В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Наталья Касперская: 100 дней: Так кто же конкурент? Назад
Наталья Касперская: 100 дней: Так кто же конкурент?
Многие руководители российских компаний, ориентированных на экспортную модель, задают себе вопрос: "Кто же является конкурентом российских компаний?" И каждый отвечает по-своему. Еще совсем недавно считалось, что конкурировать надо с Индией, надо желать дальнейшей дестабилизации политической обстановки в том регионе, а потом убеждать заказчиков, что мы лучше, спокойнее, белее. Но постепенно большинству наших экспертов становится понятно, что Индия нам не конкурент. Во-первых, все-таки хочется верить в невозможность в современном мире полномасштабного военного конфликта между двумя обладателями ядерного оружия. Во-вторых, тягаться с Бангалором России абсолютно не по силам по очень многим причинам. А в-третьих, аутсорсинг чистой воды - это не наш бизнес, и кризис в США помог это лучше осознать.

Об этом давно говорят многие наши эксперты, а Наталья Касперская выразила свое мнение так: "Сведение всего ИТ-бизнеса к услугам одалживания мозгов программистов на аутсорсинг лично мне представляется обидным. У нас есть компании, способные производить технологии и продукты мирового уровня: ABBYY, Promt, Spirit, др. А мы всё об индусах с китайцами. Я лично не верю, что нам удастся конкурировать с дешевыми странами на этом рынке. И услуги в России дороги и программисты российские слишком трудноуправляемы и инициативны. Я вижу Россию все-таки как поставщика "технологий" и "готовых продуктов", а не оффшорных услуг. Хотя это и нелегкий путь".

К слову, у руководителей "продуктовых" компаний бесполезно выпытывать какие-нибудь подробности об индийских компаниях. Они этих подробностей элементарно не знают, поскольку индийские компании не являются их конкурентами и не производят готовых продуктов. Только кодирование по четким спецификациям.

В последнее время наравне с такими признанными странами-экспортерами ПО и услуг, как Индия, Израиль, Ирландия, Скандинавия, неожиданно много заговорили о Китае.

Позиции китайских компаний в Юго-Восточной Азии сильны довольно давно. Сейчас же ряд российских экспертов, в частности Дмитрий Лощинин и Андрей Свириденко считают, что именно Китай является основным российским конкурентом в области экспорта ПО и услуг. А Валентин Макаров, президент "Форт-Росса", в интервью NSDA рассказал, что считает Китай только промежуточным конкурентом России, поскольку страна с населением в 1,3 миллиарда скоро будет претендовать на гегемонию в области ИТ. Другие эксперты не считают Китай таким уж серьезным конкурентом. Александр Егоров не советует переоценивать значение китайской ИТ индустрии: "Китайская ИТ индустрия будет всегда скована ограничениями, которые накладывает на работу в области информационных технологий политический режим страны, а также очень слабая экономическая база для коммерческой деятельности. Китайские компании, по крайней мере в Европе будут сталкиваться с той же проблемой "культурного барьера", с которой сталкиваются индийские компании, не обладая при этом таким мощным брэндом. Однако для Китая характерна мощнейшая поддержка экспортных производств со стороны государства. Так что конкуренция на целевых рынках, в любом случае, будет увеличиваться".

Эволюция ИТ приводит к росту рынка интеллектуального, архисложного ПО, предоставить которое большинство азиатских компаний не в состоянии. Именно в этой области Россия может использовать свой потенциал и опыт, накопленный за несколько десятков лет "холодной войны" с США. Именно в тот период тогда еще в Советском Союзе разрабатывались уникальные системы, отличные от американских. И именно в области этой высокотехнологической "нестандартности" подходов, особенно в разработке глобальных систем для космоса, для атомной энергетики огромной страны, Россия имеет ряд преимуществ не только перед азиатскими акселератами ИТ, но и перед ведущими западными странами. Немаловажную роль в этом играла и продолжает играть уникальная и бесплатная российская система образования.

Именно о таком месте России на мировом рынке мечтают многие, благо предпосылки для достижения этих перспектив существуют, хотя за 10 лет советский опыт значительно подрастерялся. "В перспективе, и не столь отдаленной, как это может показаться на первый взгляд, принципиально иной подход к выполнению не только инженерных, но и управленческих задач, способность к нетривиальным и комплексным решениям сыграют свою роль и позволят потеснить многих на этом рынке," - считает Андрей Шестопалов.

Ирландия, Скандинавия не предоставляют услуги на сторону, а фактически пытаются идти по выжеизложенному пути. Но этот путь требует наличия серьезного бизнеса и бизнес-культуры в стране: капитала, разработчиков, маркетологов, господдержки. В России же нет окончательно сформировавшейся бизнес-культуры, поэтому продавать продукты в большом масштабе мы пока просто не готовы. Есть, конечно, лидеры, которые делают это уже сейчас. Но в промышленном масштабе выйти на рынок с массой российских продуктов мы не можем. Для этого рынок нужно чувствовать, знать и долгое время на нем работать.

Валентин Макаров в интервью NSDA высказал такое видение места России в мире: "Я считаю, что у нас есть некий промежуточный путь. Нельзя опускаться до уровня кодировки по спецификациям, потому что это просто неэффективное использование великолепного ресурса, который еще существует. С другой стороны, мы не можем быстро подняться в производстве продуктов. Поэтому я думаю, что путь наш где-то посередине. Мы сейчас предоставляем услуги, потому что нам больше делать нечего. А по мере зарабатывания денег нужно вкладывать их, конечно же, в то, чтобы делать собственные продукты. Для этого нам как раз и нужна поддержка государства. Чтобы возникла инфраструктура, помогающая компаниям создавать новые продукты. Этой инфраструктуры сейчас, в отсутствии поддержки государства, нет".

В государственной поддержке российские бизнесмены, похоже, совершенно разочаровались. Если еще несколько месяцев назад они питали надежду на изменение ситуации с принятием ФЦП "Электронная Россия", эйфория "повернутого лицом к ИТ" государства позволяла надеяться на помощь в продвижении на мировые рынки российских ИТ продуктов, то сейчас настроения совсем другие. Бизнесмены не понимают, почему правительства Бангладеша, Египта, могут себе позволить организовывать стенды страны на выставках ИТ, президенты ряда других стран могут рекламировать собственных программистов, обращать внимание на их возможности, а в России подобные действия - "нонсенс".


Александр Чачава

14.01.2002

http://www.ibusiness.ru/15186/

Док. 446342
Перв. публик.: 14.01.02
Последн. ред.: 20.05.08
Число обращений: 337

  • Касперская Наталья Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``