В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ Назад
Выступление на заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ
Уважаемые коллеги!

Мы собрались сегодня обсудить на Общественной палате одну, наверно, самую главную, и, я бы сказал, стратегическую проблему - демографическую ситуацию в нашей стране. На сегодня она складывается так, что будущее государства зависит от того, насколько оно сможет справиться с ней. 90-е года сильно повлияли на жизнь россиян, социальные и политические изменения потрясли все наше общество, но к началу XXI века, кажется, мы пережили трудности, и страна стала выходить из экономического и политического кризиса.

Но это только кажется. Зародившийся кризис в предыдущие годы и десятилетия сейчас проявляется еще с большей очевидностью. Его основными факторами являются: депопуляция населения (с 1992 г. численность населения сократилась на 9 млн. чел. (с учетом миграции - на 6 млн. чел.); высокая смертность, в том числе лиц трудоспособного возраста, от наркотиков, алкоголя, на автодорогах (количество умерших в среднем составляет 16,4 чел. на 1000 чел.) низкая рождаемость (по сравнению с серединой 80-х годов XX в. ежегодно рождается на 1,2 млн. детей меньше), низкая продолжительность жизни (мужчины - 58,8 лет, женщины 68 лет); ухудшение состояния здоровья населения (это вызвано алкоголизмом, в том числе пивным и детским, наркоманией, половой распущенностью). И, самое главное, это - разрушение института семьи и брака. Статистика иллюстрирует этот процесс неутешительными цифрами: растут количество разводов и рождение детей вне брака (в 2003 г. - около 30%), нежелание семей иметь более 1 ребенка. Количество абортов увеличилось до 4 млн. в год. Увеличивается количество сирот, в том числе социальных, растет беспризорность (в стране более 800 тыс. беспризорных детей), соответственно, увеличивается подростковая и молодежная преступность.

Причины этих и других социальных проблем в обществе находятся не столько в бедственном материальном положении людей, сколько в духовной сфере, в сознании людей. Нельзя полностью согласиться с тем, что бедность порождает бедность. Люди моего поколения, родившиеся в послевоенные годы в бедных в материальном отношении семьях, тем не менее, получили достойное воспитание, наши родители привили нам необходимые нравственные ориентиры.

В оценках причин кризиса члены Общественной палаты, как и само наше общество, не во всем могут быть согласны. Но тем более полезным мы считаем участие представителей Русской Православной Церкви и других традиционных конфессий в работе этого органа: совершенно необходимо, я считаю, озвучить церковную позицию по этой проблеме - иначе наше видение демографического кризиса, его причин не будет полным, а поиски путей его преодоления не смогут быть эффективными.

Церковь, получившая в последние годы возможность широко проповедовать евангельские ценности, неустанно говорит о том, что потеря нравственных ориентиров, утрата обществом уважения к традиционным ценностям, девальвация значения материнства и ответственного отцовства приводит к формированию эгоистичного, потребительского отношения к жизни. А такое отношение, в свою очередь, исключает такие понятия, как забота о ближних, стремление к созданию семьи и воспитанию детей, готовность пожертвовать своими интересами ради блага Отечества.

Материальная поддержка материнства, многодетных семей, государственные программы, направленные на повышение рождаемости, - все эти меры необходимы и очевидны. Но, тем не менее, эти меры не должны казаться нам панацеей, универсальным средством, могущим разрешить все существующие в обществе проблемы.

Демографическая проблема обусловлена в первую очередь кризисом семьи, а также неспособностью современной школы дать нравственное воспитание молодому поколению. Нельзя не отметить и отрицательное действие СМИ на сознание молодого человека.

Любое общество основывается, прежде всего, на семье, на семейных традициях. И отношение к институту семьи во многом характеризует как само общество, так и позволяет делать определенные прогнозы в отношении путей и перспектив его развития. Очевидно, что отношение к семейной жизни, как к источнику удовольствий и комфорта не может стать фундаментом для крепкой общественной морали. Более того, такое отношение осуждается всеми традиционными религиями. Ослабление семьи ведет к снижению рождаемости и, как следствие, к демографическому кризису.

Полагаю, что сегодня крайне необходимо уделять самое пристальное внимание вопросу культивации традиционных семейных ценностей и подготовки молодежи к семейной жизни. Реализация программ подобного рода заслуживает самого пристального внимания и заботы. Это - сфера, в которой сотрудничество государства и Церкви может и должно быть самым тесным. Ибо ни государство само по себе, ни Церковь без государственной поддержки не смогут исправить ситуацию в стране.

Если говорить о путях преодоления кризиса, то можно сказать, что акцент в этом случае должен быть сделан на воспитательной и просветительской, а в чем-то даже пропагандистской работе. Необходимо всемерно повышать авторитет матери, воспитывать молодых людей в духе чадолюбия и уважение к семейным ценностям. Даже если мы возьмем пример не из церковной жизни, мы все равно поймем важность должного семейного воспитания. Наполеон в свое время говорил: "Воспитайте мне матерей, и я покорю мир". Он, несомненно, имел в виду матерей, которые привили бы своим детям нравственные жизненные принципы, заложили бы в их души то, что называется духовным стержнем. Воспитанные таким образом дети в будущем не могут не стать достойными гражданами своего Отечества.

Нельзя недооценивать и роль школьного воспитания. К сожалению, сейчас приходится говорить больше о его отсутствии, нежели о его качестве. Школьная система сейчас утеряла свои воспитательные функции, сосредоточившись на предоставлении учащимся только определенного набора знаний. Ситуацию нужно исправлять. Школа - мощный педагогический инструмент, и образование, которое она дает, должно быть органично соединено с воспитанием. В конечном итоге, не бывает невоспитанных ученых, никакие познания, если они не сопровождаются нравственной оценкой, не могут считаться глубокими и основательными. В какой-то степени нынешняя проблема недостатка квалифицированных научных кадров коренится именно в этой области.

Знание не может быть товаром, из образования нельзя делать коммерческую услугу. Все более активно вторгающийся в нашу жизнь дух потребительства очевидно губит те педагогические традиции, которые складывались у нас в стране благодаря подвижническим и - немаловажно! - бескорыстным трудам поколений отечественных педагогов-подвижников, энтузиастов своего дела. Для них педагогическая работа была служением, основанным на глубоком религиозном сознании и чувстве долга перед Отечеством и Всевышним.

Сегодня же школьное образование несет явно выраженную экономическую направленность, в то время, как представления о нравственности, духовном возрастании, культуре нашей страны вытеснено из школьной программы на задний план. Будущее России, хочется верить, зависит не от одних только бизнесменов или политиков, но и от писателей, художников, композиторов, поэтов и духовных руководителей народа.

Школа призвана, в первую очередь, воспитывать в ребенке гражданина Великой России, укорененного в ее истории, вере и культуре, воспитывать глубокое и всесторонне выверенное самосознание и самобытное мироощущение, верное понимание своего нынешнего положения и исторического предназначения.

В школьной программе обязательно должен присутствовать нравственный компонент, это для нашей молодежи необходимо. Молодежь, равно как и все мы, должны возвратиться к мысли, что в нашей жизни существует нравственные нормы, отступление от которых неизбежно влечет за собой наказание. Наказание, может быть, еще более тяжкое, чем те, которыми государство пытается исправлять преступников. Наказанием за нравственные преступления является такое же лишение свободы, но это - лишение внутренней свободы, причем осуждаем не это наказание мы себя сами. Чтобы привить молодежи понимание этого, необходима большая воспитательная работа с участием представителей религиозных сообществ, поскольку только религия как непререкаемый внутренний нравственный закон способна дать человеку "духовную прививку" против духа релятивизма и вседозволенности, который проникает в жизнь нашего общества все глубже.

В этом смысле нам непонятна позиция противников введения в школе "Основ православной культуры": трудно усмотреть какой-либо вред в том, что наши дети с младых ногтей узнают такие основополагающие нравственные заповеди, как "не убей", "не укради", "не прелюбодействуй", "возлюби ближнего своего". Трудно понять, почему воспитание уважения к великому прошлому своей страны может стать для молодого человека вредным или опасным. Вопросы о том, "что такое хорошо и что такое плохо" появляются у ребенка в самом раннем возрасте, и мы - семья и школа - должны быть готовы не только дать должные ответы, но научить ребенка самостоятельно оценивать происходящее вокруг с единственной неизменной точки зрения, с позиций нравственности и истинной религиозности.

Естественно, роль семьи в воспитании детей нельзя переоценить. Пример родителей, их образ - это то, что остается с нами на всю жизнь. И достойное воспитание детей, особенно в многодетных семьях требует от родителей подлинного жертвенного служения. Поэтому, чтобы поддержать морально матерей, родивших и воспитавших несколько детей, Святейший Патриарх Алексий учредил "Патриарший знак материнства", первое вручение которого состоялось в храме Христа Спасителя 28 ноября этого года. Эта награда - знак уважения к материнскому подвигу, символ признания высшей ценности семейного воспитания.

Не стоит, однако, забывать о том, что даже такие очевидные вещи, как необходимость нравственного оздоровления общества, встречают иногда непонимание, а порой и прямое противодействие со стороны тех, кто, будучи сам безнравственным, пытается еще и извлечь выгоду из общественных проблем. В немалой степени это относится к нынешним СМИ. К сожалению, в последние годы усилилось негативное влияние средств массовой информации на общественное сознание. При этом необходимо понимать, что воздействие СМИ на детей куда более серьезное, чем порой пытаются преподнести. СМИ, Интернет - это "факторы риска" в отношении молодежи. Даже если дети растут в благополучной семье, через массовые издания низкого качества и Интернет в душе ребенка может быть посеян грех, т.е. неправильные нравственные ориентиры, в том числе неправильное понимание супружества и искаженный взгляд на семейные ценности.

Нет смысла отрицать, существуют многочисленные примеры ответственного отношения представителей светских СМИ к своим профессиональным обязанностям. Недаром на прошедшем в октябре 2006 г. Форуме православных СМИ "Вера и слово" лауреатами премии этого фестиваля стали несколько светских журналистов. Однако параллельно этим позитивным процессам происходит очевидная деградация телевидения и печатных изданий - в которых в качестве главных тем окончательно закрепились сюжеты откровенно безнравственные, пошлые, развращающие неокрепшее сознание ребенка или подростка. На экранах телевизоров, в кинотеатрах, в Интернете формируется мощный инструмент антипедагогического, антигуманного и антихристианского воздействия, противостоять которому - долг не только любого верующего человека, но и каждого нашего соотечественника, кому неравнодушна судьба наших детей.

Повторюсь: все усилия власти по преодолению кризиса не принесут достойного плода, если программы поддержки семьи и рождаемости будут осуществляться на фоне пропаганды средствами массовой информации пороков, уничтожающих духовный потенциал и попирающих моральные основы жизни.

Поэтому мы сможем решить существующие в нашем обществе социальные проблемы только тогда, когда нам удастся возродить былые традиции семейной жизни, когда воспитание детей станет органичной частью, принадлежностью школьного обучения, когда мировоззрение, основанное на непреходящих религиозных ценностях, сделает подрастающее поколение опорой для нашего Отечества и Церкви. Надеюсь, совместными усилиями нам удастся изменить ситуацию в лучшую сторону. Спасибо за внимание.

29.12.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/22/publications/610

Док. 445943
Перв. публик.: 29.12.06
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 252

  • Климент (Капалин Герман Михайлович)

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``