В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Дмитрий Орлов: Правительство большинства Назад
Дмитрий Орлов: Правительство большинства
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций

"Кто чей?" - этот вопрос, традиционно весьма существенный при формировании любого правительства, часто звучал и в последние дни. Выяснилось очевидное: центр принятия кадровых решений - единый, хотя и состоящий из двух "тандемных" фигур. Однако правительство Владимира Путина - это еще и правительство, опирающееся на парламентское большинство. Большинство в широком смысле складывается из партий, сказавших "да" новому премьеру: "Единой России", "Справедливой России" и ЛДПР. Ну а собственно большинство - это правящая "Единая Россия", председателем которой избран недавно Владимир Путин.

Прежде всего "Единая Россия" непосредственно представлена в кабинете. Так, вице-премьер Александр Жуков - автор ее экономической программы. Сергей Иванов, Дмитрий Козак, Рашид Нургалиев, Виктор Христенко, Юрий Чайка - формализованные сторонники "Единой России". Неудивительно, что председатель Высшего совета правящей партии Борис Грызлов заявляет: "Мы уверены, что профессионалы, вошедшие в правительство, будут работать с Государственной думой в режиме конструктивного сотрудничества". Впрочем, непосредственной и жесткой кадровой "связки" между парламентским большинством и опирающимся на него правительством российская конституционная система не предусматривает - в отличие, например, от британской, в соответствии с которой министрами могут быть только члены палаты общин. Поэтому формальные подсчеты "партийных портфелей" попросту бессмысленны.

Владимир Путин создал в правительстве несколько зон системной ответственности - они сконцентрированы вокруг вице-премьеров, а роль министров возросла. Влияние "Единой России" именно на такую структуру правительства несомненно. Так, еще в марте Грызлов заявил о недостаточной эффективности созданной в 2004 году системы "министерство - агентство - служба" и предложил усилить полномочия министерств.

Но самое важное - достигнутая концентрация общественного доверия. Владимир Путин - председатель партии, которая обладает большинством в Госдуме и практически во всех региональных законодательных собраниях. У премьера лично - самый высокий рейтинг за всю российскую историю. Это взаимно усиливает премьера и "Единую Россию". Опираясь на партию, формирующую парламентское большинство, правительство Путина реально становится правительством большинства населения.

Сильными и эффективными были в российской истории именно те кабинеты (весьма, заметим, немногие), которые опирались на парламентское большинство. Кстати, именно опирались - правительства парламентского большинства, непосредственно формируемого Думой и ответственного перед ней (или, как говорили деятели либеральной оппозиции, "ответственного министерства"), в российской истории не было никогда. В I и II Думах (1906 - 1907 гг.) большинства у правительства не было, и это прямо (и негативно) повлияло не только на стабильность работы кабинета, но и на ситуацию в стране. Вспомним два знаменитых ленинских большинства III Думы: "черно - сотенско-октябристское" и "октябристско-кадетское". Петр Столыпин и Владимир Коковцов опирались именно на них. В IV Думе премьеры Иван Горемыкин и Борис Штюрмер потеряли поддержку большинства; напротив, сформировался оппозиционный "Прогрессивный блок", деятельность которого серьезно ускорила Февральскую революцию.

Советская система была весьма специфической, однако ни одно более или менее эффективное правительство той поры - Ленина, Рыкова, Сталина, Хрущева или Косыгина - не могло бы работать без опоры на ВЦИК и позднее Верховный Совет, игравшие главную роль в легитимации его деятельности. Абсолютное большинство в этих органах принадлежало РКП(б) - ВКП(б) - КПСС - разумеется, в нерушимом союзе с беспартийными.

Доминирование КПРФ в I и II Госдумах новой России не позволило правительству Черномырдина опереться на парламентское большинство. Итог - политика проводилась половинчатая и непоследовательная, заведомо кризисная (и к кризисам неоднократно приводившая), а президент Ельцин, балансируя на грани закона, был вынужден злоупотреблять созданием необходимых норм, издавая указы. И только кабинеты Примакова и Путина - действительно эффективные кабинеты конца 90-х - работали с опорой на большинство в парламенте, хотя внутренняя структура этого большинства была очень различной.

Нынешняя ситуация отчасти уникальна, отчасти наследует традиции. Но в любом случае доминирующее думское большинство, на которое может в любой момент опереться премьер - лидер правящей партии, - штука пока в нашей истории редкая и потому более чем ценная.

"Известия",
21.05.2008, No090

Док. 446826
Перв. публик.: 21.05.08
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 127

  • Орлов Дмитрий Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``