорю о сценическом мастерстве. А язык? Со сцены актер говорит так же, как он разговаривает на улице. Все режиссеры делают ставку на эпатаж, а получается какая-то политизированная пошлость...

- Театр умер, литературы нет... Почему?

- Это формы старой культуры. Она рухнула, следовательно, ушли и эти ее составные части. Произошел духовный крах нашей интеллигенции. Великое несчастье русской духовной истории состоит именно в том, что возникла интеллигенция, заявившая о своей исключительной духовной миссии. Народ в нее поверил. Сама она возомнила себя выразителем народного духа. Но она давно уже живет своей жизнью и сделала из воздыханий о судьбах народа и порицаний в его нерадивости способ заработка. Возьмешь "толстый" журнал - сплошная лагерная тема. Или тема "судеб интеллигенции", воспоминания из "тяжелого сталинского прошлого". Нет позыва к энергии нормальной человеческой жизни. Тяжесть вины и ответственности становится непосильной.

- Юрий Никифорович, вы философ. Что вам удалось открыть? Какой темой занимаетесь сейчас?

- В философии открытий не бывает. Мне интересна тема... близости России германского духа. Нас многое сближает. И также многое рознит. Самая трагическая битва в европейской истории - борьба между русским и германцем. Но глубина проникновения немецкой культуры в русскую не поддается описанию...

- Об этом, кажется, Хаустон Чемберлен писал?

- Да, я как раз сейчас им и занимаюсь. У меня есть курс лекций под названием "Маргиналы в философии культуры". Это о мыслителях, которые не попали в канонический перечень значительных философов, но оказали подспудное влияние на мысль и культуру XX века. В их число входит и Хаустон Стюарт Чемберлен, который считается самым крупным представителем так называемой арийской теории. Пишу статью.

- Хочу пожелать вам удачи и на этом поприще, вне политики. С интересом буду ждать выхода вашей статьи про Чемберлена.
    

Политика расспрашивал Вячеслав РУМЯНЦЕВ,
"РФ сегодня"

http://www.russia-today.ru/2005/no_24/24_end.htm

Док. 446931
Перв. публик.: 22.05.05
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 344

  • Солонин Юрий Никифорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``