В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Павел Крашенинников: Новый жилищный кодекс и перспективы развития жилищного законодательства Назад
Павел Крашенинников: Новый жилищный кодекс и перспективы развития жилищного законодательства
На вопросы главного редактора журнала "ЗАКОН" Я.Б. ПИСКУНОВА отвечает депутат Государственной Думы РФ, Председатель Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству П.В. КРАШЕНИННИКОВ

- С момента принятия нового Жилищного кодекса прошло более двух лет. Оправдал ли он ожидания, которые связывались с его принятием?

- Как всегда, нужно рассматривать несколько аспектов: политический, социальный, экономический. Накануне выборов будет много спекуляций по поводу Жилищного кодекса, и в прессе это будет особенно очевидно. Рассматривая ЖК с правовой точки зрения, с социально-экономической необходимо вспомнить, что было до ЖК. До ЖК было несколько тысяч законов и подзаконных актов. Прежний ЖК провозглашал, что всем будет бесплатное жилье. Фактически можно было назвать старый Жилищный кодекс способствующим коррупционной деятельности, поскольку решение о предоставлении жилья принималось местной администрацией либо предприятием по согласованию с профкомом без судебной защиты. Существовало несколько очередей: простая очередь, первоочередная, внеочередная и т.д. Эта сфера не регулировалась законодательством, т. е., в сущности, кто был у "кормушки", тот и имел жилье. В этом плане Жилищный кодекс - более честный, он достаточно подробно, четко регулирует существующие отношения. Например, в старом Кодексе было написано, что всем жилье будет предоставлено бесплатно. Сейчас мы исходим исключительно из ст. 40 Конституции РФ, где закреплено, что бесплатное жилье предоставляется только малоимущим и иным указанным в законе гражданам. Соответственно мы не могли написать по-другому, иначе нарушили бы Конституцию.

Теперь нет таких категорий, как предоставление жилья по профессиональному признаку, существует исключительно социальный критерий. В Кодексе определяется, кто такой малоимущий, исходя из доходов, из наличия зарегистрированной собственности - это, как правило, транспортные средства или недвижимость.

- Каков социально-экономический эффект Жилищного кодекса, в каких сферах он наиболее ярко проявляется? Я имею в виду развитие ипотеки, договор найма, блок отношений, связанный с ТСЖ, и т.д.

- Обобщая, можно сказать, что главный эффект - это укрепление существующих прав на жилье. В Кодексе очень четко расписываются права и обязанности по договору социального найма.

Что же касается прав собственности, то появилось революционное нововведение, которое, может быть, осталось не всеми замеченным. Наряду с квартирой, с правом общей собственности на объекты общего пользования Жилищный кодекс предусмотрел право собственности на земельный участок, на котором стоит дом, включая придомовую территорию. Местные власти теперь не могут произвольно перераспределять границы земельных участков, и все вопросы, связанные с этим участком, нужно решать с собственниками. Мне кажется, что тут безусловное укрепление прав.

Нарушаются ли эти права? Конечно, нарушаются, но теперь есть основания защищать их в суде. Например, перераспределения, установление магазинов, особняков на детских площадках - абсолютно незаконны и в суде могут и должны быть обжалованы. И надо признать, что местные власти потихонечку к этому пониманию приходят.

Кроме того, общежития, которые были переданы в муниципалитеты в основном от приватизированных предприятий, мы признали социальным жильем со всеми вытекающими последствиями, в том числе и с бессрочным правом проживания, с правом на приватизацию и т.д. И это тоже укрепление прав граждан. Хочу подчеркнуть, что это касается только общежитий, которые переданы муниципалитетам от предприятий. Это не относится к студенческим общежитиям, общежитиям муниципальных предприятий.

- Какие положения Жилищного кодекса, на Ваш взгляд, оказались неэффективными либо пока не заработали в полной мере?

- В полной мере не заработали положения по поводу управляющих компаний, поэтому мы два раза переносили срок окончания их избрания. Мы продлили срок бесплатной приватизации жилья (это была моя инициатива) до 1 марта 2010 года. В данном случае не сработали местные власти, у нас на момент принятия этого Закона осталось процентов двадцать неприватизированного жилья из того, которое подлежит приватизации. Мы понимали, что такая ситуация во многом сложилась из-за действий властей: вследствие административной реформы регистрационная служба была практически парализована. Граждане были вынуждены занимать очереди в отделы приватизации с 5 часов утра, чтобы уложиться в установленные сроки.

На данный момент в судебной практике существуют нестыковки с пониманием, кто такие члены семьи собственника. Совершенно очевидно, что если квартира приобретена во время брака, то это общая собственность и права супругов равны. Больше сложностей возникает, когда квартира была приобретена до брака и члены семьи вселяются уже фактически к собственнику. Если гражданин вселился в квартиру, которая находится в собственности, то в случае прекращения брачных отношений он должен покинуть это жилое помещение. Есть исключения, если супруг нетрудоспособен или существуют какие-то положения, которые не позволяют ему приобрести или нанять жилое помещение. В этом случае Кодекс говорит о том, что суд может установить срок проживания в этой квартире. Такие проблемы есть, но их не очень много.

Ситуация, сложившаяся с несовершеннолетними детьми, на мой взгляд, говорит о том, что не все правоприменители читают законодательство. Кроме Жилищного существует Гражданский кодекс, где есть целый ряд положений, и Семейный кодекс, где прямо говорится о том, что обязанность родителей - содержать несовершеннолетних детей. В ряде случаев суды признавали бывшим членом семьи ребенка, что, как представляется, не вяжется с существующим законодательством. Но тем не менее такая практика есть, и мы сейчас необходимые поправки в Жилищный кодекс вносим.

- ТСЖ - очень важный блок вопросов. Как, с Вашей точки зрения, можно обеспечить баланс интересов участников ТСЖ и насколько необходимо дальнейшее законодательное регулирование этого вопроса? Известно, что постоянно возникают конфликтные ситуации, связанные с несением расходов, с тем, что большинством принимаются решения, не устраивающие меньшинство, и т.д.

- Мы видели свою задачу в установлении нормальных правил, с тем чтобы упорядочить такую организационно-правовую форму, как товарищество собственников жилья. Согласно решению Конституционного Суда нельзя было обязать гражданина вступать в ТСЖ, необходимо было урегулировать эти вопросы. Безусловно, проблема ТСЖ - это правовое регулирование. Однако и психологический фактор имеет немалое значение. На практике в новых домах, где люди за свои деньги покупают жилье, с ТСЖ проблем меньше.

Если же жилищный фонд был приватизирован, проблем возникает больше. На мой взгляд, должно быть стимулирование ТСЖ не только на федеральном уровне, но и на региональном и муниципальном.

Известно, что сейчас достаточно сложная процедура регистрации некоммерческой организации, поэтому мы внесли поправку с тем, чтобы ТСЖ регистрировались просто, без сложного процесса согласования, без хождений в Минюст и налоговую. Трудная государственная регистрация, трудное образование ТСЖ - не следует устанавливать какие-то дополнительные сложные процедуры... Я думаю, что до конца весенней сессии она будет принята.

- Как можно решить проблему незаконного использования муниципальными органами власти, органами власти субъектов либо какими-то коммерческими организациями тех объектов, которые по закону находятся в собственности жильцов, и при этом жильцы могли бы получать от этих объектов и территорий доход? Это касается и размещения наружной рекламы. Очевидно, что большинство граждан не знают, что это принадлежит им и они могут и должны использовать это. В этой связи возникают вопросы и к работе правоохранительных органов, но никакой реакции ни органов прокуратуры, ни органов исполнительной власти на эти случаи нет, и происходит это повсеместно.

- Собственно говоря, вопросы собственности и вопросы эксплуатации - они не всегда совпадают. Я знаю случай, когда огромная наружная реклама висела на торце московского дома, и жители, достаточно продвинутые в этой области, заставили учитывать их интересы. Чаще люди удивляются - неужели это наше? Да, это ваше! Это все равно, что прийти в квартиру и сказать: "Уберите этот ковер!" - и повесить чтото другое. Если это эффективно использовать, то можно издержки снизить. Не думаю, что прибыль какую-то можно получать, но издержки снизить реально. Поэтому здесь вопрос пропаганды, вопрос просвещения. Действительно, нас очень долго загоняли то в колхозы, то в какие-то профсоюзы, иные объединения, поэтому на генетическом уровне мы сопротивляемся при вхождении в какие-то организации. Думаю, что нашим читателям необходимость создания ТСЖ объяснять не надо, не тот уровень. В отношении же остальных мы используем средства массовой информации, газеты, радио, телевидение. Но какой-то период времени всетаки должен пройти, возможно не один год.

Законодательство новое, и сложности возникают. В связи с известным решением Конституционного Суда нам пришлось расписывать отдельно процедуру организации товарищества: как заверяются документы, какие органы участвуют и т.д. Отдельно пришлось в Жилищном кодексе расписывать процедуру проведения собрания собственников. Это, конечно, увеличило закон, но мы обязаны исполнять решения Конституционного Суда.

- Очень часто права собственников жилых помещений нарушаются при признании того или иного жилого дома аварийным. Выселяют собственников и нанимателей из таких помещений для последующей реализации инвестиционных проектов, застройки. Как можно решить проблему?

- Начнем с того, что наем - это один вопрос, собственность - другой. В связи с тем, что мы укрепили права, в том числе на земельный участок, возможностей у собственников стало гораздо больше. Потому сейчас власти предлагают приобрести земельный участок, просто так его отобрать они не могут. Дело ведь в том, что новые постройки - это не общественные нужды, это просто реализация, инвестиционные проекты. Общественные нужды - это, например, мост через реку, и еще нужно доказать, что в другом месте это невозможно сделать. Если мы это доказали, суд выносит соответствующее решение, если нет - то здесь священное право частной собственности.

- Каковы перспективы упорядочения отношений при признании того или иного дома аварийным? В какой форме и в какие сроки возможна такая работа?

- В ежегодном Послании Президент озвучил эту проблему, и конкретизировал ее Д.А. Медведев на недавнем совещании в Перми. Необходимо выбрать золотую середину, под реализацию программы реконструкции ветхого жилья будут выделяться деньги из федерального бюджета, и на региональном уровне возможны злоупотребления. Что в конечном итоге ведет к нарушению прав граждан. Сейчас в законе критериев ветхости жилья нет, есть критерии аварийности отдельно

по деревянным домам, кирпичным и т.д. Конечно, такие критерии должны быть в федеральном законе.

Вместе с тем даже если жилье признано аварийным или ветхим, оно находится в частной собственности. И если меняются границы населенных пунктов, например в Бутово, это не значит, что меняется право собственности. Если жилой дом находился в собственности, то, значит, он и остается в собственности гражданина.

- Помогают ли нормы нового Жилищного кодекса решать проблемы с неплательщиками коммунальных услуг?

- В ЖК есть норма, предусматривающая выселение за неуплату за жилые помещения и коммунальные услуги. Но эта норма появилась еще в Законе об основах федеральной жилищной политики. На данный момент уже сформировалась соответствующая судебная практика. Но она касается только договора социального найма и случаев, когда гражданин не оплатил коммунальные услуги. Если у гражданина существуют уважительные причины, то суд не должен выносить соответствующего решения. Но ведь и выселение происходит при предоставлении другого жилого помещения, из расчета по 6 метров на каждого члена семьи. Я рассматриваю это как ответственность за невыполнение договорных обязательств, как и почти все юристы, специализирующиеся на жилищном праве. Ответственность-то социально значимая и безусловно правильная. В итоге в случае неуплаты коммунальных услуг получается, что плата распределяется на всех жильцов дома, и во многих случаях инициаторами выселения выступают граждане, а не муниципалитеты, хотя собственниками являются муниципалитеты.

- Положение Гражданского кодекса, которое предусматривает возможность принудительной продажи жилого помещения по решению суда, принятого на основании иска муниципального органа, в случае если собственник осуществляет порчу жилого помещения. Эффективна ли эта норма? Насколько оправданно, что право на подачу таких исков предоставлено только органам муниципальной власти?

- Это норма скорее охранительная, но она работает. Можно привести пример, когда в одном из городов фирма скупила на первом этаже несколько квартир, снесла перегородки и устроила выставку-продажу автомобилей. Совершенно очевидно, что в данном случае права граждан грубо нарушаются, и должна быть применена эта норма. Судебная практика есть, не скажу, что она обширна, но решения выносятся.

Подчеркну, что ответственность за сохранение жилищного фонда лежит на муниципальных властях и в связи с этим им предоставлено право подавать иск, хотя, как я уже говорил, нередко инициаторами становятся именно граждане.

- Жилищный кодекс не устанавливает каких-то специальных требований в отношении юридического лица, осуществляющего функции управляющих компаний. Насколько, с Вашей точки зрения, это оправданно с учетом тех функций и тех договорных отношений, в которые управляющие компании вступают, заключая договоры на энергоснабжение и т.д.?

- Безусловно, у нас есть поправки в этом плане, но не думаю, что было бы целесообразно устанавливать критерии в сотни миллионов рублей. Есть и такие предложения. Это сразу отсечет средний бизнес. Важно учитывать, что среди управляющих компаний большая доля муниципалитетов. Именно они должны взять на себя разъяснительную работу, поскольку они отвечают за жилищный фонд, не важно, в какой собственности он находится. Основная задача стоит в том, чтобы, с одной стороны, не допустить монополизации, а с другой - обеспечить надежность выполнения работ, с тем чтобы они после сбора денег не сбежали.

- Известная проблема, связанная с тем, что Земельный кодекс предусматривает закрытый перечень прекращения права собственности на земельный участок. Не совсем понятно, как должна выглядеть процедура передачи права собственности от застройщика после сдачи дома и регистрации права собственности на квартиры в здании к ТСЖ. Застройщику совершенно безразлично, что будет дальше происходить с этим участком, - дом сдан, квартиры проданы и т.д. И ТСЖ, и жильцы сталкиваются с неопределенностью статуса прав на земельный участок.

- Хочу отметить, что проблема не является тупиковой. Конечно, если дом был построен в 1902 году, то документов о выделении участка для строительства этого дома не найти. Обычно же выделяется земельный участок под строительство: не важно, строит ли это муниципалитет, государство или частная компания. Как только происходит прием в собственность конкретных квартир, допустим одной из ста, значит, собственник одной из ста квартир становится обладателем одной сотой доли на этот земельный участок и т.д. 20 квартир в муниципалитете, а 80 - в частной собственности, то соответственно 1/20 доля собственности у муниципалитета на этот участок.

Здесь, конечно, сложные смешанные системы, но с точки зрения гражданского права каких-то больших проблем не возникает. Есть проблемы с определением границ, но у нашего Министерства регионального развития появились новые методики регионального развития и, основываясь на них, определить границы вполне возможно. Власти сильно сопротивлялись этой статье и сейчас сопротивляются введению методик, по которым возможно определять эти границы.

- Есть Закон о долевом участии в строительстве. Как Вы его оцениваете и какие, на Ваш взгляд, основные проблемы связаны с ним?

- Это, слава богу, не Жилищный кодекс, и я думаю, если бы мы этим занимались, такого закона бы не было. Мне кажется, что первая редакция особенно оставляет желать лучшего, и, конечно, этим воспользовались недобросовестные, я бы сказал, преступные элементы. Так что даже не хочу оценивать.

- А нормы о самовольной постройке, с Вашей точки зрения, насколько эффективно на сегодняшний день работают? Какие есть проблемы?

- На сегодняшний день Вы знаете, что часть самовольных построек мы предложили провести через "дачную амнистию". Построенные бог весть когда, и вообще не факт, что они самовольны, просто нет документов.

- Речь идет о том, что существующие нормы о самовольной постройке, по сути, помогают недобросовестным участникам гражданского оборота обходить существующие административные процедуры, предусмотренные для получения соответствующих разрешений, поскольку проще сначала построить, а потом легализовать постройку.

- Ну это, конечно, незаконно, и я думаю, что неправильно вот это все сносить, а надо передавать, допустим, в муниципальную собственность, думаю, в ряде случаев допустимо. Это рассуждения мои, это не законопроект, но мы этот вопрос обсуждали. А вот так называемые самовольные постройки, дачные или садовые, думаю, вполне возможно легализовывать. Когда же строят пятнадцатиэтажные дома, а потом выясняется, что это самовольная постройка, - ну, конечно, здесь нужно разбираться и во всяком случае какие-то санкции применять, вплоть до лишения права на эти объекты.

- Что, с Вашей точки зрения, необходимо сделать законодательно для дальнейшего развития ипотеки и жилищного строительства?

- Мы подготовили закон о малоэтажном жилищном строительстве, где в том числе предусматриваются разные формы кооперативов, вспоминается, например, такая форма, которая при выплате паевых взносов не означает возникновение права собственности, хотя, в отличие от советской системы, можно произвести отчуждение пая, передать по наследству и т.д. Там же очень четко прописываются права общей собственности на объекты общего пользования в этих постройках, в многоквартирных домах. Речь идет о дорогах, коммунальных сетях, об административных зданиях, т. е. о том, что фактически оплатили сами собственники. Там же предусматривается программа содействия малоэтажной застройке; это уже, конечно, компетенция правительства. Конечно, здесь - в Москве, Московской области, в Санкт-Петербурге, Ленинградской области - земли не очень много, но вот если поехать, скажем, на Урал, то вы можете часами ехать и не увидите ни одного дома. Земли достаточно много, и в данном случае нужно, конечно, помогать, нужно бесплатно предоставлять земельный участок под строительство. Есть еще такая мера, как обязанность Росстроя утвердить разные типовые планы вот этих малоэтажек, с тем чтобы граждане не мучались с утверждением, брали готовые. Пока малоэтажка - это до четырех этажей.

- На какой стадии находится этот законопроект?

- В первом чтении. Это, безусловно, тяжелая работа. Во втором чтении принят важный Закон о кадастре недвижимости. Это вообще отдельная тема. Но важно сказать, что мы теперь создаем единый кадастр. Сейчас их больше десяти, отдельный учет идет по жилым, по нежилым, отдельно по земле, по лесу, по водам и т.д., что, конечно, неправильно. Но вот устанавливается единая процедура проведения учета и появляются новые профессии и т.д. Интерес представляет то, что кадастровая служба и органы государственной регистрации будут обмениваться информацией в режиме он-лайн самостоятельно. Сейчас граждане бегают с этими справками, которые имеют короткий срок действия, туда-сюда. То же, я думаю, будет касаться жилищного строительства. Это очень сложно - объединить все эти кадастры и установить единую информационную систему. Да, закон не сразу будет вводиться, в течение нескольких лет, но все-таки надо двигаться, надо развивать все эти направления в равной степени.

- Расскажите о своей работе в Ассоциации юристов.

- В России существовало три Ассоциации юристов внутри Объединения юристов. Одна - остатки от советской, и две - это Союз юристов России и Российский союз юристов. В отличие от других "творческих объединений" на основе громких скандалов и разногласий - у нас в конце 1980-х - начале 90-х страна это все пережила, когда все эти объединения между собой делили компетенцию - мы мирно подошли к объединению, и год назад все юристы объединились в одну Ассоциацию юристов России. Меня избрали председателем правления совсем недавно. Сейчас мы занимаемся тем, что подводим под наш устав и под новое законодательство те региональные организации, которые были разрознены. Это занимает колоссальное количество времени. Фактически раз в неделю я выезжаю в какой-нибудь субъект Федерации, где мы в том числе проводим региональные конференции. А что значит провести конференцию? Это надо все согласовать, надо договориться, кто возглавит, надо договориться с органами управления, в конце концов - помещения и т.д. Надо эту работу провести. И конечно, это занимает колоссальное количество времени. Но тем не менее мы делаем и думаю, что все сделаем. Вот сейчас работаем над так называемыми юридическими клиниками и над пунктами помощи. Только что встречались с Юрием Ивановичем Калининым, директором ФСИН, и тоже говорили на эту тему. Они тоже будут это делать и на базе своих вузов, и в местах лишения свободы мы будем это делать, такие консультации.

Какие задачи? Есть такая задача - правовое просвещение наших граждан, задача глобальная, не думаю, что Ассоциация сможет одна все поднять, это невозможно, но тем не менее мы будем этим заниматься, участвовать в аккредитации юридических вузов, будем создавать рейтинги юридических вузов, чтобы родители и абитуриенты знали, кто чего стоит. Мы вот вместе с вами занимаемся и издательской деятельностью, ну и плюс вот этот канал, "Право-ТВ", который мы все-таки собираемся запустить и который будет посвящен исключительно правовым вопросам. Там, я надеюсь, - во всяком случае мы будем добиваться - не будет крови и мыльных судебных опер.

Ну это вот очень коротко.

- Каким Вы видите будущее Ассоциации, какой она должна быть? Что она должна из себя представлять? Если сравнивать ее с теми ассоциациями, которые существуют в европейских странах, в Америке, какая модель должна быть избрана? В некоторых странах любой практикующий юрист должен быть членом Ассоциации, и это является просто допуском к практике. У нас как это должно происходить?

- На данном этапе мы такой цели не ставим - чтобы был любой юрист. Но вот, например, на прошлой неделе в Чувашии было созвано порядка 600 кандидатов, и если мы будем достаточно активно работать в субъектах Федерации, то у нас будет большое образование. Я вот сейчас цифры боюсь называть, но перспективы достаточно большие, с учетом того, что входят нотариат и адвокатура. И конечно, если мы будем сплоченными, мы будем влиять на правовую политику.

- Как строится управление Ассоциации. Какие органы существуют и как они работают?

- Существует три сопредседателя. Председателем на сегодняшний день является С.В. Степашин. У нас есть правление, в которое мы с вами входим, есть президиум, где принимаются достаточно значимые решения, который собирается раз в два месяца. В планах у нас проведение съезда. Я не исключаю, что будут внесены определенные коррективы в управлении Ассоциации. Сейчас есть 20 комиссий, которые работают по отраслям законодательства, по судебной реформе и т.д. Их возглавляют известные юристы, и комиссии работоспособны. Если и будут внесены какие-то поправки, то они будут незначительны, и концептуально мы ничего менять не будем; может, с учетом того, кто как работает, внесем какие-то коррективы.

- Как наши читатели могут вступить в Ассоциацию? Что является необходимым и какова процедура?

- Мы не занимаемся политической деятельностью, мы занимаемся исключительно профессиональной. В отличие от политических партий у нас центральные органы не имеют права принимать новых членов. Поэтому можно вступить только через региональные отделения в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге - они созданы во многих субъектах. Надо узнать, где отделение находится, написать заявление и лучше работать.

- Как Вы как председатель правления корпоративного объединения юристов относитесь к адвокатской монополии? И каким-либо иным ограничениям на занятие юридической практикой, например в зависимости от наличия или отсутствия юридического образования, полученного в России, или по каким-либо иным критериям? Такие ограничения существуют в большинстве западных стран и в США.

- Говорить о монополии юридического представительства не совсем верно. Ведь у нас представителями могут быть те юристы, которые работают на предприятиях. Также у нас есть законное представительство по гражданскому, семейному и другому законодательству. По уголовным делам - да, это должны быть представители адвокатского сообщества, и законный представитель должен обладать юридическим образованием. Если это и можно назвать монополией, то она должна быть достаточно условной. Что касается наличия российского образования, то к этому нужно стремиться. Но сначала нужно делать все, чтобы образование было приличное, поскольку у нас огромное количество людей имеют юридический диплом, а юристами как таковыми никогда не являлись. К этому надо стремиться, но идти нужно через улучшение самого юридического образования.

- Каковы пожелания в связи с 12 июня - Днем России?

- Без правового государства гражданского общества не будет, это должны понимать и члены Ассоциации, и граждане, и власти.


http://www.zakon.ru/pubfree.php?binn_page_id=82&bc_tovar_id=284


Док. 446814
Перв. публик.: 22.06.07
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 119

  • Крашенинников Павел Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``