В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Геннадий Кирюшин: Нам придется получать номерную емкость через суд Назад
Геннадий Кирюшин: Нам придется получать номерную емкость через суд
В 2004 г. "СМАРТС" завершит запуск сотовых сетей на всей своей лицензионной территории. Изменится ли его стратегия после этого? Собирается ли компания продолжить консолидацию своих активов? Зачем сотовый оператор решил заняться проводной телефонией? Есть ли у компании проблемы с нумерацией? На эти и другие вопросы "СО" ответил генеральный директор ЗАО "СМАРТС" Геннадий Кирюшин.

- В этом году ЗАО "СМАРТС" завершит покрытие своей лицензионной территории. Изменится ли после этого стратегия компании?

- К настоящему моменту во всех регионах Поволжья, на которые распространяется лицензионная зона "СМАРТСа", уже идет коммерческая эксплуатация сетей и подключение к ним абонентов. Осталось запустить только Краснодар. Там сейчас идет тестирование сети, но абонентов пока нет. Я не думаю, что после запуска в Краснодаре наша стратегия претерпит какие-то серьезные изменения. Процентов на девяносто она останется прежней. Наши стратегические цели уже обозначены - это консолидация активов, расширение сетей, приобретение новых предприятий, стационарная телефония для усиления своих позиций на телекоммуникационном рынке и предоставление новых услуг. Вот пять направлений, и все они сейчас уже в работе. В ближайшие два года предполагается все предприятия, входящие в группу компаний "СМАРТС", перевести на единую акцию. Для расширения своих активов мы приобрели в Татарстане оператора сети передачи данных и стационарной телефонии компанию "Комтат". Сейчас решается вопрос об активизации этого предприятия. Также был приобретен пакет акций компании "Астрахань-радио-связь", где нам теперь принадлежит 50% уставного капитала. Сейчас ведутся переговоры о приобретении еще ряда предприятий. Резервы для роста в течение года у нас есть. И за год, я думаю, мы сможем получить новые ресурсы, чтобы развивать компанию в дальнейшем. Либо купим какую-нибудь компанию с уже имеющимся ресурсом. Именно такая ситуация сложилась в Краснодаре. Мы купили "мертвую" компанию. Сейчас она еще остается убыточной, но к концу года, я думаю, мы сделаем ее безубыточной. Еще одно направление - интенсивное развитие существующих сетей. Прошлый год показал, что политика компании себя оправдывает. Сейчас у нас есть ресурсы, которые позволят увеличить число абонентов с миллиона до двух-двух с половиной миллионов. Для этого в 2004 г. планируются новые крупные вливания в строительство. Инвестиции группы на протяжении года составят около $100 млн. Из них до 30 млн. будут собственные средства предприятия, а остальное - кредиты поставщиков оборудования западных и российских банков. Кроме того, во второй половине года возможен выпуск очередного облигационного займа. Практически все деньги будут вложены в развитие. Это в первую очередь расширение зоны покрытия, увеличения количества каналов в уже существующих базовых станциях. Конечно, будут вводиться новые услуги. Сейчас завершается работа по тестированию и подготовке к запуску платформы "СМАРТ - траст". Кроме того, уже подписан договор с фирмой Siemens на поставку оборудования GPRS. Мы сможем предложить абонентам сервисы на этой базе в третьем квартале этого года. Параллельно ведется работа по подготовке к запуску USSD и еще более современной технологии EDGE. Она позволит 90% услуг, которые обеспечивает 3G, предложить уже сейчас.

- Как идет строительство сети "СМАРТС" в Ульяновской области, которое вы начали весной прошлого года?

- Там пока работает предприятие "Ульяновск-GSM", где наряду с нами совладельцами являются "ВолгаТелеком" с 51% акций и несколько физических лиц с миноритарными пакетами. В свое время нам не удалось договориться с ними о взаимодействии. Там была лицензия на работу в стандарте GSM-900. В Ульяновске получили лицензию на работу в стандарте GSM-1800, не ставя нас в известность. Это было неправомерно, но мы не стали спорить. "СМАРТС" предложил реализовывать лицензии вместе, но наши партнеры предпочли разделить бизнес и сказали, что не станут присоединять нашу сеть, предложив все строить самостоятельно. Мы предложили сначала сесть и посчитать. Что выгоднее для нашей общей сети - подключить, пропускать трафик и делить доход в определенной пропорции, которую можно просчитать. Тогда в любом случае выигрывает компания. Она могла получить дополнительный доход, аккумулировать ресурсы в одной сети и оторваться от конкурентов, заняв лидирующее положение. Но эти доводы не подействовали. В итоге мы разошлись, и "СМАРТС" построил в Ульяновске собственную сеть. В течение месяца мы ее запустим. На прошлой неделе нам удалось договориться с местным филиалом "ВолгаТелекома" о присоединении к сети общего пользования. Долгое время мы не могли этого сделать, и вопрос решался в течение последних двух-трех месяцев.

- Под каким брэндом она будет работать?

- Под названием "СМАРТС". "Ульяновск-GSM" уже провел ребрэндинг своей сети. Мы запретили ему пользоваться этим брэндом. Они пытались предъявить какие-то права, но юридически "СМАРТС" был абсолютно прав. Поэтому около полугода назад "Ульяновск-GSM" убрал отовсюду наш логотип.

- За прошлый год "СМАРТС" в нескольких компаниях довел свои пакеты акций до 100%. Какие компании намечены к покупке в 2004 году?

- "СМАРТС" не сообщает о своих планах по покупке каких-либо предприятий. В течение прошлого года мы получили стопроцентный контроль над тремя компаниями - "Ярославль-GSM", "Астрахань-GSM" и "Телеком - Евразия". Аналогичная процедура прошла в 2002 году в отношении "Шупашкар-GSM". Что касается планов "СМАРТСа" на 2004 год, могу сказать только, что мы хотим докупить акции трех операторов, и в одной компании готовы продать свой пакет.

- Вы говорили о намерении "СМАРТСа" развивать проводную телефонию. Какова цель этого направления?

- Это нужно. Чтобы иметь собственный выход на сеть общего пользования и не ходить к другому оператору просить чего-то, поскольку такие просьбы, как правило, результатов не дают. В итоге кроме финансовых мы несем очень большие потери, что иногда важнее денег. Из-за всевозможных проволочек порой теряется гораздо больше. Присоединяющие операторы это знают и этим пользуются: всячески тормозится присоединение к сети. Выдвигаются невыполнимые условия. И пока идут переговоры, миллионы долларов оказываются заторможенными. Мы пытаемся вести переговоры, но это дает мало результатов. Впервые мы опробовали схему получения собственного доступа к сети общего пользования на ЗАО "Самара Телеком". Опыт был очень удачным. Пока у этой компании оставался номерной ресурс, у "СМАРТСа" не было необходимости куда-то ходить и просить номера. Но как только нам вновь пришлось идти за номерами в "Волга Телеком", проблемы сразу возобновились.

- Сейчас руководство "Самара Телекома" занято поиском стратегического инвестора. Готов ли "СМАРТС" продать часть своих акций этой компании для привлечения в нее ресурсов со стороны?

- Да, готов. Поскольку это не наш основной бизнес, мы готовы в этом небольшом для "СМАРТСа" предприятии продать часть своего пакета, чтобы привлечь инвестора. Посмотрим, как у нас с будущим акционером "Самара Телекома" выстроится сотрудничество. Если оно будет успешным, этот опыт может быть распространен на другие предприятия "СМАРТСа".

- Сколько акций "Самара Телекома" вы готовы продать?

- Сейчас "СМАРТС" имеет в этой компании 51% акций. Мы сохраним за собой блокирующий пакет, то есть 25% плюс одна акция.

- В чем заключаются нынешние проблемы "СМАРТСа" с нумерацией?

- Сейчас нам не хватает как городской, так и федеральной номерной емкости. Это удивительно, поскольку в России нет вообще никакого номерного дефицита, во всяком случае, с федеральной нумерацией. Нам ее просто не выделяют. Городские номера должен дать "ВолгаТелеком". Но указание сделать это поступает из Москвы. К федеральным номерам проводной оператор не имеет никакого отношения, этот вопрос целиком зависит от Москвы. "СМАРТСу" не выделяют номера уже полгода. Сейчас у нас во всех регионах в совокупности свободными остаются, может быть около ста тысяч номеров. И это уже с учетом регулярной "чистки" абонентской базы (когда клиент уходит из компании, его номер освобождается). Я вчера подписал очередное письмо с просьбой выделить нам нумерацию, но надежды, что оно сработает, минимальны. Видимо, все же придется решать этот вопрос в судебном порядке и обращаться в московский арбитраж. Хотя пока непонятно, к кому именно подавать эти иски. Это нужно делать на фамилию конкретного чиновника. Там хитрая система подотчетности, и непонятно, кто именно отвечает за это. В министерстве есть специальный департамент, который отвечает за выделение нумерации, и его возглавляет конкретный человек. Будем подавать на него в суд за неисполнение им своих обязанностей и нанесение ущерба компании. А уж суд решит, было ли это сделано преднамеренно или нет. Главное, чтобы в итоге мы получили номерную емкость.

- Раньше у "СМАРТСа" была еще одна проблема - невыделение ему потоков...

- Это было раньше, когда у "СМАРТСа" не было собственной транспортной сети. Мы приходили в "ВолгаТелеком" и просили потоки, а там либо под любым предлогом оттягивали решение вопроса, либо просто задирали цены. Но сейчас мы построили свою транспортную сеть, и у нас уже почти нет необходимости обращаться с такими просьбами в "Волга Телеком". Мы уже готовы сами сдавать в аренду свои потоки, причем по ценам гораздо ниже, чем у "ВолгаТелекома". В этом отношении "СМАРТС" гораздо лояльнее относится к другим операторам, даже конкурирующим. Мы не запрещаем пользоваться нашими ресурсами - это нерационально.

- Год назад много говорилось о создании нового поволжского сотового оператора "ВолгаМобайл" и о возможном участии "СМАРТСа" в этом проекте. В какой стадии находится решение этого вопроса сейчас?

Он пребывает в том же состоянии, что и год назад: поговорили и разошлись: "Связьинвест" сначала решил создавать "ВолгаМобайл", потом была дана команда подождать. За год эта идея дважды вновь поднималась, но все опять останавливалось. Это результат отсутствия эффективного собственника. Чтобы осуществить проект, даже не нужно больших денег. Нужно было лишь слить компании воедино, и капитализация "ВолгаТелекома" сразу же подскочила бы, поскольку в новой компании у него был бы большой пакет акций. Кому-то не нужно, чтобы это произошло. Кто-то заинтересован в том, чтобы компания стоила дешевле.



02.02.2004

"Самарское обозрение"
http://www.samara-gsm.ru/press_service/publications/2004/2/850/

Док. 446839
Перв. публик.: 22.02.04
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 306

  • Кирюшин Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``