В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на форуме `Общество-бизнес-власть: объединение усилий в развитии благотворительной деятельности` Назад
Выступление на форуме `Общество-бизнес-власть: объединение усилий в развитии благотворительной деятельности`
Добрый день, уважаемые друзья!

Во-первых, мне хотелось бы отметить важность сегодняшнего мероприятия, посвященного теме "Общество - бизнес, власть: объединение усилий в развитии благотворительности". Тем более важно, когда вопросы развития благотворительности обсуждаются на общественном форуме, в котором принимают участие представители законодательной и исполнительной власти. Спасибо за эту возможность организаторам форума, Президенту РТ Шаймиеву Минтимеру Шариповичу, Правительству Республики Татарстан!

Темой моего выступления является "Совершенствование законодательства в сфере благотворительной деятельности". Законодательная база в этой сфере в Российской Федерации начала формироваться недавно и представлена несколькими федеральными законами, а также подзаконными актами некоторых субъектов Российской Федерации. Это:

- Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" No 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.;

- Федеральный закон "О некоммерческих организациях No 7-ФЗ от 12 января 1996 г. (в редакции от 2 февраля 2006 г.);

- Налоговый кодекс РФ (введенный законом No 117-ФЗ) от 5 августа 2000 г.;

- Гражданский кодекс РФ;

- Федеральный закон "Об общественных объединениях No 82-ФЗ от 19 мая 1995 г. (в редакции от 18 апреля 2006 г.);

- Постановление Правительства РФ No 926 от 25 декабря 2002 г., определяющее перечень лиц, которым предоставляются льготы на налог на доходы физических лиц и некоторые другие.

Базовый закон, регулирующий благотворительную деятельность в России, был принят более 10 лет назад.

Изменения, произошедшие в экономике и социально-политической ситуации нашей страны, существенным образом повлияли на развитие российского благотворительного сектора: увеличилось количество благотворительных организаций, они стали работать профессиональнее, внедряются новые технологии для решения актуальных социальных проблем.

В связи с этими изменениями в уточнении нуждаются как действующие законодательные акты, так и существует настоятельная потребность в разработке нового законодательства в сфере благотворительности.

Именно поэтому одним из главных направлений работы Комиссии Общественной палаты по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, в работе которой я принимаю участие, стало продвижение предложений благотворительного сообщества по внесению изменений в действующие законы и принятию новых законов, соответствующих современному этапу развития общества.

По инициативе Комиссии в июне 2006 г. был проведен круглый стол на тему "Проблемы совершенствования законодательства в области благотворительности в РФ".

В заседании круглого стола приняли участие члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Общественной палаты РФ, представители администрации Президента, Правительства РФ, министерств, благотворительных организаций.

На рассмотрение собравшихся были представлены предложения Комиссии по внесению изменений в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", в Налоговый и Гражданский кодексы, подготовленные рабочей группой Общественной палаты РФ по совершенствованию законодательства в области благотворительности.

Так, в закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" предлагается внести дополнение о том, что благотворительные организации могут создаваться не только в формах общественных объединений, фондов или учреждений, но и в организационно-правовых формах, предусмотренных для некоммерческих организаций (НКО), так как среди НКО много автономных некоммерческих организаций, безвозмездно помогающих детям, инвалидам, бездомным.

Существующий пробел в законодательстве объясняется тем, что новые организационно-правовые формы были введены после принятия Гражданского кодекса РФ и Закона о благотворительной деятельности. Устранение этого пробела в законодательстве позволит благотворительным организациям в новых организационно-правовых формах пользоваться особым режимом для всех благотворительных организаций, а также распространить на более широкий круг организаций дополнительные требования к структуре управления, отчетности, порядку расходования средств.

В Гражданский кодекс РФ предлагается внести изменения в ст.582, позволяющие расширить необоснованно суженный действующей формулировкой круг лиц, получающих пожертвования. При этом предлагается определять лиц, получающих пожертвование, не через их организационно-правовые формы, а через виды деятельности, которые они осуществляют и на которые передается пожертвование.

Целый блок предложений касается поправок в Налоговый кодекс, направленных, в частности, на повышение эффективности оказания помощи самым нуждающимся и уязвимым группам населения. Экспертами предлагается изменить существующую редакцию ст. 218 Налогового кодекса РФ с тем, чтобы расширить круг получателей льгот по уплате налога на доходы физического лица (НДФЛ).

Например, в настоящее время такие льготы распространяются только на детей-сирот, в то время как дети, оставшиеся без попечения родителей, их лишены. В существующей редакции данной статьи путевки, оплаченные некоммерческими организациями за счет целевых поступлений для инвалидов, не работающих в некоммерческих организациях, тоже облагаются НДФЛ, что, согласитесь, несправедливо.

Предельно важным, с точки зрения Комиссии Общественной палаты РФ по вопросам развития благотворительности, милосердия и волонтерства, является введение в отечественную правоприменительную практику понятия эндаумента, которому в российском законодательстве могло бы соответствовать понятие ресурсного или целевого капитала некоммерческих организаций.

Следует пояснить, что эндаумент - это вклад, взнос, определенный объем финансовых средств, откладываемый в пользу некоммерческой организации на определенных условиях. Это может быть пожертвование от юридического или физического лица или специально собранный целевой взнос. Далее эндаумент размещается в финансовых институтах: вкладывается в акции или ценные бумаги так, чтобы организация могла получать ежегодные проценты, не затрагивая основной капитал. Как правило, проценты с эндаумента идут на покрытие оперативных расходов, а средства на реализацию проектов привлекаются дополнительно из разных источников.

Во многих странах данный вид дохода некоммерческой организации рассматривается как идущий на благотворительность, поэтому процент с эндаумента не облагается налогом. Все взносы в счет эндаумента вычитаются из сумм, подлежащих налогообложению.

Эксперты Комиссии предлагают определить круг некоммерческих организаций, которые могут формировать целевой капитал, и определить требования, которые должны предъявляться к таким организациям. Основные критерии здесь - вид, организационно-правовая форма деятельности, прозрачные механизмы управления и контроля над деятельностью, прозрачные источники финансирования данных организаций. Право формировать ресурсный капитал необходимо предоставить, в первую очередь, образовательным, медицинским, научным учреждениям, грантодающим фондам, определенным организациям, занятым в сфере социальной защиты населения.

Предлагается определить минимальный и максимальный размеры ресурсного капитала, порядок его увеличения или уменьшения, определить его имущественный состав, предусмотреть механизмы управления капиталом как самостоятельно, так и через управляющие компании.

И наиболее сложный, вызывающий наибольшие дискуссии вопрос - предложения по введению льготного налогового режима по тем операциям, которые связаны с формированием и использованием ресурсного капитала.

Главным разработчиком законопроекта является МЭРТ РФ, соисполнителями - Минфин России, Минобрнауки, Минздравсоцразвития и Министерство культуры России.

12 октября с.г. состоялось обсуждение проекта закона РФ, которое провел первый вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев.

Согласно тексту проекта собственником целевого капитала смогут стать некоммерческие организации. Бюджетные учреждения получат право на эндаумент лишь при посредничестве специализированного некоммерческого объединения (НКО), созданного в форме фонда. Разработчики проекта из МЭРТ предлагают пожертвования в целевой капитал принимать лишь в форме денежных средств. От уплаты налога на прибыль будут освобождены лишь НКО и фонды, управляющие целевым капиталом.

Строго лимитированы инструменты для инвестирования капитала, ограничиваются формы договоров, заключаемых НКО с целью извлечения доходов, и источники их получения.

Ограничиваются разрешенные виды деятельности. Эти ограничения касаются тех НКО, которые одновременно являются и собственниками ресурсного капитала, и получателями доходов от инвестирования ресурсного капитала.

Правительство объясняет эти ограничения необходимостью избежать злоупотреблений при использовании льгот по налогообложению.

27 октября 2006 г. Общественная палата РФ совместно с МЭРТ и РСПП проводит общественные слушания по законопроекту "О порядке формирования и использования целевого капитал некоммерческих организаций".

Результатом слушаний станут рекомендации участников Правительству РФ по доработке текста законопроекта, нацеленные на создание эффективной модели целевого капитала КО с учетом российских условияй.

Срок внесения проекта закона МЭРТом в Правительство РФ - начало ноября 2006 г., в Государственную Думу - до конца 2006 г.

Мы приглашаем всех принять участие в его обсуждении!

Общественные слушания по законопроекту о целевом капитале состоятся в здании Российской академии наук (Ленинский проспект, д.32) с 11.00.

Спасибо за внимание!
19.10.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/102/publications/432

Док. 446128
Перв. публик.: 19.10.06
Последн. ред.: 20.05.08
Число обращений: 305

  • Лазуренко Сергей Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``