В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Духовно-нравственное развитие личности в условиях нового информационного сообщества Назад
Духовно-нравственное развитие личности в условиях нового информационного сообщества
Бурное развитие информационных и сетевых технологий стало отличительной чертой настоящего времени. Еще в середине прошлого века в нашей стране не у всех дома был черно-белый телевизор, школьники изучали вычисления по логарифмической линейке, а сегодня жизнь не представляется без компьютера, Интернета, возможности связи по мобильному телефону с любой точкой земли. При этом рост информационных технологий продолжается и открываются новые возможности, которые завтра будут доступны не только узкому кругу специалистов, но практически всем. Научные открытия в разнообразных сферах знания: биологии и генетике, психологии и медицине, и т.д. открывают перед человеком новые горизонты. Эти знания, возможности и технологии готовятся передать в руки сегодняшним школьникам и дошкольникам огромную власть. Сегодня это уже очевидно. Остается неизвестным только один вопрос: как эта власть будет ими использована?

Это решение в большей части зависит от тех ценностей и нравственных норм, которыми будущее поколение будет руководствоваться. Если выбор будет осуществлен только из соображений собственной, сиюминутной выгоды и удовольствий, открыто пропагандируемых сегодня, то общество обречено на самоуничтожение. Таким образом, воспитание нравственности, подрастающего поколения, основанной на ценности жизни, свободы и ответственности за свои действия, является актуальнейшей задачей, от решения которой зависит, каким будет наше будущее, и сколь долго будет существовать наша цивилизация.

Во времена нравственного плюрализма, релятивизма, когда происходит переосмысление, переоценка, а подчас под вопрос ставится существование нравственных норм как таковых, необходимо прояснять, что мы понимаем под "духовностью" и "нравственностью".

Духовность берет начало с поиска ответов на вопросы:

- Какова природа человека? или кто Я такой?

- Какова природа реальности? или каков мир вокруг меня?

- Каковы взаимоотношения между человеком и реальностью? или зачем я живу в этом мире?

Эти фундаментальные вопросы заставляют задуматься о первоосновах, на которых строится все миропонимание человека, из которых формируются нравственные принципы и жизненные цели, и из которых проистекают конкретные поступки человека. Наиболее удачным мне представляется определение духовности как способность различать и выбирать истинные ценности и следовать им.

В соответствии с представлениями религиозного философа, психолога и педагога Ивана Александровича Ильина, духовность человека не отменяет его принадлежности к миру материальному, но изменяет и преображает его и не может существовать без свободы, ответственности.

Духовный человек - человек свободный. Свобода человека происходит от абсолютной свободы, присущей исключительно Богу. В реальном мире можно различить три вида свободы: физическую, психическую и нравственную. Физическая свобода - является низшей формой свободы, которая означает отсутствие внешних препятствий к каким-либо внешним действиям. Психологическая свобода - понимается как независимость человеческой воли ни от чьей чужой воли, кроме закона своей душевной природы. Высшим видом свободы выступает нравственная свобода или свобода воли, совести, под которой понимается ни от кого и ни от чего не зависящая его сила или энергия самоопределения по отношению к добру или злу.

Человек, который по-настоящему свободен внутренне, уже не может позволить себе ограничивать свободу другого, заставлять его страдать, обманывать и оскорблять его чувства. Он уже ответственен за то, что происходит с ним и другими, кто с ним связан, и эту ответственность не воспринимает как ограничение свободы. Забота и заинтересованность ведут к ответственности. Сегодня ответственность часто понимается как налагаемая обязанность, как что-то навязанное извне. Но ответственность в ее истинном смысле - это от начала до конца добровольный акт. Поэтому свобода всегда неотъемлемо связана с ответственностью.

Формирование духовности - предоставление человеку возможности осознать, принять и осуществить собственную свободу и ответственность.

Развитие нравственности и духовности - комплексный социально- индивидуальный процесс. Во многом он зависит от внешнего влияния, которое переживает ребенок со стороны семьи, школы, церкви и общества в целом. Родители и учителя - наиболее влиятельные люди для формирования характера и мировоззрения ребенка. Одним из наиболее важных факторов влияния является пример высоко нравственной личности, в жизни которой "воплощаются" высокие нравственные идеалы. При этом важно помнить, что только духовный и высоконравственный человек может воспитать человека, развитого в духовно-нравственном отношении. Следовательно, актуальнейшей задачей просветительской деятельности церкви сегодня является призыв вернуть в семью и школу практику духовно-нравственного воспитания.

И.А.Ильин отмечал, что в практической жизни "человек уверенно чувствует себя телом, не всегда уверен, что есть душа, и слишком часто не подозревает о том, что он есть дух и что дух и есть главное". К сожалению, многие родители и учителя сегодня сами находятся в растерянности или даже неведении относительно духовного и нравственного выбора. В случае, если функция духовного руководства родителями и учителями не выполняется, или выполняется поверхностно, эти услуги любезно предоставляют телевидение, яркие журналы и набирающий все более высокие рейтинги в глазах молодого поколения Интернет. Анализ распорядка времени в современной семье показывает, что время общения родителей с детьми многократно меньше времени, проведенного ребенком в школе, перед телевизором или компьютером. Восприятие ребенка до подросткового возраста, а в большей части и далее, не настроено на критическую оценку увиденного, но формирует "норму", к достижению которой он начинает стремиться. Ценности и общественные установки, воспринятые из средств массовой информации, оказываются ведущими в его собственной жизни.

Тема формирования общественного мнения через телевидение и Интернет не нова, она бурно обсуждается как в научной, общественной и религиозной среде. В противовес многочисленным обсуждениям и критике чрезвычайно мало сделано для разрешения этой проблемы практически. В качестве позитивных факторов можно отметить увеличение количества детских познавательных программ на телевидении, открытие детского канала и "Детского радио", которые непосредственно нацелены на работу с подрастающим поколением. Но ассортимент явно недетских фильмов, передач, пошлость и поверхностность явно превышает долю "очищенных для детей" программ. Некоторое время назад Консультативный совет глав протестантских церквей России вынужден был обратиться к Генеральному прокурору России с требованием лишить лицензии на вещание телеканал "2х2", который круглосуточно транслирует анимационные фильмы пропагандирующие насилие, жестокость и разврат. Общее негативное влияние средств массовой информации на ценностное развитие детей не может не вызывать тревогу.

Еще одной особенностью духовно-нравственного воспитания является необходимость близкого общения, установление особых отношений между людьми. Наше общество обречено без возрождения настоящей общинности, взаимного доверия, откровенности, доброжелательности. Именно в духовном общении проявляется уважение к человеку, принятие его как личности, что позволяет каждому раскрываться и обсуждать действительно важные жизненные темы. Наиболее эффективно такое общение проявляется в диалоге, когда наряду с информацией происходит передача смыслов. Диалог рассматривается как первичная, родовая форма человеческого бытия и высший уровень общения, характеризующий подлинно личностный подход к человеку, его развитию, его взаимодействию с людьми. Именно такой стиль общения создает условия для принятия этических, религиозных, культурных ценностей, то есть обретения "личностного смысла" (А.Н.Леонтьев).

Среди обилия контактов и знакомств в жизни современного человека духовное общение происходит крайне редко. Люди неохотно раскрываются для обсуждения вопросов и проблем духовного характера. Это - сокровенная внутренняя жизнь человека. Вместе с тем потребность в таком общении очень велика. Человеку необходим духовный пример, наставник или круг людей, готовых выслушать его и разделить его радости и печали. Такое подлинное общение, крайне необходимое человеку, происходит в контексте поместных церквей или христианских общин. Обсуждение насущных мировоззренческих вопросов, общая молитва, ходатайство, размышление над истинами Священного Писания, отвечает глубочайшим внутренним потребностям человека. Поэтому сегодня как никогда необходима просветительская работа поместных церквей, осознание ими роли духовных светильников, призванных нести людям истину, воспитывать духовность и нравственность.

22.04.2008
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/33/publications/1066

Док. 446806
Перв. публик.: 22.04.08
Последн. ред.: 22.05.08
Число обращений: 283

  • Ряховский Сергей Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``