В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Пушков: `Две проблемы Дмитрия Медведева` Назад
А.Пушков: `Две проблемы Дмитрия Медведева`
Дмитрий Медведев сделал первые шаги в качестве президента России. Пока складывается такое впечатление, что он избрал сферу совершенствования работы судов, правоохранительных органов и борьбу с коррупцией как приоритетные задачи. По крайней мере, на этом этапе своего президентства. Надо сказать, что, будучи первым вице-премьером и кандидатом в преемники Путина, он имел несколько другие приоритеты. Как известно, тогда Дмитрий Медведев занимался в основном социальными вопросами. Вероятно, это связано с тем, что ими как премьер теперь будет заниматься Владимир Путин. И в своих последних выступлениях он как раз сделал большой упор на социально-экономические проблемы. А Медведеву, видимо, достается внешнеполитический блок: на этой неделе он совершит свои первые зарубежные визиты - в Казахстан и в Китай, а потом отправится в Европу и на заседание "Большой восьмерки" в Японию. И, условно говоря, правовой блок. В этой связи заявление президента о том, что он намерен начать серьезную борьбу с коррупцией, обратило на себя очень серьезное внимание.



Ельцин начал с борьбы с привилегиями номенклатуры, а закончил системой тотальной коррупции



Возникает вопрос: удастся ли Медведеву серьезно начать борьбу с этим злом, которое превратилось в одну из главных проблем современной России? Мы все помним, как Борис Ельцин пришел к власти под лозунгом борьбы с привилегиями коммунистической номенклатуры. Хотя тот объем коррупции, который существовал в ельцинскую эпоху (и который сохранился в 2000-е годы), как мне кажется, не идет ни в какое сравнение с коррупцией, существовавшей в коммунистические времена. То есть Борис Ельцин использовал естественное общественное возмущение, вызванное привилегиями для определенной (прежде всего - руководящей) части населения и создал систему, при которой коррупция стала абсолютной нормой деятельности и государственной верхушки, и бизнес-сообщества, возникшего в России в 1990-е годы. Можно напомнить, что те дачи, которые полагались членам Политбюро ЦК КПСС, были государственными. Соответственно, политические деятели лишались их после того, как они оставляли свой пост. То есть эти дачи принадлежали государству и предоставлялись представителям партийного или госаппарата лишь на время исполнения ими своих обязанностей. Эти объекты недвижимого имущества никогда не становились их семейной собственностью. Начиная же с 1990-х гг., гигантские куски собственности приватизировались по цене трамвайного билета.



"Миша два процента" выносил "мертворожденное дитя"



В результате Медведеву сейчас приходится объявлять настоящую войну устоявшейся (и широкомасштабной) коррупционной системе. Если по ней и был нанесен в последние годы какой-то удар, то очень незначительный. Мы все помним, что еще в первый срок президентского правления Владимира Путина была создана комиссия по борьбе с коррупцией. Ее возглавил премьер Касьянов, что выглядело достаточно своеобразно. Потому что о руководителе кабмина уже тогда ходили весьма нелицеприятные слухи... о его особом положении в ельцинское время. А когда Касьянов был отправлен в отставку с поста премьера, газеты уже напрямую стали называть его "Миша два процента". Обратите внимание: насколько я знаю, ни на одно издание он в суд так и не подал. И не попытался доказать, что то прозвище, которое к нему прилипло, является незаслуженным. Поэтому, когда такой человек возглавил комиссию по борьбе с коррупцией, то все смеялись, так как понимали, что это - "мертворожденное дитя". Но и в дальнейшем неоднократно создавались различные комиссии по борьбе с коррупцией. Причем я не помню, чтобы деятельность хотя бы одной из них принесла хоть какие-нибудь результаты. О своей решимости начать борьбу с коррупцией совсем недавно нам говорил и премьер Виктор Зубков. Но, опять же, я не заметил, чтобы произошла какая-то серьезная подвижка на этом фронте.



Медведев замахнулся на задачу, перед которой спасовали все его предшественники



Единственное, что обратило на себя внимание, - это те показательные процессы над "оборотнями в погонах", которые провел Борис Грызлов в свою бытность руководителем МВД. По крайней мере, общество тогда увидело хоть какие-то практические результаты. Пожалуй, до настоящего момента Борис Грызлов и является тем человеком, который в наибольшей степени проявил готовность бороться с этим злом, притом, что те процессы, как я уже сказал, во многом носили показательный характер. Но, тем не менее, они все-таки были. Так что Медведеву предстоит сдвинуть с места очень громоздкую и неповоротливую ситуацию, перед которой до сих пор опускали руки все наши руководители. Либо потому, что и не собирались серьезно бороться с коррупцией, либо потому, что были просто бессильны сделать что-либо серьезное в этой области. Удастся ли это Дмитрию Медведеву?.. Нам еще предстоит определить, объявил ли Медведев эту программу в связи с тем, что он действительно собирается сделать ее важнейшим приоритетом своей работы на президентском посту, или потому, что ему просто нужно убедить общественное мнение в том, что его предвыборные обещания не были пустыми словами. То есть нам предстоит понять, является ли это решение Медведева чисто политическим заявлением, которое призвано успокоить избирателей, или же это - серьезное смысловое заявление и план, который действительно будет претворен в жизнь.



"Вор должен сидеть в тюрьме"



Ответить на это вопрос с полной уверенностью мы пока не можем. Естественно, что все нормальные люди надеются, что речь идет о втором случае. И что Дмитрий Медведев серьезно собирается заняться борьбой с коррупцией. В таком случае самое главное, с чем ему предстоит столкнуться - это коррупция в высших эшелонах власти. Речь ведь не идет о том, чтобы начать борьбу с этим явлением с ЖЭКов или сотрудников ГИБДД (хотя я не исключаю, что в конечном счете все к этому и сведется). Однако системность коррупции состоит в том, что ей подвержены очень влиятельные политические фигуры, например, некоторые губернаторы. У одного из таких глав регионов на прошлой неделе прошел обыск дома, где у него изъяли сейф (губернатор Приморского края Сергей Дарькин. - Прим. КМ.RU). Затем его вызвали на многочасовой допрос к следователю, а также провели обыск в рабочем кабинете - по подозрению в причастности этого губернатора к незаконной приватизации и коррупции. Когда подобного рода обвинения выдвигаются против столь высокопоставленных лиц, то, конечно, население будет ориентироваться не на факты выявления коррупции в ЖЭКах, а на действительно серьезные шаги власти. Будут ли они сделаны - пока непонятно. До сих пор если российских губернаторов и снимали, то исключительно по-тихому. Так что всем оставалось только догадываться, за что их сняли. А ведь должны снимать с конкретной формулировкой, например: в связи с обвинениями в коррупции. Но тогда этих лиц уже надо отдавать под суд, а не просто снимать с должности.



Главное - не получить кампанию по изъятию собственности у одних коррупционеров в пользу других.



Однако это может нанести удар по существующей властной системе. И многие люди, являющиеся ее частью, будут подвергнуты серьезному наказанию. А это уже означает дестабилизацию элиты и властной вертикали. Вот в чем заключается главная проблема: как перевести борьбу с коррупцией в практическое русло, не нарушая той самой стабильности, которой власть придает такое большое значение? Как сделать так, чтобы "не выпустить джинна из бутылки"? Это - первая важная проблема, с которой придется столкнуться Медведеву. Вторая проблема, на мой взгляд, состоит в том, что борьба с коррупцией очень часто используется как средство сведения счетов. Чего только не происходило в 1990-е годы! Счетная палата даже подготовила доклад об истории приватизации, который так и не был обнародован. После того, как краткие выводы государственных аудиторов были заслушаны в Госдуме, этот доклад был положен под сукно. Просто потому, что если исходить из буквы закона, то в России нужно осуществлять массовую деприватизацию, поскольку значительная часть приватизации госимущества была вся построена на коррупционных схемах. Согласитесь: очень удобно воспользоваться прошлыми историями тем людям, которые захотят захватить какую-то собственность или свести с кем-то счеты. Они используют в этих целях обвинения в коррупции. Тем более что многие из них могут быть вполне обоснованы. И тогда кампания по борьбе с коррупцией может превратить в кампанию по изъятию собственности у одних коррупционеров в пользу других. Это - вторая опасность, которая подстерегает Дмитрия Медведева. Как гражданин страны и общественный деятель, я, естественно, желаю ему максимальных успехов на этом поприще. Однако это - настолько серьезная и сложная задача, что население и общественность поверят в то, что она решается, только если увидят реальный результат. Если же у крупных чиновников будут проходить обыски, а потом они будут оставаться на своих постах, - я думаю, граждане не поверят в серьезность борьбы с коррупцией.



Пушков Алексей Константинович - автор и ведущий аналитической программы "Постскриптум" (ТВЦ). Кавалер ордена Почета.
KM.RU
22 мая 2008 г.

Док. 446706
Опублик.: 22.05.08
Число обращений: 572

  • Пушков Алексей Константинович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``