В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Письмо Президенту РФ В.В.Путину `Об образовании детей-инвалидов` Назад
Письмо Президенту РФ В.В.Путину `Об образовании детей-инвалидов`
Президенту Российской Федерации
В.В.ПУТИНУ

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!

Продолжающиеся массовые нарушения конституционного права детей-инвалидов на образование и отсутствие прогресса в течение длительного времени в решении данной проблемы побуждают нас обратиться к Вам с просьбой о личном вмешательстве.

Несмотря на то, что этот вопрос поднимался еще в официальных документах 1990-х годов, в том числе в Государственном докладе о положении детей в Российской Федерации (1998 г.), он не решен до настоящего времени. Так, по данным Уполномоченного по правам человека в РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Контрольного управления Президента РФ, более трети детей инвалидов в стране по-прежнему лишены возможности учиться. Особую озабоченность вызывает то, что в это число входят 29 тысяч детей, проживающих в государственных учреждениях - домах-интернатах для детей-инвалидов системы социальной защиты. При этом более 10 тыс. таких детей практически лишены какого бы то ни было образования из-за отсутствия ставок воспитателей.

С большой тревогой мы вынуждены констатировать также, что не реализуются цели, поставленные в "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья. Не обеспечиваются условия для их обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а правовая, нормативная и методическая база интегрированного (инклюзивного) образования не разработана.

С другой стороны, в последнее время в ряде субъектов Российской Федерации наметилась тенденция искусственного расформирования специальных (коррекционных) образовательных учреждений и перевода обучающихся в них детей в образовательные учреждения общего назначения без создания в них специальных образовательных условий и без учета мнения родителей и педагогических коллективов.

Дискриминация в образовании не только усугубляет и без того тяжелое положение детей-инвалидов, но по существу в будущем лишает их какой-либо возможности занять достойное место в обществе.

Уполномоченным по правам человека в РФ, Российским общественным советом по развитию образования и Советом по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека при Президенте РФ в 2005-2006 гг. были подготовлены предложения по данному вопросу на основе позиции Минобрнауки России (письмо от 06.08.2004 No АС-424/06). Однако решения по ним Правительством Российской Федерации до сих пор не приняты.

В докладе Рабочей группы Государственного совета Российской Федерации "Инновационное развитие образования - основа повышения конкурентоспособности России" 24 марта 2006 года предлагалось:
"для детей-инвалидов предусмотреть создание системы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования". Однако и эти рекомендации в настоящее время не реализованы.

Глубокоуважаемый Владимир Владимирович, просим Вас в целях реализации указанных выше мер и обеспечения права детей-инвалидов на образование:
- обратиться к Государственной Думе РФ с предложением принять в первоочередном порядке Закон "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об образовании" в части, касающейся образования лиц с ограниченными возможностями здоровья", подготовленный рабочей группой Комитета Госдумы по образованию и науке. Законопроект призван установить правовые основы: ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии; интегрированного (инклюзивного) дошкольного и школьного образования; реализации права родителей (законных представителей) и студентов выбора образовательного учреждения;
- поручить Правительству РФ и Минобрнауки России разработать соответствующую нормативную и методическую базу с учетом упомянутых выше предложений Уполномоченного по правам человека в РФ и авторитетных общественных организаций.

Первый заместитель председателя
Комитета по образованию и науке Смолин О.Н.

Уполномоченный по правам человека
в Российской Федерации Лукин В.П.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ
по интеллектуальному потенциалу нации,
Ректор Государственного университета - Высшей школы экономики Кузьминов Я.И.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ
по вопросам социального развития Очирова А.В.

15.10.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/30/publications/969

Док. 446588
Перв. публик.: 15.10.07
Последн. ред.: 21.05.08
Число обращений: 476

  • Очирова Александра Васильевна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``