В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Е. Газеев: `Не так сидите...` Назад
Е. Газеев: `Не так сидите...`
Время бежит - и вот уже тысячное, юбилейное заседание Российской Государственной Думы.
Это событие, с исторической точки зрения, весьма заметное. О Государственной Думе в России, безусловно, будет много и написано, и сказано. Ее роль в отечественной истории не однозначна. В XX веке Дума появлялась исключительно в период драматических общегосударственных изломов. Она обрушила царское самодержавие и снова появилась после обвала огромного государственного конгломерата. Вывела на историческую арену значительное количество патриотов и авантюристов. Однако Дума никогда не играла ключевой, решающей роли в государственном управлении, реализации важнейших решений, она всегда была орудием в руках других политических манипуляторов.
    Возможно, отчасти, и поэтому, все исторические задачи, стоявшие перед Россией в период деятельности Думы до конца решены не были. Мало того, они, в это время, кратно усугублялись, находя свой исход в масштабных кризисах и социальных революциях.
    В этом смысле имеется очень много аналогий между ситуацией и деятельностью всех Российских Дум XX-XXI веков.
    Сегодня отчетливо наблюдается, что декларируемое Конституцией равенство и реальная огромная неравноценность между всеми ветвями власти в Российской Федерации имеют место быть, и в этих реалиях времени особое место занимает Госдума.
    Бюрократическое давление и контроль над ее деятельностью усугубляется определенной оторванностью всех федеральных органов управления от российского народа, от региональных управленческих структур.
    Федеративное обустройство государства, скомпонованное "на скорую руку", под кандидатуру Б.Н. Ельцина, в эпоху всеобщего развала и кризиса власти, на современном историческом этапе стало себя просто изживать.
    Прошло время, существенно изменились обстановка, потребности и задачи общества.
Государственная система, основанная на приоритетах 90-х годов, превратилась в тормоз развития всего имеющегося потенциала России. Часть управленческих институтов попросту "отжили свой срок" и полностью исчерпали изначально небольшой и даже, отчасти может и быть позитивный ресурс.
    Федерализм, основанный на декларированном равноправии объединенных субъектов с делегированием центру определенных властных полномочий и своих представителей в высший законодательный (представительный) орган власти изначально получился "кривым" по причине его посылочного определения (примерно): "Берите суверенитета столько, сколько сможете его "проглотить"!?".
    "Глотнули" так, что чуть не подавились "от жадности": "федерализм" стал выстраиваться помимо "стыковки" на соответствие Конституции РФ, федеральных и региональных законов, многие вопросы решались просто "по понятиям". "Суверенизация" быстрыми шагами "пошла" по бескрайним просторам России. "Федерализм" стал превращаться в фикцию, не осуществляющую, а пародирующую государственность. Тогда, до полного развала страны, оставалось совсем ничего.
    Спроектированный под одно лицо "псевдофедерализм" объективно породил чеченскую и общекавказскую проблемы, коррупционную власть на всех уровнях, "беззаконие", общий паралич в развитии экономики и социальной сферы, подорвал авторитет государства на международной арене.
    И думаете, что все это прошло, кануло в лето, не оставило свой след? Отнюдь, проблемы "девяностых" не исчезли и не ушли в глубь, по той простой причине, что хотя Бориса Николаевича сегодня с нами и нет, но "дело" его, по-прежнему, живет и побеждает.
    Такие исторические периоды имеют глобальный характер и в принципе быстро и бесследно никуда не исчезают.
    Период Путина охарактеризовался чрезмерным администрированием органов власти, выстраиванием тотального контроля и регулирования их деятельности.
    Однако многие считают, что расчет Владимира Владимировича на "скоростное решение" политических и экономических проблем, кроме как "косметического", другого эффекта дать не может.
    Одна крайность перешла в другую, а в результате?
    Стали проявляться парадоксальные элементы, когда федеральные государственные институты, да и региональные тоже, зачастую, в своей функциональной деятельности, мешают друг другу, нежели чем взаимодополняются.
    Президенту, в принципе - мешают все. Правительство, по причине не обеспечения, в полном объеме, реализации его посланий. Федеральное Собрание, в силу того, что не обеспечивает правовую базу под деятельность других государственных институтов. Правоохранительная система, из-за того, что не обеспечивает всеобщий правопорядок.
    Но больше всего Президенту мешают его же полномочия.
    Ну, какой нормальный человек, в образе (да даже хоть и "лике") высшего руководителя Российской Федерации, может, в полном объеме, справиться со всеми правами и функциями, возложенными на него Конституцией РФ?
    Да никакой - это просто физически не реально.
    Законодательной власти мешает правовое управление Администрации Президента, без санкции которого не пройдет ни одна законотворческая инициатива. Президент, Правительство РФ, если только пожелают, то не выпустят на "свет божий" никаких новых законов. Все законотворческое поле находится под контролем, четко: "шаг влево, шаг вправо" - сами понимаете...!
    Исполнительной, в лице Правительства, мешает Федеральное Собрание не успевающее в обеспечении законодательной (правовой) базы в сфере решения экономических и других вопросов находящихся в его компетенции.
    Где же тогда декларируемая независимость и взаимная дополняемость всех ветвей власти - реально получается, что ее надо искать только под микроскопом.
    Следующей ветви власти, которая называется судебной, "палки в колеса" вставляет "разудалый" российский народ, который "отродясь" не воспитывался на принципах законопослушания. И смех, и грех, но независимость российской судебной системы, начиная от "Слова о полку Игореве" и до наших дней, в отечественной летописной истории никем особо так и не отмечена (кроме как Гоголем, Салтыковым-Щедриным, Чеховым и рядом других сатириков).
    Но не все так уж и "плохо". На общем фоне взаимных помех, есть один маленький, но очень солидный федеральный орган, которому никто, никогда не мешает, и он, в свою очередь, тоже не мешает никому.
    Это, не в обиду будет сказано, образно называемый в народе "политический клуб состоятельных джентльменов", или официально, Совет Федерации.
    Наверное, время и ситуация подошли к тому, что в России надо что-то менять, искать другие, более эффективные формы государственного управления и дальнейшего развития.
    И, наверное, главное, чтобы новые институты не были "так страшно далеки от народа" как сегодняшние, чтобы общедемократические нормы, в управлении государством, были настолько защищены правом, что возможности их дискредитации исключались априори.
    Как наиболее совершенный (хотя есть и гораздо совершеннее) подход к выстраиванию современной общегосударственной системы, просматривается по направлению к Парламентской Республике.
    Смотрите, какие у нее есть интересные начала, принципы и преимущества над современной системой госуправления, и к тому же, с элементами комплексного развития всех имеющихся на сегодня позитивных факторов.
    Сохраняются все ныне действующие федеральные и региональные органы представительной, исполнительной и судебной власти. Сохраняется пост Президента РФ и глав субъектов Федерации.
    Но их работа выстраивается по более эффективному принципу, нежели чем сейчас. И отдача от результатов их деятельности теоретически будет намного выше, потому что другого им просто будет не дано, когда допустим...
    ...сроком на пять лет, общенародным голосованием, собирается Российский Республиканский Совет.
    Выборы проходят по спискам политических партий численностью более 100 000 человек и спискам официально зарегистрированных, на федеральном уровне, общественных объединений численностью более 200 000 человек.
    Одновременно, по тем же правилам, проходят выборы региональных представительных органов власти.
    Совет, через год, с начала своей деятельности, из числа депутатов, двумя третями голосов избирает Президента Республики Россия, он же являться Главой кабинета министров.
    Президент, в течение месяца, со дня назначения, формирует и предлагает на утверждение Российского Республиканского Совета и Высшего Государственного Совета Республики Россия (о котором будет сказано ниже) кабинет министров.
    Одновременно, по тем же правилам, проходят выборы Глав региональных исполнительных органов власти и утверждение правительства субъектов Республики.
    До этих назначений все функции исполнительной власти осуществляет состав прежнего кабинета министров. Прежний Президент исполняет свои обязанности в полном объеме до утверждения нового руководителя высшей исполнительной власти.
    Действующий Президент имеет право участвовать в очередных выборах Российского Республиканского Совета, быть избранным по партийным спискам, и временно приостановив полномочия депутата, утверждаться в должности Президента Республики Россия на новый срок.
    Мандат депутата, избранного Президентом, "консервируется", не передается другому лицу на весь срок полномочий созыва Российского Республиканского Совета.
    В случае досрочного прекращения деятельности Президента, ему автоматически возвращается статус депутата того созыва Совета, в котором он был избран.
    Одновременно, с избранием руководящих органов высшей представительной и исполнительной власти субъектов государства формируется Высший Государственный Совет Республики Россия из числа Глав региональных представительных и исполнительных органов власти.
    Одновременно, по тем же правилам, во всех субъектах проходит формирование Высших региональных Советов из числа руководителей районных (городских) представительных и исполнительных органов власти.
    Функции, по предоставлению законотворческой инициативы, формированию высших федеральных судебных, прокурорских органов, счетной палаты, ЦИК и др. остаются приблизительно прежними.
    Кодексы, Законы и другие правовые акты, входящие в компетенцию разработки, обсуждения и принятия высшей государственной законодательной (представительной) власти, делегируются на подпись Президента Республики Россия.
    Президенту так же делегируются Парламентом полномочия подписи международных договоров и прочих документов, представление России на переговорах и встречах высшего уровня, вручение государственных наград и организации государственных приемов, а также осуществление других вопросов.
    В качестве новации, связанной с "единством власти и народа", предлагается, через каждые два с половиной года, с начала деятельности Российского Республиканского Совета, в обязательном порядке, проводить общенародный государственный референдум, по любым актуальным вопросам, вплоть до отстранения от должности Президента, роспуска Совета и досрочных выборов.
    Право одного вопроса, для вынесения на общенародный референдум, предоставляется каждой из фракций Российского Республиканского Совета, Президенту Республики Россия, Высшему Государственному Совету Республики Россия.
    Процедура досрочного отстранения от должности Президента Республики Россия может осуществляться решением (более двух третей голосов от общего количества) Российского Республиканского Совета и Высшего Государственного Совета Республики Россия (более двух третей голосов от общего количества), с привлечением к процессу Конституционного Суда Республики Россия по вопросам соблюдения процедурных правил.
    Процедура досрочного прекращения полномочий Российского Республиканского Совета может осуществляться решением (более двух третей голосов от общего количества) Высшего Государственного Совета Республики Россия и решениями (более двух третей голосов от общего количества) более двух третей высших законодательных (представительных) органов власти субъектов Республики Россия, с привлечением к процессу Конституционного Суда Республики Россия по вопросам соблюдения процедурных правил.
    Досрочного прекращения полномочий (как и всеобщие выборы) Высшего Государственного Совета Республики Россия не предусматривается.
    Вместо Послания Президента вводится конституционная норма ежегодного отчета Президента Республики Россия - Главы кабинета министров перед Российским Республиканским Советом, Высшим Государственным Советом Республики Россия и высшими судебными органами.
    В связи с этим возникает необходимость правового урегулирования целого ряда вопросов, которые вполне разрешимы.
    Естественно, многих такие политические реформы не устроят, и в первую очередь тех, кто представляет узкие корпоративные интересы, которые наиболее удобно реализуются вокруг одного, или нескольких лиц в высшем государственном руководстве.
    В парламентской Республике страной руководят сотни избранников, объединенных в коллегиальный орган управления и принятия решений и "подобраться" к ним будет очень сложно для кого угодно.
    В принципе же, парламентская Республика всех насущных проблем не решит и может рассматриваться только как промежуточный вариант в совершенствовании государственного обустройства, создающей плацдарм для достижения его более высокого уровня в виде широкого народовластия, демократии и отвечающего всем основным запросам общества.

    Е. Газеев
    21.05.08.
www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 446616
Перв. публик.: 21.05.08
Последн. ред.: 14.10.10
Число обращений: 625

  • Газеев Евгений Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``