В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Интервью первого заместителя Министра внутренних дел России генерал-полковника милиции Александра Чекалина газете `Щит и меч` Назад
Интервью первого заместителя Министра внутренних дел России генерал-полковника милиции Александра Чекалина газете `Щит и меч`
- Александр Алексеевич, 1 сентября 2005 года министром внутренних дел был подписан приказ No 700 "О неотложных мерах по повышению эффективности деятельности горрайлинорганов внутренних дел". В документе говорится, что он появился благодаря непосредственному ознакомлению в июле-августе 2005 года министра внутренних дел с работой органов внутренних дел МВД, ГУВД, УВД ряда субъектов федерации, а также выездам на места инспекторских комиссий и ревизионных групп МВД России. По какому принципу организовывалась работа инспекторских комиссий и ревизионных групп? На основании чего выбирались регионы для осуществления в них проверок?



- Основной формой ведомственного контроля за деятельностью органов внутренних дел субъектов Российской Федерации и определения качества выполнения поставленных задач является инспектирование их оперативно-служебной деятельности по всем направлениям работы с последующей выработкой мер по повышению ее эффективности. Инспектирование проводится на плановой основе, как правило, один раз в пять лет. Затем дается время органу внутренних дел поправить положение, устранить выявленные недостатки, за исправлением которых МВД России осуществляет контроль. По истечении года в органе внутренних дел проводится контрольная проверка, определяется уровень повышения эффективности его деятельности. Если органу по результатам инспектирования выставляется неудовлетворительная оценка или отмечается осложнение оперативной обстановки, то его деятельность берется на особый контроль, а это значит, что ему оказывается постоянная практическая помощь. В этом году на особый контроль поставлено 8 органов внутренних дел субъектов Российской Федерации.



В последнее время МВД России все заметнее смещает акцент своей управленческой и организаторской деятельности в сторону основного звена системы - горрайорганов внутренних дел.



Несмотря на многообразие задач, которые необходимо решать в центре, руководство министерства поставило перед собой цель - как можно чаще бывать именно в этих подразделениях, чтобы посмотреть на многие проблемы, так сказать, с "земли". Эти посещения горрайорганов внутренних дел самых разных регионов страны дают немало пищи для выводов и принятия значимых решений. В этих целях министр посетил ряд территориальных подразделений, встретился с личным составом, непосредственно познакомился с организацией их работы. Такие выезды в территориальные органы руководство МВД России планирует сделать более частыми. Выбор, как правило, будет падать на регионы, где осложнилась оперативная обстановка либо ее стабилизация требует вмешательства руководства МВД России.



- Перечень недостатков в работе отделов внутренних дел "на земле", выявленных в ходе министерских проверок, занимает полторы печатные страницы и касается практически всех аспектов деятельности органов внутренних дел на местах, прежде всего милиции общественной безопасности. Судя по этому неутешительному перечню, организация работы горрайлинорганов нуждается не в улучшении, а в кардинальном пересмотре. Какие звенья в работе подразделений на местах оказались самыми слабыми? Прослеживаются ли схожие тенденции по всей стране?



- Закономерно, что больше всего недостатков выявляется в деятельности милиции общественной безопасности, так как работа сотрудников данной службы осуществляется при непосредственном контакте с населением. Полностью с вами согласен, что ее работа нуждается не просто в улучшении, а в кардинальном пересмотре.



Наши соотечественники оценивают степень своей безопасности по самым простым и понятным им критериям: состоянию правопорядка на улицах, во дворах, на транспорте, в местах массового пребывания. Присутствие там милиции - лучший превентивный фактор. А в качестве основного аргумента к сказанному мы рассматриваем укрепление службы милиции общественной безопасности.



В данном направлении министерством реализован комплекс соответствующих мер. За последние годы заметно увеличена численность патрульно-постовой службы. Оптимизируются схемы патрулирования и его тактические приемы, в практику внедряются средства видеонаблюдения, оборудовано более 33 тысяч каналов прямой связи "гражданин - милиция". Сегодня эти системы проходят эксплуатационные испытания в Перми, Тюмени, Омске, Санкт-Петербурге, Королеве Московской области. Мы планируем и далее расширять географию внедрения таких средств.



На новой организационной основе возрождается практика использования передвижных пунктов милиции. На наш взгляд, это очень перспективное дело.



Серьезные изменения внесены в программы обучения милиционеров ППСМ.



В рамках реализации задачи по воссозданию системы общей и индивидуальной профилактики правонарушений начинает оживляться работа по формированию актива общественности, способной оказывать реальное содействие в поддержании правопорядка. Численность общественных объединений достигла 300 тысяч человек. Только за прошлый год с помощью представителей общественности раскрыто более четырех тысяч преступлений, пресечено полмиллиона административных правонарушений. Эти темпы мы намерены наращивать, продолжать процесс сближения милиции с населением.



Цели возрождения профилактики детской преступности подчинено решение о введении в ее систему принципиально нового института - "школьный инспектор милиции", который насчитывает почти полторы тысячи сотрудников. Сегодня они обеспечивают правопорядок и безопасность учащихся, ведут профилактическую работу в школах, участвуют в учебном процессе, активно взаимодействуют со школьными педагогическими советами и родителями. С развитием этого института мы связываем надежды по оздоровлению обстановки среди школьников, традиционно составляющих основную часть несовершеннолетних правонарушителей.



Поиск новых, нетрадиционных путей воссоздания эффективной профилактики правонарушений продолжается. В рамках реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации в послании Федеральному Собранию Российской Федерации, МВД России разработана базовая модель четырехуровневой системы профилактики правонарушений в муниципальных поселениях, городских и сельских районах, городах с районным делением, а также в целом на территории отдельно взятого субъекта Российской Федерации.



В то же время проблем на этом важнейшем направлении служебной деятельности еще достаточно.



Сегодня примерно каждое второе убийство совершается на бытовой почве в состоянии алкогольного опьянения. Растет преступность в подростковой среде, не решаются вопросы социальной адаптации лиц, ранее привлекавшихся к уголовной ответственности. Значительное их число повторно совершают преступления. На улицах и общественных местах городов и населенных пунктов низкой остается плотность патрульно-постовых нарядов, в то же время здесь совершается большая часть преступлений.



Все еще на недостаточном уровне осуществляется взаимодействие органов внутренних дел с администрациями регионов и муниципальных образований по вопросам правоохранительной деятельности. По инициативе органов внутренних дел принимается значительное число разноуровневых программ по борьбе с преступностью, которые в свою очередь в большинстве субъектов финансируются недостаточно либо не финансируются вообще.



Определив защиту жизни, здоровья, соблюдение прав и свобод граждан в качестве основных доминирующих задач, в 2005 году МВД России взяло твердый курс на беспощадное искоренение фактов нарушения законности и учетно-регистрационной дисциплины.



В этом направлении принят ряд нормативных документов, в том числе совместно с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, ужесточающих ведомственный контроль, порядок регистрации заявлений, а также меры ответственности за укрывательство преступлений от учета и фальсификацию государственной статистики.



В этом году осуществлено около 100 целевых выездов комиссий МВД России для проверки состояния законности и учетно-регистрационной дисциплины во все федеральные округа. Все выявленные нарушения, а их, поверьте, было немало, получили самую строгую оценку и адекватную реакцию.



В общей сложности к различным видам ответственности вплоть до увольнения из органов внутренних дел привлечены 26,3 тысячи сотрудников, в том числе 4 тысячи руководителей.



В результате принятых мер нам удалось вдвое уменьшить число обращений граждан на незаконные методы работы милиции, с которыми мы и впредь намерены столь же бескомпромиссно бороться в тесном сотрудничестве с правозащитными и общественными организациями.



В значительной степени усилия министерства сказались и на росте числа зарегистрированных преступлений, которые зафиксированы в 85 регионах. Это вполне прогнозируемое развитие ситуации.



Однако задача объективного и полного учета преступлений, как вы понимаете, не является для министерства самоцелью. Без соблюдения важнейшего из принципов правосудия - неотвратимости наказания - она превращается в фарс, теряет свою привлекательность и общечеловеческое значение.



К сожалению, решать эту двуединую задачу весьма непросто. Это призывает нас предпринимать дополнительные усилия, искать новые пути в соответствии с функциями, возложенными на постреформенное министерство.



Одной из новых форм взаимодействия с правозащитными и общественными организациями является создание в ряде субъектов Российской Федерации общественных советов по контролю за соблюдением прав человека в деятельности органов внутренних дел, практику работы которых планируется распространить и на другие регионы России.



Только в аппарате министерства проведено 57 рабочих встреч с представителями общественных организаций, ассоциаций, общин, диаспор, в том числе открытое заседание национального комитета по взаимодействию с правоохранительными, законодательными и судебными органами, независимой организацией "Гражданское общество" и национальным фондом "Общественное признание".



Между министерством и Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации подписано соответствующее соглашение, целью которого является реализация в 2005 году политики сотрудничества с общественностью по вопросам предупреждения нарушения законности и конституционных прав граждан. Мы готовы также к открытому конструктивному диалогу со всеми институтами гражданского общества.



Аналогичного подхода к взаимодействию мы требуем и от руководителей подчиненных подразделений на местах.



В свою очередь с целью усиления контроля за соблюдением прав и свобод граждан в министерстве на постоянной основе осуществляется мониторинг сообщений средств массовой информации, касающихся вопросов деятельности милиции. Строго регламентированы действия сотрудников ОМОНа, исключающие нарушение конституционных прав и свобод граждан при проведении профилактических и иных специальных мероприятий.



- Когда читаешь в приказе о состоянии дел в низовых подразделениях органов внутренних дел, возникает недоумение, как при таких условиях (при отсутствии самых необходимых сил и средств) эти подразделения все-таки осуществляют свои функции? Как удается добиваться каких-то результатов в борьбе с преступностью и поддержании общественного порядка?



- Правоохранительная система России богата традициями, складывающимися на протяжении длительного времени ее существования, в том числе в воспитании, обучении и становлении личности сотрудника органа внутренних дел. Работает институт наставничества, к этой работе привлекаются высокопрофессиональные специалисты-практики, значителен научный потенциал нашей системы. Имеются факты проявления патриотизма и мужества как во время проведения контртеррористической операции, так и в повседневной практической деятельности.



Вместе с тем даже несмотря на недостаточный уровень материально-технического обеспечения органов внутренних дел и социальной защищенности сотрудников милиции по сравнению со странами с высокоразвитой экономикой, результаты деятельности нашей милиции, как показывает статистика, на порядок выше.



Министерством принимаются определенные меры по улучшению условий их деятельности. Только в 2005 году по федеральному бюджету ассигнования выросли на 17 процентов, или на 30 миллиардов рублей. Эти дополнительные средства в основном направлены на оперативно-розыскную деятельность, увеличение закупок вооружения и техники. На техническое перевооружение подразделений планируется направить средств в два раза больше - около 8 миллиардов рублей.



В рамках гособоронзаказа до конца текущего года предполагается закупить в 2,5 раза больше единиц автотранспорта, в 4,5 раза - радиостанций, в 3,3 раза - компьютерных систем. Значительно увеличены закупки криминалистической, специальной и другой техники. В самое ближайшее время они поступят в органы внутренних дел. Увеличение расходов на эти цели планируется и в 2006 году.



Понимая, как важно рационально использовать потенциал 50-тысячного отряда участковых уполномоченных милиции, которыми раскрывается каждое второе преступление и контролируется около четырех миллионов лиц, состоящих на профилактических учетах, министерством принимаются меры по улучшению их социально-бытовых условий, обеспечению техническими средствами, транспортом. Сельским участковым уполномоченным до конца года будет выделено пять тысяч автомобилей.



Учитывая низкий уровень оплаты труда сотрудников территориальных органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск, приняты решения о введении с 1 марта 2005 года ежемесячных поощрительных выплат в размере одного должностного оклада, повышении с 1 сентября 2005 года тарифных ставок работников силовых ведомств на 11 процентов.



- В приказе нашли отражение лишь негативные моменты, а были ли во время министерских проверок отмечены положительные аспекты?



- Несмотря на выявленные недостатки в работе органов внутренних дел, отмечу, что большая часть сотрудников милиции свои обязанности исполняет добросовестно. Из числа проверенных в этом году органов внутренних дел 80 процентов из них получили оценку удовлетворительно, а это значит, что их работа в основном соответствует предъявляемым к ним требованиям. Также в текущем году государственными и ведомственными наградами за достигнутые успехи в оперативно-служебной деятельности, проявленное мужество и героизм при задержании особо опасных преступников, участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе награждены 3128 сотрудников милиции. Из них 4 - удостоены звания Героя Российской Федерации, 229 - награждены орденом Мужества, а 1413 - медалями "За отличие в охране общественного порядка". В этом году при исполнении служебного долга погибло 322 и получили ранения 4228 сотрудников милиции. Эти цифры говорят сами за себя.



В то же время среди сотрудников органов внутренних дел немало случайных людей, для которых личные, корыстные интересы превыше служебных. Мы от них избавляемся. Только в этом году по отрицательным мотивам из органов внутренних дел уволены около 2 тысяч человек.



- Главной причиной всех бед горрайлинорганов назван "кабинетный стиль руководства" МВД, ГУВД, УВД субъектов федерации, УВДТ ОВДРО. И, по-видимому, это не единичный случай, а система. А каким образом можно переломить ситуацию, как заставить руководителей кардинально перестроить свою деятельность?



- Прежде всего для изменения ситуации планируется преобразовать МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации из органов управления, дублирующих на региональном уровне функции центрального аппарата МВД России, в территориальные подразделения министерства, непосредственно осуществляющие выявление, пресечение, раскрытие, расследование тяжких и особо тяжких преступлений, а также реализующие другие полномочия органов внутренних дел. При разграничении сфер ответственности МВД, ГУВД, УВД и горрайорганов, сокращении дублирующих звеньев и численности аппарата, а также принципиально новом подходе к оценке их деятельности в конечном итоге в системе управления не останется места для руководителей с кабинетным стилем работы.



- Приказ No 700 предполагает пересмотр моделей организационного построения руководящих аппаратов органов внутренних дел, сокращение их штатной численности в пользу горрайлинорганов. Также в документе идет речь о наделении руководителей низовых подразделений ОВД существенно большими полномочиями, в том числе финансовой самостоятельностью. Фактически данный приказ является программой дальнейшего реформирования органов внутренних дел. Когда, на ваш взгляд, эта программа будет реализована и когда можно ожидать первых результатов ее действия?



- Не секрет, что сложившаяся система управления и организационного построения органов внутренних дел не отвечает современным моделям построения органов исполнительной власти и нормам бюджетного законодательства. Сформированные в аппаратах МВД России, МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации органы управления линейно разобщены. Значительная часть управленческих функций реализуется оперативно-розыскными бюро (частями).



Криминальная милиция в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации представлена двумя организационными блоками. При этом блок экономической безопасности разделен на две составляющие: по борьбе с экономическими и налоговыми преступлениями.



Количество заместителей министров, начальников ГУВД, УВД в ряде регионов достигло 10 - 11, что, естественно, ослабило роль руководителя, снизило его персональную ответственность, нарушило принцип единоначалия и внесло неразбериху в систему управления.



Увеличение численности аппаратов и подразделений, непосредственно подчиненных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, сопровождается сокращением штатной численности и ресурсного обеспечения горрайорганов.



В рамках реализации вышеупомянутого приказа до конца года планируется привести штатную численность и организационную структуру аппаратов и непосредственно подчиненных подразделений в соответствие с реальной нагрузкой на каждого сотрудника по выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию преступлений, реализации дел оперативного учета.



Подобным образом будут переработаны примерные модели организационного построения аппаратов управления органов внутренних дел и непосредственно подчиненных подразделений. При этом предусматривается:



- сокращение числа заместителей руководителей до трех - в МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и в звене горрайорганов, и до двух - в непосредственно подчиненных подразделениях;



- формирование объединенных органов управления по направлениям деятельности (криминальная милиция, милиция общественной безопасности, кадры, тыл);



- установление новых нормативов штатной численности подразделений, непосредственно подчиненных МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.



Таким образом, высвободившиеся ресурсы направятся на укрепление горрайорганов внутренних дел, руководители которых наделяются полномочиями в определении, на основе типовых моделей, организационного построения вверенных органов, штатных расписаний, перераспределения выделенных ресурсов, а также в разработке и защите бюджетных показателей в соответствующих органах государственной власти и местного самоуправления.



В этих целях 24 октября 2005 года министерством принята директива No 7 "О приоритетных направлениях органов внутренних дел и внутренних войск МВД России", которая предусматривает разработку Концепции развития территориальных органов внутренних дел, Программы обучения и повышения квалификации руководителей горрайорганов, реализация которых позволит нам поднять их деятельность на соответствующий уровень.



Принятые меры являются первым шагом в реализации Концепции развития органов внутренних дел на период до 2016 года.



Реализация намеченного, наряду с повышением ответственности руководителей всех уровней, позволит в самое ближайшее время достичь определенных положительных результатов в правоохранительной деятельности.

http://www.mvd.ru/news/6738/

Док. 446917
Перв. публик.: 22.09.05
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 295

  • Чекалин Александр Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``