В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Образование в Республике Саха (Якутия)` Назад
`Образование в Республике Саха (Якутия)`
Выступление члена Общественной палаты РФ Кириллиной В.И. на пленарном заседании "Образование, наука и интеллектуальный потенциал нации", 22 сентября 2007 года Образование в Республике Саха (Якутия) Система образования Якутии развивается в русле общероссийских тенденций. Успешно осуществляются мероприятия Приоритетного национального проекта "Образование" и демографической политики. В 2007 году Республика вошла в число 21 региона РФ, реализующих комплексные проекты модернизации образования по следующим направлениям: введение новой системы оплаты труда, переход на нормативное бюджетное финансирование, разработка новой системы оценки качества образования, развитие сети образовательных учреждений, расширение общественного управления образованием. При реализации данных направлений учтены региональные особенности - значительная зональная и поясная дифференциация, изолированность и труднодоступность населенных пунктов, низкий уровень развития инфраструктуры - которые обуславливают высокую стоимость жизни и повышенные расходы на предоставление социальных услуг населению. Например, в арктической зоне, где учится всего 15% учащихся республики, общие расходы на одного обучающегося в год по данным 2006 года составили 102,4 тысячи рублей, а в городах, где учится более 30% школьников, 44,5 тысяч рублей. Из общего количества (653) дневных общеобразовательных школ республики 72,3% находятся в сельской местности (476). Среднее расстояние до ближайшей школы по республике - 30,6 км. 26% (173) школ расположены в местах, связанных с ближайшим населенным пунктом зимником или только авиа и водными путями. В республике, как и в целом по стране, ежегодно на 3-5% сокращается число учеников. При сокращении числа обучающихся удельный вес малокомплектных и малочисленных (менее 100 обучающихся) общеобразовательных учреждений вырос с 65% в 2001-2002 учебном году до 75% в 2006-2007 учебном году. Существенным фактором снижения наполняемости классов является также то, что в республике 52% школ с родным (нерусским) языком обучения, где осуществляется деление классов на группы по уровню владения русским и родным языком. За последние пять лет значительно улучшена материально-техническая база учреждений, введено 75 новых школ. Однако 14% учащихся продолжают учиться в ветхих и аварийных зданиях, которые составляют 11,4% от общего количества школ. Кроме этого, в республике 112 двухэтажных деревянных зданий (17%), эксплуатация которых ограничена Роспожнадзором. В данных условиях в целях снижения неэффективных расходов в региональной системе образования в Республике Саха (Якутия) применяется программно-целевой метод управления социальной сферой. Деятельность органов исполнительной власти республики носит системный и плановый характер. В период с 2002 года по 2006 год в республике реализован индикативный пятилетний план социально-экономического развития и система из пятнадцати республиканских целевых программ, в том числе Государственной целевой программы развития образования Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы, направленной на системные изменения в сфере образования. Направления комплексного проекта модернизации образования являются составными частями республиканской программы развития образования. Стратегической целью государственной политики является повышение эффективности управления системой образования Республики Саха (Якутия), создание механизма ее устойчивого развития, соответствия социальным требованиям, результативности, эффективности и конкурентоспособности. На данном этапе активно реализуются мероприятия по введению новых финансово-экономических механизмов в систему общего образования. Создана нормативная база, утверждена методика формирования субвенции на получение общедоступного и бесплатного общего образования, методика формирования новой системы оплаты труда и стимулирования работников образования, план и меры экономического стимулирования оптимизации бюджетных расходов учреждений общего образования, утвержденные президентом. Переход на нормативное бюджетное финансирование осуществляется с 1 сентября 2007 года во всех учреждениях общего образования и 65 пилотных школ с 1 сентября т.г. переходят на новую систему оплаты труда. Муниципальными образованиями разрабатываются программы повышения качества образования, эффективности управления и использования ресурсов в сфере общего образования на 3 года. Постановлением Правительства определены следующие направления оптимизации расходов бюджетных средств в учреждениях общего образования, включая перевод и высвобождение аварийных и ветхих зданий ДОУ, общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, установку тепло и водосчетчиков, оптимизацию количества классов-комплектов и другие. 103 общеобразовательных учреждений являются опорными (базовыми), 130 школ - филиалами. Каждая пятая школ имеет интернат (106 в селе, 13 в городе), в которых учится 4 тысячи детей. В качестве стимулирования укрупнения старшей ступени обучения мы предлагаем временное опекунское пособие для семей, которые принимают детей на пансион или полупансион. Для минимизации рисков при введении нормативного бюджетного финансирования нормативная наполняемость классов установлена с учетом региональных особенностей в зависимости от плотности населения: в населенных пунктах с численностью свыше 10 тысяч человек - наполняемость класса 25 человек, в населенных пунктах с численностью от 5 до 10 тысяч человек - 20 человек, в арктической зоне - 12 человек, 14 человек в прочих городских и сельских населенных пунктах. Соответственно значения норматива расходов на 1 ученика являются наибольшими в арктической зоне и минимальными в столице республики. Например, норматив на одного обучающегося дневной общеобразовательной школы с районным коэффициентом 1,7 с наполняемостью 25 учащихся первой ступени равен 15 тысячам 990 рублей, с наполняемостью 20 человек - 19 тысяч 988 рублей, с наполняемостью 14 человек - 28 тысяч 554 рубля., а в Арктической зоне с районным коэффициентом 2,0 и наполняемостью классов 12 человек - 35 тысяч 439 рублей. Утвержден отдельный норматив для малокомплектных школ. Изменены критерии отнесения к малокомплектным учреждениям: - начальные школы до 11 учащихся; - основные школы с численностью учащихся 45 и менее; - средние школы с численностью учащихся 110 и менее. Таким образом, малокомплектных начальных школ - 36, основных - 40, средних - 107. При определении перечня малокомплектных школ был учтен план развития сети на 2007-2009 годы. Данный перечень будет ежегодно рассматриваться и обновляться. Какие проблемы возникают при обеспечении доступности качественного образования независимо от места жительства? - высокие проездные расходы, не позволяющие удовлетворить потребности детей и работников образования в качественном отдыхе, оздоровлении, повышении квалификации и переподготовке; - неравная доступность участия в конкурсах, олимпиадах и соревнованиях детей из отдаленных регионов, связанных с центром региона и Российской Федерации только авиатранспортом из-за высоких тарифов; - неполное соответствие технических характеристик автотранспорта, поставляемого в рамках ПНПО условиям Крайнего Севера; - высокий удельный вес семей с доходами ниже прожиточного уровня, несоответствие качества питания школьников физиологическим потребностям; - высокая стоимость строительства, содержания дошкольных учреждений и школ, обуславливающая наличие ветхих и аварийных зданий образовательных учреждений и невысокий уровень благоустройства; - практика внесения родительских взносов за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях продуктами в связи с отсутствием доходов и наличных денег у родителей и отсутствие кассовых документов о родительской плате; - нехватка мест в дошкольных образовательных учреждениях, особенно в городской местности. Предложения: 1. Создание условий обучения: расширить перечень учебных расходов, осуществляемых за счет субвенции: приобретение учебников федерального перечня для школьных библиотек, расходы на горюче-смазочные материалы для осуществления подвоза учащихся в общеобразовательные учреждения, расходы по оплате услуг Интернет-связи. 2. Совершенствование организации школьного питания: возобновить финансирование из федерального бюджета компенсационных выплат на питание учащихся государственных, муниципальных образовательных учреждений. Предлагаем разработать федеральный законопроект "О компенсационных выплатах на питание обучающихся в общеобразовательных учреждениях". 3. Совершенствование медицинского обслуживания: включить медицинских работников общеобразовательных учреждений в перечень медицинских работников, получающих компенсационные выплаты для сельских врачей. 4. Дополнительное финансирование из средств федерального бюджета для: финансирования проезда школьников Дальневосточного округа для участия в олимпиадах и конкурсах в городах Российской Федерации, а также отдыха и оздоровления детей в курортной зоне юга России; учета при выплате единовременного денежного пособия при любой форме устройства в семью районных коэффициентов; финансовой поддержки создания детских деревень и организации отдыха детей-сирот и детей с ограниченными возможностями. 5. По кочевым школам: придать официальный статус; в рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование" предусмотреть целевое финансирование кочевых школ.

09.10.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/964

Док. 445908
Перв. публик.: 09.10.07
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 96

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``