В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Яковлева: Решение стратегических задач невозможно без человеческого потенциала Назад
Татьяна Яковлева: Решение стратегических задач невозможно без человеческого потенциала
22 мая в Государственной Думе состоялся круглый стол на тему "Вложения в человеческий потенциал: партнерство государства и бизнеса. Законодательные аспекты".

В работе круглого стола приняла участие член Бюро Высшего совета Партии, заместитель руководителя фракции "Единая Россия" Татьяна Яковлева:

Актуальность темы сегодняшнего мероприятия безусловна. В разных международных рейтингах эксперты ставят Россию на предпоследнее место в мире по финансовой прозрачности бизнеса, а по социальной ответственности бизнеса - на последнее. Между тем, перед законодательной и исполнительной властью руководство страны ставит амбициозные задачи по повышению социальной ответственности бизнеса, по упрочнению взаимодействия государства и делового сообщества. Об этом ни раз в своих докладах и выступлениях отмечали Президент России Д.А.Медведев, Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин, Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов.

При этом приоритетными задачами являются:

* инвестиции в развитие человеческого капитала,

* обеспечение социального благополучия граждан.

Естественно, говоря об инвестициях в человека, о помощи бизнеса в обеспечении социальной стабильности общества, нельзя не отметить: государственно-частное партнёрство сегодня становится потенциально эффективным инструментом долгосрочного экономического и социального развития России.

Поэтому в рамках стратегического развития отраслей российской промышленности предполагается применить первые в России отраслевые контракты между государством и группами частных компаний. Такая "контрактная экономика" предусматривает двусторонние официальные обязательства. Государство берётся создавать для бизнеса благоприятные налоговый и таможенный режим, привлекать инвестиции под государственные гарантии, предоставлять госсзаказы.

Частные компании взамен обязуются достигнуть определенных объёмов производства в оговоренный срок, провести модернизацию производств, направить необходимую сумму инвестиций в научно-исследовательские разработки.

Одним из примеров такого взаимодействия является сотрудничество государства и бизнеса в фармакологической отрасли. Ведь на сегодняшний день отечественный рынок лекарств почти на 100% зависит от импортных субстанций для производства лекарств и на 80% - от зарубежных препаратов. Причем для всех очевидно: зависимость России от западных фармацевтических производителей - это не просто удар по экономике страны, а реальная опасность для жизни и здоровья всех россиян, угроза безопасности и независимости нашего государства. Чтобы не западные производители снимали сливки в виде прибылей с наших потребителей, необходимо реанимировать отечественные заводы по производству лекарственных препаратов и их составляющих. Аналогичная ситуация и в сфере производства медицинского высокотехнологического, диагностического оборудования. Избавить нас от западной зависимости поможет только схема государственно-частного партнёрства. И депутаты Государственной Думы намерены законодательно поддерживать инициативы по продвижению готовящихся отраслевых контрактов в области фармацевтической промышленности. Об этом говорил и Б.В. Грызлов.

Кроме того, решение стратегических задач невозможно без человеческого фактора, без человеческого потенциала. А это требует кардинального изменения социальных отношений, существенного возрастания роли социального партнёрства, вовлечения бизнеса в реализацию государственных (бюджетных) услуг.

В частности, такое взаимодействие было бы крайне желательно в сфере образования. Завтра мы в Государственной Думе на пленарном заседании будем рассматривать законопроект об очередном повышении стипендий. Но ведь повысить уровень благосостояния учащихся вузов можно и с помощью одной из заинтересованных в высоком качестве подготовки специалистов сторон - работодателя. Западная модель, при которой компании выплачивают стипендии своим будущим работникам или же полностью оплачивают их обучение, уже доказала свою эффективность. Внедрение такой системы в России выгодно, в первую очередь, самим работодателям, которые получат из вуза не "полуфабрикат", а полноценного специалиста, которого не надо будет переучивать, затрачивая на это время и деньги, человеческий ресурс. Все это тоже значимые элементы социальной ответственности делового сообщества.

Вынуждена заметить, что на сегодняшний день общепринятого определения социальной ответственности бизнеса в международной практике не существует. А значит, что каждый может понимать этот термин по-своему. Под социальной ответственностью бизнеса подчас подразумевается и благотворительность, и меценатство, и корпоративная социальная ответственность, и социально-маркетинговые программы, и спонсорство, и филантропия. Однако все это не слишком узкие рамки. На мой взгляд, социальная ответственность бизнеса носит многоуровневый характер. Социо-ответственный бизнес - это не только бизнес, своевременно уплачивающий налоги, заботящийся о материальном достатке и благополучии своих работников.

Это не только производство специализированных товаров и продукции для инвалидов. Это не только создание рабочих мест для отдельных категорий наших граждан.

Социально-ответственный бизнес - это бизнес, открытый к партнёрству с государством, бизнес, готовый взять определённую ответственность за решение масштабных задач, которые встают перед обществом.

В связи с вышесказанным появляются два полюса ответственности: представители бизнес-сообщества и государство.

Обязанности бизнеса (работодателя)

Для повышения благосостояния россиян, для улучшения социального климата в стране, и как следствие - для дальнейшего развития российской экономики, бизнес должен взять на себя ряд обязательств. В частности:

1. Должен участвовать в финансировании, создании и функционировании объектов социальной инфраструктуры (частные дошкольные и внешкольные учреждения, медицинские учреждения, реабилитационные учреждения и т.п.).

2. В совершенствовании механизмов софинансирования в пенсионном, медицинском и социальном страховании.

3. В решение вопросов организации корпоративного питания, которым в настоящее время уделяется мало внимания. Сегодня будет предложено выступление о программе корпоративного питания, основанной на зарубежном опыте. Уже доказано, что на предприятиях с хорошо организованным питанием производительность труда возрастает на 7-10 %.

4. Необходимо участие в ипотечных программах по предоставлению жилья для своих сотрудников или же в реализации программ по инвестированию средств в жилищное строительство.

5. Как я уже говорила выше, активное взаимодействие делового сообщества с высшими учебными заведениями как в части финансовой поддержки своих будущих сотрудников, так и в разделе обеспечения вузов новым современным оборудованием, на которых смогут обучаться студенты, - это тройная выгода как для государства, для бизнеса, так и для человеческого ресурса - во имя которого все и делается.

6. Реализация технологии т.н. "санаторного сертификата", которая может создать условия для удовлетворения такой важной социальной потребности как семейный отдых.

Безусловно, расширяя поле для бизнеса в сфере оказания социальных услуг, мы не должны допустить, чтобы пострадали группы населения, которые не могут сами в полной мере оплачивать эти социальные услуги.

Обязательства государства

В свою очередь, государство должно максимально оказывать поддержку бизнесу, в первую очередь, путем ослабления налогового бремени. В числе предлагаемых мер:

1. Неоднократно Председатель Государственной Думы Б.В. Грызлов говорил о необходимости понижения базовой ставки НДС до 10% (сейчас она составляет 18%).

2. Предоставление права учитывать при исчислении налога на прибыль организаций затраты на высшее и профессиональное образование сотрудников, включая затраты, связанные с оплатой договоров с высшими учебными заведениями по подготовке кадров, и освободить указанные затраты от ЕСН (единый социальный налог) и НДФЛ (налог на доходы физических лиц).

3. Увеличение размера затрат на добровольное медицинское обслуживание сотрудников, учитываемых при исчислении налога на прибыль с 3% до 10% от фонда оплаты труда.

4. Возможность применения социального вычета по лечению детей после достижения ими 18 лет, например до 24 лет, (сейчас до 18 лет), возможность применения вычета опекунами (сейчас только родителями).

5. Стимулирование системы образовательных кредитов, чтобы выпускники имели возможность взять у государства в долг сумму, необходимую для получения образования. А, уже устроившись на работу, вчерашние студенты смогут вернуть долг государству с зарплаты.

6. Создание льготных условий для компаний, реализующих корпоративные жилищные программы и инвестирующих средства в жилищное строительство для работников.

7. Обеспечение вопросов микрофинансирования для развития малого и среднего бизнеса. Это очень перспективное направление, поскольку представляет собой гибкую форму классического банковского кредита, позволяющего начать бизнес без наличия стартового капитала и кредитной истории. По мнению специалистов, сейчас значительные потребности микрофинансирования реализуются всего лишь на 15-20%.

8. Совершенствование механизмов оплаты родовых сертификатов. В настоящее время по причине более высокого качества оказания медицинских услуг многие женщины предпочитают рожать в частных медицинских учреждениях, и проблема, связанная с неоплатой медицинским учреждениям частной системы здравоохранения родовых сертификатов, требует своего законодательного разрешения.

Основную проблему мы сегодня видим в отсутствии рынка социальных, образовательных и медицинских услуг!

Выведение на новый качественный уровень процессов государственно-частного партнёрства позволит:

* не только ускорить развитие социально-ответственного бизнеса, но и в целом значительно расширить сферу услуг в негосударственном секторе;

* вовлечь уже существующий бизнес в реализацию государственных (бюджетных) услуг, повысить их качество,

* расширить перечень этих услуг, определить точки приложения для создания нового бизнеса, собственно - создать новые субъекты малого и среднего бизнеса.

Тем самым будет обеспечено изменение структуры экономики в России, а, следовательно, наше государство сможет занять одно из лидирующих мест в мире. К тому же, именно тесное взаимодействие государства и деловых кругов станет одним из важных условий повышения уровня численности среднего класса, высокая планка которого (60-70%) поставлена нашими лидерами.


http://www.edinros.ru/news.html?rid=41&id=131350

Док. 446890
Опублик.: 22.05.08
Число обращений: 174

  • Яковлева Татьяна Владимировна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``