В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роль женщин в становлении гражданского общества Назад
Роль женщин в становлении гражданского общества
Выступление Кириллиной В.И., Члена Общественной палаты РФ, председателя Союза женских организаций РС(Я) на круглом столе "Кустук", 5 июня 2007 года Роль женщин в становлении гражданского общества Становление гражданского общества - важнейшая составная часть демократического процесса. Гражданское общество - реально действующие неправительственные объединения граждан, решающие конкретные проблемы их бытия, способные выражать и защищать свои интересы, используя механизмы самоорганизации, самоконтроля и взаимодействия с государством. Эти объединения не нацелены на извлечение коммерческой прибыли. Активная гражданская позиция, социальная чувствительность, обостренная приверженность ценностям свободы и демократии - обязательные качества активистов этих организаций. Как отмечают эксперты, гражданское общество дает возможность гражданину "отстоять свое достоинство, свои права". Оно же способствует отказу "от пассивного отношения к жизни, от патернализма и представлений, будто все тебе обязана предоставить высшая власть. Гражданское общество начинается там, где человек решает сам добиваться желаемого, объединяется с другими для достижения поставленных общественных целей и считает этот путь нормальным". В стране осуществляют свою деятельность десятки тысяч самых разных неправительственных организаций. В их числе - женские объединения, организации правозащитников, экологов, потребителей, предпринимателей, просветительские, исследовательские центры, благотворительные организации и т.д. В "Докладе о состоянии гражданского общества в Российской Федерации в 2006 году" Общественной палаты РФ говорится: "В настоящее время в России действуют более 1,5 тыс. женских организаций... Защита прав женщин, проблема гендерного равенства, забота об укреплении семьи, участие в формировании государственной политики в отношении женщин, семьи и детей, продвижение женщин на уровень принятия решений - важные цели женского движения в целом". Правозащитные женские организации составляют примерно 3/5 от общего числа женских объединений. Они заявляют, что занимаются как отстаиванием прав женщин, так и правами других групп граждан, например, призывников и солдат. На втором месте по распространенности - объединения, целью которых является борьба с дискриминацией женщин на рынке труда с помощью их переподготовки, профессионального обучения и переобучения. Примерно такое же количество женских объединений работает над проблемой преодоления насилия над женщинами. Два следующих направления - информационное и просветительско-образовательное. Далее идут объединения, оказывающие различные формы поддержки семье и занимающиеся благотворительностью; а за ними - развитием и поддержкой женского предпринимательства. Очень немногие женские организации заявляют о себе как о сугубо политических объединениях. В последние годы деятельность общественных организаций получила поддержку со стороны государства. Президент страны В.В.Путин, выступая в ноябре 2001 года на Гражданском Форуме, отметил необходимость дополнения вертикали власти в России "общественными горизонталями". В.В.Путин подчеркнул тогда, что "без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных". В 2005 году по инициативе Путина В.В. был разработан и принят Закон РФ "Об Общественной палате РФ" и образована Общественная палата РФ, которая официально начала свою работу в январе 2006 года со времени проведения первого пленарного заседания. На данном заседании В.В.Путин сказал: "Сегодня мы фактически подводим черту под важным организационным этапом - созданием этой принципиально новой структуры, призванной содействовать развитию гражданского общества, структуры, которая, как я надеюсь, станет площадкой для согласования позиций по существенным вопросам государственной политики и сформирует на этой основе сугубо демократические инструменты сотрудничества общественности и государства, органов власти и управления". 16 мая т.г. во время встречи с членами Совета Общественной палаты РФ В.Путин отметил: "Сегодняшняя встреча лишний раз подтвердила, что решение о создании Общественной палаты оказалось обоснованным и правильным. Общественная палата нашла свое место в жизни страны, стала не только фильтром при принятии решений на законодательном либо на правительственном уровне, а стала действительно серьезной экспертной инстанцией при принятии очень многих решений". В составе Общественной палаты РФ 126 членов, в т.ч. 32 женщины. Правовые аспекты государственной политики по улучшению положения женщин в Республике Саха (Якутия) На развитие законодательства Республики Саха (Якутия) по улучшению прав женщин большое влияние имеет законодательство Российской Федерации, которое исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина, равенства мужчин и женщин, защиты со стороны государства семьи, материнства и детства. За последние годы принято множество нормативных правовых актов, направленных на дальнейшее развитие государственной политики в отношении женщин. Федеральное законодательство на современном этапе Конституция Российской Федерации является основным и провозглашает права и свободы человека и гражданина высшей ценностью. Права женщин и права мужчин в законодательстве Российской Федерации рассматриваются с точки зрения прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации базовый принцип гендерного равенства в России реализуется через следующие нормативные правовые акты: Концепцию улучшения положения женщин в Российской Федерации, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.1996 г. No 6, Указ Президента Российской Федерации от 30.06.1996 No 1005 "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Российской Федерации", Концепцию законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин, утвержденную постановлением Государственной Думы Федерального Собрания от 20.11.1997 г. No 1929-П ГД, Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федеральный закон "О порядке въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации", Федеральные законы "О политических партиях", "Об образовании", "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указ Президента Российской Федерации "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин" от 4 марта 1993 г. No 337. Несомненным достоинством данного Указа было утверждение государственной политики в отношении женщин на федеральном и региональном уровнях. В период с 1993 года по 1996 год в сфере защиты женщин были приняты Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 года, постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 04 сентября 1995 года, была разработана и утверждена Концепция улучшения положения женщин, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 8 января 1996 г. No 6. Концепция улучшения положения женщин явилась документом, определяющим общую стратегию и приоритетные направления государственной политики Российской Федерации в отношении женщин. При этом главной целью государственной политики является полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях. Особо подчеркивается, что Концепция направлена на реализацию равных прав и свобод и создание равных возможностей для мужчин и женщин. В этот период также принят Указ Президента Российской Федерации "О повышении роли женщин в системе федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 30 июня 1996 года No 1005, направленный на увеличение представительства женщин в управлении делами государства, поощрение руководителей федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента Российской Федерации за привлечение женщин к государственной службе на ответственных должностях. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации по реализации конституционной нормы о равенстве мужчин и женщин постановлением от 20 ноября 1997 года была одобрена Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 1997 года No 91 "О Комиссии по вопросам улучшения положения женщин" была образована Комиссия по вопросам улучшения положения женщин. В сфере защиты трудовых прав женщин-работниц принято Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" от 25 февраля 2000 года No 162. 28 июня 2001 г. был утвержден Национальный план действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 гг. (распоряжение Правительства Российской Федерации No 885-р). Кроме решений органов государственной власти по разработке и реализации гендерной политики по обеспечению равноправия женщин и мужчин, активное участие принимают общественные объединения. Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) постановлением от 26 сентября 2001 года No 14-6 утвердила Концепцию гендерной политики ФНПР. В Концепции гендерной политики профсоюзы России, признавая международно-правовые нормы о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, в основных направлениях деятельности исходят из принципа деятельности профсоюзов по реальному обеспечению равных прав и возможностей мужчин и женщин в социально-трудовых и общественно-политических отношениях. Обозначена актуальность гендерного подхода в решении вопросов реального равенства женщин и мужчин: не только законодательное провозглашение гендерного равенства в обществе, но и необходимость создания соответствующего морально-этического климата, позволяющего реализовывать потенциальные возможности и интересы, как мужчин, так и женщин, сохранять достоинство и тех, и других. Принятая гендерная стратегия профсоюзов является примером участия не только государства, и тех общественных объединений, которые по цели своего создания занимаются женскими проблемами, но и общественных объединений, деятельность которых направлена на каждодневную работу по обеспечению равенства женщин и мужчин. Достижением для российского государства является разработка проекта федерального закона "О государственных гарантиях равных прав и свобод мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации", который прошел первое чтение в Государственной Думе Федерального Собрания 16 апреля 2003 года. Есть надежда на окончательное принятие данного федерального закона, который бы послужил базой для принятия аналогичных законов в субъектах Российской Федерации. Таким образом, в настоящее время законодательство Российской Федерации имеет огромное влияние на развитие законодательства Республики Саха (Якутия) по вопросам улучшения положения женщин, перехода к гендерной стратегии - равенства мужчин и женщин, материнства, отцовства, детства, как социального компонента государственной политики государства. Законодательство Республики Саха (Якутия) в отношении соблюдения прав женщин В законодательстве Республики Саха (Якутия) основные права женщин закреплены в следующих основных документах: в Конституции (Основном законе) Республики Саха (Якутия), Декларации о государственном суверенитете Якутской - Саха ССР от 27 сентября 1990 года No226 - Х11, также в специальных законах, регулирующих отношения в сфере предметов совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Отрасли законодательства Республики Саха (Якутия), содержащие нормы, реализующие права женщин: 1. Законодательство Республики Саха (Якутия) о выборах состоит из следующих наиболее важных законов: Закона Республики Саха (Якутия) "О Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия)" от 15.06.2002 .20-З No371-II (от 25.12.2003), Закона Республики Саха (Якутия) "О выборах народных депутатов Республики Саха (Якутия)" от 25 декабря 2003 года 97- З No 197-111 ( в ред.от 30.03.2005), Закона Республики Саха (Якутия) "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" от 18 мая 2005 года 228-з No 463-111. 2. В законодательстве о государственной и муниципальной службе Республики Саха (Якутия), влияющем на права женщин, можно выделить следующие законы Республики Саха (Якутия): Закон Республики Саха (Якутия) "О государственной гражданской службе Республики Саха (Якутия)" от 30 марта 2005 года 214-З No 433-111, "О муниципальной службе в Республике Саха (Якутия)" от 19 апреля 2000 года З No 175 - II (в ред. от 10.07.2003), "О проведении конкурса на замещение вакантной муниципальной должности муниципальной службы в Республике Саха (Якутия)" от 11 декабря 2002 года 85-З No 511-11, "Об аттестации муниципальных служащих в Республике Саха (Якутия)" от 16 октября 2003 года 74-З No 157-111. 3. Законодательство Республики Саха (Якутия), регулирующее вопросы образования, здравоохранения, также социально - трудовую сферу. В сфере образования, здравоохранения, социально-трудовой сфере следующие законы: - "Об образовании" от 23 мая 1995 года З No 59-1 (в ред. от 16.06.2005), "Об учителе" от 14 июня 1995 года З 67-1 (В ред. от 28.04.2002), "О науке и государственной научно-технической политике (новая редакция)" от 15 апреля 2004 года 123-З No 267-111; - "Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)" от 19 мая 1993 года No 1487-Х11 (в ред. от 15 июля 2004 года), "О защите населения Республики Саха (Якутия) от туберкулезной инфекции и оказании противотуберкулезной помощи" от 17 февраля 1999 года З 73-11 (в ред. от 16.06.2005), "О предупреждении распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), и социально-правовой защите населения" от 1 декабря 2994 года 183-З No 373 -111; - "О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих в организациях, финансируемых из государственного бюджета Республики Саха (Якутия)" от 9 декабря 2004 года No 187 -З No 381-111 (в ред. от 25.10.2005), "О размерах районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате в Республике Саха (Якутия)", "Об охране труда" от 1 декабря 2004 года 179- З No 365-111; - "О ежемесячном пособии на ребенка гражданам, имеющим детей" от 9 декабря 2004 года 190-З No 387-111, "О социальной поддержке ветеранов тыла и ветеранов труда в Республике Саха (Якутия)" от 9 декабря 2004 года 188-З No 383-111, "О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Саха (Якутия)" от 9 декабря 2004 года 189-З No 385-111, "О ветеранах труда Республики Саха (Якутия)" от 25 октября 2005 года 285 - З No 577 -111, "О дополнительных гарантиях по социальной защите пенсионеров и отдельных категорий граждан Республики Саха (Якутия)" от 5 марта 2002 года No5 - З (341 - 11) (в ред. от 09.12.2004) и др. Основополагающим нормативным правовым актом, определяющим деятельность органов государственной власти по улучшению положения женщин, является Концепция государственной политики по улучшению положения женщин в Республике Саха (Якутия), утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2001 года No 95. В целях реализации Концепции в Республике Саха (Якутия) Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 5 июня 2002 года No 281 утвержден План действий по улучшению положения женщин в Республике Саха (Якутия) на 2002-2006 годы, а в 2006 году - План действий по улучшению положения женщин в Республике Саха (Якутия) на 2007-2011 годы. Необходимо подчеркнуть, что План является перечнем тех конкретных мероприятий, которые в республике реализуются в целях устранения негативных факторов, влияющих на положение женщин. План по улучшению положения женщин имеет огромное влияние в реализации государственной политики по улучшению положения женщин в республике и призвана обеспечить реальное равенство между женщиной и мужчиной во всех сферах жизни общества и государства. Различные аспекты улучшения положения женщин и решения проблем, обозначенных в вышеназванной Концепции, находят свое отражение и в иных нормативных правовых актах. Участие женщин в политической и общественной жизни республики В современном обществе возрастает роль женщины, ее политический и гражданский потенциал. Строительство гражданского демократического общества невозможно без сознательного вхождения женщин в органы государственной власти, без их участия в деятельности политических партий и общественных объединений. Женщины сегодня широко представлены практически во всех сферах общественно-политической и социально-экономической жизни и потому оказывают активное влияние на формирование общественного мнения. Статистика по РС(Я) за последнее десятилетие дает представление о конкретной картине представительства женщин в органах власти. Низкой остается представленность женщин на высших должностях государственной власти, в то время как они занимают в количественном отношении большинство должностей государственной службы. По состоянию на 1 января 2005 года из 2824 государственных должностей и должностей государственной гражданской службы 1867 (66,1%) были представлены женщинами. Мониторинг представительства женщин в законодательной и исполнительной власти ясно выявляет, что сохраняется низкая представленность женщин на высших должностях. Женщины, составляя 51,1% населения республики, в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) занимают всего 6 (8,6%) депутатских мандатов из 70. Участие женщин в деятельности Правительства РС(Я) на уровне руководства министерствами, департаментами, госкомитетами также остается скромным. Среди 7 заместителей председателя Правительства РС(Я) только 1 женщина, из 18 министров - 2 женщины, из 4 председателей Госкомитетов - 1 женщина. Таким образом, первыми лицами 22 министерств и госкомитетов республики являются всего 3 женщины, что составляет 13,6%. Женщины больше представлены на уровне заместителей (первых заместителей - 7, заместителей - 12) и начальников управлений, отделов, специалистов. Необходимо отметить, что в 2007 году Вице-президентом РС(Я) стала женщина - Михайлова Е.И., первым заместителем Руководителя Администрации Президента и Правительства РС(Я) является Кормилицына Е.И., также руководителями трех из 4 департаментов Администрации Президента и Правительства РС(Я) стали женщины: Департамент по государственно-правовым вопросам и взаимодействию с федеральными органами РФ - Гурьева С.М., Департамент внутренней политики, анализа и прогноза - Николаева Л.А., Департамент кадровой политики, государственной и муниципальной службы - Павлова А.К. Женщины преобладают и среди муниципальных служащих - 62%. Но опять-таки среди 35 глав муниципальных образований на уровне улусов (районов) только одна женщина. Как показывает статистика, за последние годы стабильны показатели представленности женщин-руководителей в отраслях бюджетной, непроизводственной сферы - это директора библиотек, музеев, главные врачи, руководители учреждений сферы услуг и др. Женщины заняли ниши должностей главных бухгалтеров, экономистов, руководителей планово-экономических, финансовых отделов и кадровых служб. Таким образом, проблема продвижения женщин в органы государственной власти и на уровень принятия решений остается в числе приоритетных и требует изменения подходов в государственной политике и учета гендерного фактора. Представленность женщин в сфере государственной власти, особенно на высших уровнях, продолжает оставаться актуальной задачей не только для самих женщин, но и всего общества и государства. Эта задача признавалась не раз и самими государственными органами на самых высших уровнях. Еще на XI съезде женщин Якутии в 2001 г. подчеркивалась необходимость разработки и принятия закона о квотировании женского представительства в парламенте, в органах исполнительной власти. Политика, которая формируется преимущественно представителями одного пола, не может отвечать потребностям всех граждан. В развитии законодательства по улучшению положения женщин в 2003 и 2005 годах был разработан проект Закона Республики Саха (Якутия) "О представительстве женщин в органах государственной власти и органах местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)", который не прошел процедуру согласования в органах государственной власти. Таким образом, отсутствие в Конституции республики правовой нормы о равенстве прав и возможностей между мужчиной и женщиной является препятствием для развития законодательства по обеспечению равных прав и возможностей между мужчиной и женщиной, предполагающей выравнивание представительства мужчин и женщин в органах власти. Аналогичный проект федерального закона "О государственных гарантиях равных прав мужчин и женщин и равных возможностей для их реализации" был одобрен Госдумой еще в апреле 2003 года, но так и не был принят. Интересно проследить картину участия женщин в выборах в представительные органы власти. В соответствии со статьей 1 Конвенции о политических правах женщин от 1953 г. женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах, на равных с мужчинами условиях без какой бы ни было дискриминации. Данная Конвенция обеспечила женщинам равные активные и пассивные избирательные права наряду с мужчинами, также право на равных с мужчинами занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции. В 1990 г. состоялись первые альтернативные выборы в Верховный Совет РСФСР. По итогам выборов от Якутской АССР депутатские мандаты получили 9 мужчин и 1 женщина - Корнилова З.А. Примечательно, что по Якутскому национально-территориальному округу баллотировалось 13 кандидатов, из которых 6 - женщины. Во второй тур также прошли 2 кандидата - Корнилова З.А. (23,2%) и Шамшурина Т.С. (12,0%). На выборах депутатов Государственной Думы РФ в 1995 году по Якутскому одномандатному округу были зарегистрированы 8 кандидатов (в т.ч. 2 женщины) в депутаты. В сложной предвыборной борьбе депутатом снова была избрана Корнилова З.А. На следующих парламентских выборах 1999 г. снова приняли участие две женщины, но на этот раз депутатом был избран В.Н.Басыгысов. Таким образом, несмотря на то, что участие женщин в выборах федерального уровня было недостаточно активным, именно кандидат-женщина дважды добивалась успеха, что говорит о высоком потенциале женщин-политиков и доверии им со стороны избирателей. Депутаты Верховного Совета ЯАССР XII созыва, избранные в марте 1990 г., оказались в самой гуще исторических событий, связанных с демократическими преобразованиями в обществе, со становлением новой государственности России. Из 161 депутата Верховного Совета ЯАССР XII созыва женщин было 12 человек (7,5%). Высший законодательный (представительный) и контрольный орган республики - Государственное Собрание (Ил Тумэн) является правопреемником досрочно прекратившего свою деятельность Верховного Совета Республики Саха (Якутия). На выборах 12 декабря 1993 года было избрано 56 депутатов, из них в Палату Республики - 35, Палату Представителей - 21. По результатам этих выборов в Государственном собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) было представлено 6 женщин-депутатов (10,7%). Выборы народных депутатов в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) второго созыва состоялись 28 декабря 1997 года. На основании Конституции Республики Саха (Якутия) со второго созыва была установлена равная норма представительства в палатах - по 35 депутатов сроком на 5 лет. В 1997 г. среди зарегистрированных кандидатами в народные депутаты Государственного собрания (Ил Тумэн) РС(Я) мужчин было 392 человека (83,6%), женщин - 77 (16,4%). По итогам выборов число женщин-депутатов в высшем законодательном органе республики увеличилось до 10 (14,3%). На состоявшихся в декабре 2002 г. выборах депутатов Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) третьего созыва избрано женщин всего лишь 6 человек или 8,6%. Всего было зарегистрировано 289 кандидатов в народные депутаты, из них 35 или 12% женщин. Более активное участие женщины принимают в выборах местного уровня. 26 ноября 2000 г. - 25 февраля 2001 г. в республике состоялись выборы депутатов местных представительных органов государственной власти и глав администраций улусов и городов. Около четверти депутатов улусных (городских) Собраний составили женщины - 139 человек (25,9%). Кроме того, главами улусов стали 3 женщины: Атласова Н.В. - главой Абыйского улуса, Дьячковская А.А. - Алданского района, Петрова В.А. - Нюрбинского улуса. В декабре 2002 г. на выборах депутатов представительных органов местного самоуправления РС (Я) в качестве кандидатов в депутаты были зарегистрированы всего 2044 человек, в т.ч. 628 женщин (30,72%). Кандидатами на должность глав муниципальных органов зарегистрировались 134 человека, в т.ч. 10 женщин (7,5%). Всего были избраны 33 главы муниципальных образований, среди которых всего одна женщина - глава Абыйского муниципального образования - Р.И. Винокурова. В 2005 г. в Республике Саха (Якутия) состоялись выборы во вновь образованных муниципальных образованиях на уровне поселений. Избраны главы муниципальных образований, сформированы представительные органы во всех городских и сельских поселениях. Среди избранных 400 глав муниципальных образований - 88 женщин, или 22%. Из избранных 4383 депутатов советов более половины являются женщинами - 2205 (50,31%). Обеспечение равных прав и равных возможностей всех слоев и групп населения во всех сферах, в том числе на участие в политической жизни страны, - необходимая предпосылка и условие построения правового государства. Сложившиеся стереотипы политического поведения женщин накладывают отпечаток на возможности интеграции женщин в политику через деятельность политических партий. Как правило, женщина может претендовать лишь на рядовое членство в партии, в лучшем случае, исполнение секретарских и технических обязанностей (ведение документации, сбор взносов, регистрация членов, обеспечение явки на собрание и т.д.). Среди двадцати региональных отделений политических партий, зарегистрированных в нашей республике, лишь три возглавляются женщинами - региональные отделения партии "Яблоко" Томская Татьяна Викторовна, ЛДПР - Котовская Татьяна Борисовна, Партия возрождения России - Корнилова Зоя Афанасьевна. Такая картина наблюдается не только в республике, но и в целом по России. Женщин почти нет в руководящих органах партийных организаций, имеющих свои фракции в государственной Думе Российской Федерации и оказывающих реальное воздействие на политику страны. Сегодня чуть более половины членов самой многочисленной в республике партии "Единая Россия" - женщины (51%). В составе Политсовета, состоящего из 25 человек - 4 женщины (16%), из 36 местных отделений партии в 8-ми секретарями местного политсовета являются женщины. В региональном отделении КПРФ более одной трети - женщины. В региональном отделении ЛДПР доля женщин в высшем руководящем органе - около 70%. Политические партии являются одним из основных каналов выхода политиков в сферу государственного управления. Как правило, женщины активно участвуют в избирательных кампаниях политических партий в качестве агитаторов, наблюдателей, членов избирательных комиссий, но не в качестве кандидатов в депутаты. В партийных списках кандидатов в депутаты женщинам отводят минимальное число мест, 10-12% от общего числа, что не обеспечивает равных возможностей для мужчин и женщин. В Послании Федеральному Собранию 2004 г. Президент России подчеркнул, что политические партии должны теснее сотрудничать с гражданскими структурами. Непосредственная связь с людьми, с обществом поможет улучшить качество народного представительства на всех уровнях. И партии должны быть заинтересованы в расширении своих рядов, интеллектуального и кадрового потенциала, в том числе и за счет женского населения страны. Определенной нишей для самореализации и кооптации женщин в политику являются общественные организации. Образование различных общественных объединений и организаций стало одной из важных составляющих политической жизни страны в последние двадцать лет. Среди них все большее значение приобретают женские организации, через деятельность которых женщины традиционно обеспечивали себе доступ к институтам власти и возможность вести активную политику. Феминизация бедности, рост женской безработицы, фактическое неравенство и скрытая, а часто и открытая дискриминация работающих женщин при нерешенности многих бытовых проблем, общем кризисе институтов семьи и брака становятся катализаторами повышения гражданской активности женщин. В октябре 1995 г. на X съезде женщин Якутии был создан Союз женских организаций Якутии как преемник республиканского женского совета. Союз был учрежден пятью женскими организациями. Сегодня Союз женских организаций РС(Я) является общественной силой в республике с разветвленной системой, координирующей деятельность различных по профилю и направленности женских организаций, каждая из которых имеет свою специфику. Их объединяет стремление улучшить условия жизни, решить социальные и демографические проблемы при поддержке общества и государства. Деятельности женских общественных организаций во всем мире свойственна волонтерская направленность, безвозмездность, открытость, желание женщины сделать мир добрее и гуманнее. Ими движет осознание своих особых социальных, гражданских, политических интересов, и необходимости их защиты. В состав СЖО РС(Я) входит более 400 наслежных женских советов и комитетов по интересам и проблемам женщин, 128 клубов по интересам и проблемам, 23 республиканские женские общественные объединения различной направленности. Они являются основной общественной силой в организации работы среди семей, женщин, отцов и детей Союз женских организаций РС(Я) принимает активное участие в выборах всех уровней. Так, Союз принял самое активное участие в выборах Президента РС(Я) 1996 и 2001-2002 гг., Президента РФ 1996, 2000, 2004 гг., в Государственную Думу РФ 1995, 1999, 2003 гг., в Государственное Собрание (Ил Тумэн) РС(Я) 1997, 2002 гг., глав муниципальных образований и депутатов представительных органов местного самоуправления в 2002 г. Союз женских общественных организаций продолжает работу по сохранению стабильности, мира и благополучия в обществе; формированию нравственно-духовных ценностей народа; расширению региональных и международных экономических и политических связей. По существу, Союз женских организаций является объединяющим центром женского движения в Республике Саха (Якутия). Женское движение в республике крепнет за счет расширения и обновления социальной базы; оно становится гораздо более разнообразным, многосоставным; усложняются и совершенствуются его идейно-деятельностные подходы. Союзом женских организаций РС(Я) установлены деловые, партнерские отношения с органами исполнительной и законодательной власти республики. В целях содействия развитию гражданского общества, стимулирования и поддержки деятельности женских общественных организаций, привлечения их потенциала в решение социальных проблем Правительство РС(Я) постановлением от 27 февраля 2003 г. No 101 "Об учреждении грантов Правительства Республики Саха (Якутия) женским общественным организациям" учредило пять ежегодных грантов по 50 тыс.рублей каждый. Направления конкурса: - организация профилактической и просветительской работы среди девушек, подготовка их с семейной жизни и ответственному материнству; - обучение женщин оздоровительным методикам и внедрение технологий избавления женщин от вредных привычек; - обучение женщин, не имеющих работу либо временно оторванные от активной жизни и деятельности по другим причинам, организация общественных работ для женщин; - развитие семейного бизнеса, участие в предпринимательском движении; - стимулирование женского представительства в структурах исполнительской власти, развитие механизмов сотрудничества между государственными структурами и женскими общественными организациями. В 2003-2006 гг. гранты Правительства РС(Я) получили 20 женских общественных организаций. Министерством по делам предпринимательства, развития туризма и занятости РС(Я) ежегодно проводится конкурс "Женщина-директор года". В 2004 году четыре финалистки из Якутии стали участниками Всероссийского конкурса "Женщина-директор года": Попова Л.П. (ПБОЮЛ, МО "Намский улус"), Алексеева М.Р. (турфирма "Саха-тур" г.Якутск), Трифонова И.Н. (ООО "Майяфарм"), Малявская Е.К. (ПБОЮЛ, МО "Вилюйский улус"). Предпринимательницы Заровняева Р.А., директор ООО "Эрэл" из Горного улуса, Никифорова И.С., директор ПК "Чурапчинка" и Острельдина С.Г., директор ООО "Эллэйада Швея", вошли в Памятную книгу "Женщины России". Женское движение является мостиком между гражданским обществом и непосредственно властью. Процесс демократизации женского движения, активизация объединений, ведущих общественную работу, связан со стремлением женщин посредством самореализации и саморазвития создать новую гуманистическую цивилизацию, новое гендерное социокультурное пространство. В целях реализации государственной политики по улучшению положения семьи, детей, женщин, демографической ситуации и формированию здорового образа жизни населения распоряжением Президента Республики Саха (Якутия) от 15 апреля 2002 года создана Межведомственная комиссия по реализации программ и планов действий по улучшению положения семьи, детей женщин, реализации демографической политики и формированию здорового образа жизни населения Республики Саха (Якутия). Председатель комиссии - Вице президент республики Е.И.Михайлова. В состав комиссии входят члены Правительства РС(Я), руководители заинтересованных министерств и ведомств, представители общественности. Распоряжениями глав муниципальных образований такие комиссии созданы в 28 улусах и городах республики. В 17 улусах "Планы действий по улучшению положения семьи, женщин на 2002-2006 гг." имеют финансирование. Вехами в развитии женского движения в республике стали съезды женщин Якутии. На ХП съезде женщин Якутии, прошедшем в марте 2006 года, делегатами было отмечено, что растет активность женских общественных объединений и расширяются возможности их участия в политической жизни республики, разработке и реализации государственной социальной политики по улучшению положения женщин, по итогам выборов в муниципальные органы в октябре 2005 года более половины мандатов представительных органов муниципальных образований на поселенческом уровне получили женщины, активизируется деятельность Союза женских организаций Республики Саха (Якутия), ими установлены деловые контакты с Союзами женщин регионов Дальневосточного федерального округа, женскими общественными объединениями России и ее субъектов. Союз женских организаций Республики Саха (Якутия) представлен в Общественной Палате Российской Федерации. Вместе с тем, делегатами было указано на неблагоприятные тенденции в демографических процессах в Республике Саха (Якутия), особенно снижение рождаемости, сокращение численности населения, депопуляция в отдельных улусах (районах) республики, невысокая продолжительность жизни, социальное сиротство, детская безнадзорность, подростковая преступность, низкая представленность женщин на уровне принятия решений, ухудшение здоровья женщин и детей, рост женского алкоголизма и преступности. Съезд принял рекомендации по вопросам улучшения демографической ситуации в республике Саха (Якутия), отстаивания государственных социальных гарантий и компенсаций для северян, в т.ч. северных пенсий, проведения гендерной политики, принятия Закона Республики Саха (Якутия) "Об охране материнства и отцовства в Республике Саха (Якутия)" и Концепции гендерной политики в Республике Саха (Якутия), разработки и принятия Закона РС(Я) "О представительстве женщин в органах государственной и муниципальной власти", усиления контроля над соблюдением законодательства о правах и гарантиях женщин, детей, семьи, в первую очередь, пожилых и многодетных, стимулирования политических партий к принятию мер по выравниванию возможностей участия женщин и мужчин в политическом процессе, формирования кадрового резерва из числа женщин на государственной и муниципальной службе путем разработки программы их подготовки и переподготовки и т.д. Женские организации активно участвуют в работе Общественно-консультативного Совета при Президенте Республики Саха (Якутия). Участвуя в деятельности Общественно-консультативного Совета при Президенте республики, женщины Якутии принимают активное участие в становлении гражданского общества и развития демократических институтов, не ограничиваясь узкими вопросами улучшения положения женщин. Для продвижения женщин в политике, для достижения гендерного баланса в политических структурах, необходимо развитие, в первую очередь, гражданской инициативы самих женщин, которых очень много. Хотелось бы обратить ваше внимание на две таких инициативы, которые были инициированы и реализованы женщинами: 2003 год - первая в мире Кругосветная женская автоэкспедиция (руководитель Новгородова О.В.), 2007 год - женский автопробег "Дорогами дружбы и солидарности народов", посвященный 110-летию видного государственного деятеля М.К.Аммосова и 375-летию вхождения Якутии в состав Российского государства (руководитель Заболоцкая А.С.). Сегодня участницы автопробега принимают участие на нашем круглом столе и расскажут о результатах своего проекта. Женщины должны активнее включаться в работу политических партий, где могут получить опыт политической деятельности, закрепить лидерские качества. Необходимо расширение участия женщин в партийных организациях с целью продвижения женщин во власть, разработать механизм включения представителей женского пола в выборные партийные списки, используя опыт зарубежных стран. Женские общественные организации должны находить и применять новые формы работы, активнее осуществлять социальное партнерство с государственными и негосударственными структурами. Необходимо продолжать проведение гендерной экспертизы законодательных актов. Решение задач партнерского участия женщин и мужчин во всех ветвях власти должно опираться на подготовку самой женщины к этой роли, к возможности конкурировать на равных. Эксперты ООН считают, что число женщин в структурах власти, которое может оказать реальное воздействие на политику с учетом интересов самих женщин, должно быть не менее 30%. В мире существуют различные способы обеспечения представительства женщин в парламенте. Во-первых, имеются законодательные квоты, согласно которым женщины должны составлять определенную часть избранных представителей. Во-вторых, избирательный закон может требовать от партий, выставлять определенное число женщин. В-третьих, политические партии могут принять свои собственные неформальные квоты для женщин-кандидатов на парламентское место, которые используются с различной степенью успешности по всему миру. Целесообразно было бы разработать программу по гендерному паритету, целью которой была бы подготовка и воспитание женщин-лидеров. В круг задач такой программы включить формирование республиканской сети гендерного просвещения и воспитания, встроенной в существующую систему общего и профессионального образования; создание базы данных женщин-лидеров. У женщин есть стремление влиять на политический процесс, и опыт управления. Проблемы и задачи Проблема реализации прав женщин охватывает широкий круг социально-экономических, этнокультурных и политических вопросов. Женщины воспроизводят людские ресурсы, формируют нравственно-культурный потенциал, являются большой социальной силой. Сегодня, на современном этапе развития общества мы начали переход от декларации имеющихся прав к реальному их осуществлению. В сфере решения женских проблем накоплен определенный позитивный опыт. Во-первых, женская активность в Якутии социально толерантна. Свою роль в этом играют как российские, так и местные, регионально-национальные особенности менталитета и традиции. Республиканское женское движение ориентировано на деловой диалог с мужчинами. Именно активность женщин придала многим пост-перестроечным начинаниям социально позитивный заряд, созидательный импульс. Женские общественные организации являются составной частью гражданского общества. Во-вторых, женское движение в РС(Я) ищет и находит собственные формы работы. Многое в женских объединениях представляет собой синтез традиционного опыта народов с современными формами и инструментарием работы с населением. Необходимо отметить, что в Якутии давно ведется сложная, кропотливая работа по восстановлению культуры отцовства. В-третьих, многонациональное женское движение в республике проявляет высокую этнокультурную и конфессиональную терпимость. Активистки этнических диаспор, женские элиты выступают единым фронтом подлинного интернационализма, стремятся сохранять межнациональное согласие. Гендерные исследования в течение 1996-2005гг. в Якутии показали: женщины республики ориентированы на добрососедские, мирные, доброжелательные отношения с живущими рядом народами. Эта мудрость женщин-якутянок - подлинное богатство, достояние республики. В-четвертых, республиканская политика в последнее время все больше ориентируется на гендерную симметрию - стремится решать проблемы женщин в комплексе с "мужскими". Это также ценный компонент государственной политики республики. Поддержка статуса мужчины - мальчика, юноши, мужа и отца - задача социальной и национальной важности. Есть в республиканской политике и практике направления, требующие постоянного внимания. Главное направление, безусловно, сфера занятости. Сегодняшние реалии таковы, что заработок именно женщины в преобладающем большинстве семей если не основа, то значительная часть доходов. Но женщины не всегда могут трудоустроиться в соответствии с образовательной и профессиональной подготовкой. Это первичная проблема. Вторичная проблема в том, что в силу сложившейся структуры экономики и гендерных стереотипов, в основном женщины не только в республике, но и в стране в целом, заняты в социально ориентированных видах труда. Отсюда вытекает необходимость усиления контроля за соблюдением законодательства в сфере охраны прав женщин на труд. Следующей задачей является усиление конкурентоспособности женщин на рынке труда через дальнейшее повышение их образовательного и профессионального уровня, гендерный расчет потребностей в профильной подготовке кадров, рациональные расстановку и использование женской рабочей силы. Рекомендовать работодателям соблюдать не только законодательство, но и гендерную корректность. Следует обеспечивать через СМИ, творческие объединения и союзы формирование современного имиджа женщины - успешно социализированной, состоявшейся в качестве самодостаточного гражданина. Как уже отмечалось, что, несмотря на высокий уровень образованности и профессиональной подготовленности, женщин мало среди лиц, занимающих высшие государственные должности. Можно сказать, что между женщиной и властью сохраняется дистанция. Такое отчуждение между двумя влиятельными силами чревато конфликтной будущностью и снижением социального тонуса всего социума. Последние выборы в муниципальные органы показали, что женщины могут реально участвовать в "продвижении во власть". К сожалению, в настоящее время в РС(Я) в региональных отделениях политических партий, планирующих принять участие в предстоящих выборах практически отсутствует гендерный компонент. Они созданы, сконструированы и ориентированы как "мужские" или просто бесполые. Многочисленный, социально позитивно ориентированный и дисциплинированный женский контингент - весьма привлекательный партнер для политических партий. Государственная политика может и должна так воздействовать на женское население республики, чтобы оно и в будущем оставалось гарантом стабильности и гражданского мира, процветания и благополучия. Учитывая все это, нужно ускорить и расширить вовлечение "женских кадров" в государственные, политические и общественные структуры. Социальная уникальность женщины заключается в том, что все "инвестиции" в нее возвращаются инвестору. Солидные социальные пакеты ради ее здоровья и материального достатка возвращаются здоровым потомством и стабильностью рядовых семей; пропаганда престижа женщины-матери и официальное преклонение перед материнством - ростом рождаемости, будущей рабочей силой. Следует подчеркнуть, что именно женщины в республике настроены на сохранность традиционных семейных устоев и самого института семьи, несут основной груз работы и ответственности по формированию новых поколений. Государство должно и обязано быть заинтересовано в таком благоприятном "инвестиционном объекте" как женщина. В заключение хотелось бы отметить, что, благодаря консолидации усилий, взаимодействию и конструктивному сотрудничеству государственных структур с общественными объединениями граждан, достигнуты определенные результаты в становлении гражданского общества. И в этих результатах немалый вклад женщин республики.

07.06.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/876

Док. 445878
Перв. публик.: 07.06.07
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 249

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``