В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Влияние качества жизни на демографическую ситуацию в Республике Саха (Якутия) Назад
Влияние качества жизни на демографическую ситуацию в Республике Саха (Якутия)
Выступление Члена Общественной палаты РФ Кириллиной В.И. на П Всероссийской конференции "Семья, дети и демографическая ситуация в России" 17 мая 2007 года Влияние качества жизни на демографическую ситуацию в Республике Саха (Якутия) Повышение качества жизни является важнейшим государственным приоритетом и рассматривается сегодня как одно из перспективных направлений социально-экономического развития Российской Федерации. В своем выступлении мне хотелось бы отразить некоторые аспекты взаимосвязи качества жизни населения и основных демографических показателей на примере Республики Саха (Якутия). При этом я буду исходить из того, что качества жизни населения существенно различаются не только в зависимости от социального статуса человека, но и по региональному признаку. В настоящее время регионы Российской Федерации существенно различаются между собой по уровню доходов на душу населения, так называемой "стоимости жизни" и по другим показателям качества жизни населения. Эта проблема требует особого внимания к отдаленным регионам, к которым относится и Республика Саха (Якутия), которая в силу экстремальности природно-климатических условий, удаленности от промышленно развитых районов страны относится к малоосвоенным и слабозаселенным регионам. Современная налогово-бюджетная политика государства предусматривает концентрацию доходов, в первую очередь за использование недр, в федеральном бюджете. Одновременно происходит передача многих полномочий, социальных программ и обязательств на уровень регионов. В результате такой политики доходы северных регионов становятся меньше, а социальных обязательств по отношению к жителям больше. Это не могло не сказаться на таких основных демографических показателях, как численность населения и уровень миграционного оттока населения. Значительно сократились темпы роста численности населения. Особенно существенно уменьшилась численность городского населения, что связано с высоким миграционным оттоком жителей из республики. Снижение рождаемости с одновременным ростом смертности привело к значительному сокращению естественного прироста населения. В 2005 году впервые в республике появились районы с отрицательными значениями данного показателя - их стало 8 - это Абыйский, Алданский, Верхнеколымский, Нижнеколымский, Оймяконский, Олекминский, Усть-Майский и Усть-Янский административные районы. Начиная с 1991 г. общая численность населения республики постоянно и ежегодно снижается (рис. 1.1), кроме показателей 2004, 2005 гг., когда наблюдался небольшой прирост населения. За 1989 - 2005 гг. республика потеряла 143,4 тыс. чел. или 13,1%, в том числе по городской местности - 121,2 тыс. чел. (16,6%), по сельской - 22,2 тыс. чел. (6,1%). Сокращение абсолютных показателей общей численности населения затрагивает все большее число административных районов республики: в 1990 г. оно произошло в 11 районах из 35, в 1995 г. - в 19, в 2005 г. - в 22. Следует отметить, что для населения республики всегда была характерна сравнительно молодая возрастная структура, сложившаяся в результате многолетнего миграционного притока и высокого уровня рождаемости. В последние годы наблюдается смещение в возрастных группах населения в сторону старших возрастов, что свидетельствует о появлении тенденции к старению населения, относительно нового для Якутии явления. Нарастание деформации возрастной структуры населения сказывается на увеличении диспропорции полов, сокращении числа брачных союзов. И как следствие, одним из существенных моментов современной рождаемости в республике является рост внебрачных рождений. В отдельных улусах доля "внебрачных" детей доходит до 60%. Необходимо отметить, что данное явление характерно как для городской, так и для сельской местности (по данным за 2005 г. 38,6 % городских детей республики и 37,7 % сельских - рождены вне официально зарегистрированного брака). В силу специфики своей деятельности в качестве заместителя Председателя Федерации профсоюзов Республики Саха (Якутия) я остановлюсь на таком экономическом показателе качества жизни населения, как уровень его доходов, важным составляющим которого, в свою очередь, является заработная плата. В республике наблюдается большая дифференциация размеров заработной платы в различных отраслях экономики, регионах, внутриотраслевая и дифференциация на межулусном (районном) уровне. Самая высокая заработная плата в республике сложилась в добывающих отраслях экономики. На нефтедобыче средняя заработная плата составила 31,4 тыс. руб. (рост за год на 48%), добыче газа - 27,6 тыс. руб. (рост на 40%), добыче угля - 27,2 тыс. руб. (рост на 30%), добыче золота - 20,1 тыс. руб. (рост на 58%). Другая ситуация в бюджетном секторе экономики. В здравоохранении - средняя заработная плата составила 10,9 тыс. руб., в образовании - 9,3 тыс. руб., у работников культуры - 8,1 тыс. руб. Самая низкая заработная плата у нас традиционно складывается у работников сельского хозяйства - 5,3 тыс. руб. Сохраняется и территориальная дифференциация уровня заработной платы. Самая высокая заработная плата складывается в районах размещения предприятий, добывающих полезные ископаемые. Первое место занимает Мирнинский район, где средняя заработная плата работников за 2006 год составила 28,2 тыс. рублей. Далее идут Анабарский район (24,2 тыс. руб.), Ленский район (22,3 тыс. руб.) Оймяконский район (20,8 тыс. руб.), г.Нерюнгри (19,3 тыс. руб.) Самая низкая заработная плата складывается в сельскохозяйственных районах. Например, в Амгинском районе 63,2% работников получают заработную плату ниже среднереспубликанского уровня. В Усть-Алданском - 60,2%, в Верхневилюйском - 59,4%, в Мегино-Кангаласском - 58,2%. У нас существует и внутриотраслевая дифференциация заработной платы. Многие работники получают минимальную заработную плату ниже прожиточного минимума. В отрасли ЖКХ это около 3 тыс. работников. В речном транспорте 15% работников получают заработную плату ниже прожиточного минимума. У многих работников бюджетных отраслей минимальная заработная плата не достигает прожиточного минимума трудоспособного человека. При этом, как показывает практика, на многих предприятиях существует большой разрыв между размером заработной платы руководителей и простых рабочих. Следует также отметить, что сейчас заработная плата перестала зависеть от количества и качества труда. А зависит, прежде всего, от финансовых возможностей субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и работодателей. У регионов различные социально-экономические условия. Например, в Республике Саха (Якутия) около 40% предприятий убыточны, большой дефицит республиканского бюджета (3,5 млрд. руб.). Поэтому, если в г. Москве величина МРОТ с 1 мая будет 5400 руб., то в Республике Саха (Якутия) минимальная заработная плата с учетом районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате составляет 2750 рублей. Специалисты, работающие в районах Крайнего Севера, в тяжелейших природно-климатических условиях получают заработную плату за одну и ту же работу ниже, чем специалисты других самодостаточных регионов. Из десяти регионов Дальневосточного федерального округа по уровню средней заработной платы Якутия занимает шестое место (впереди Чукотка, Сахалин, Магадан, Корякский АО, Камчатка). Существующая отраслевая дифференциация в республике, а также выборочность промышленного освоения полезных ископаемых и их территориальная разобщенность при слабом развитии транспортной сети, предопределившая различие территорий республики по уровню развитости социальной инфраструктуры стала причиной оттока населения из сельской местности. Это, в свою очередь, порождает такое явление, как увеличение числа малонаселенных пунктов. Это, в свою очередь, сдерживает социальное развитие, препятствует созданию даже небольших учреждений обслуживания населения. И все это отражается на показателях рождаемости. Конечно, Республика Саха (Якутия) характеризуется относительно высоким уровнем рождаемости по сравнению со средним российским уровнем и многими другими российскими субъектами. Вместе с тем, анализ динамики рождаемости в республике, начиная с 1994 года, показывает, что общий коэффициент рождаемости существенно снизился: с 21,1%о (промилле) до 14,3%о (промилле). Особенно заметное падение рождаемости наблюдается в сельской местности республики, отличающейся традиционно высоким ее уровнем. Повышение рождаемости в последние пять лет коснулось преимущественно городских жителей, где с 2000 по 2004 гг. общий коэффициент рождаемости вырос на 22,9%. В сельской местности повышение рождаемости оказалось менее значительным - 4,4%. В целом по республике за этот период уровень рождаемости повысился на 14,2%. При этом абсолютное число родившихся в республике возросло в 2004 г. по сравнению с 2000 г. на 11,9%, по городской местности - на 21%, а в сельской местности республики абсолютное увеличение числа родившихся отмечено лишь в 2004 г., оно составило 4% по сравнению с 2003 г. Семьи Республики Саха (Якутия) имеют тенденцию к малодетности. Снижается удельный вес рождений более высоких порядков: четвертых с 5,9% до 2,9% по городу и с 12,4% до 10,1% по селу, и особенно пятых и более поздних рождений в сельской местности республики с 31,8% в 1960 году до 7,9% в 1998 году. Можно сделать вывод, что в республике осуществляется переход к новому типу рождаемости, характеризующемуся более низкими ее коэффициентами, повышением среднего возраста матери при рождении, уменьшением вероятностей увеличения семьи, увеличением доли детей низкой очередности рождения. Современный уровень рождаемости в республике оценивается как низкий и его сохранение в течение длительного времени приведёт к абсолютному уменьшению численности населения и, как следствие, неблагоприятной возрастной структуре. Поэтому необходимо принимать меры, которые должны носить в большей степени компенсационный характер, играть роль амортизатора, смягчающего воздействие экономического кризиса на уровень жизни семей с детьми. Особенно целесообразно уделять внимание молодым семьям, от уровня детности которых будет зависеть будущее воспроизводства населения республики. Особенно данная проблема актуализируется в связи с перспективами экономического развития республики, связанного со строительством железной дороги, развития добывающей промышленности, освоения проекта трубопровода "Восточная Сибирь-Тихий океан", создания гидроэнергетического комплекса в Южной Якутии. Данные перспективы развития требуют увеличения численности трудоспособного населения республики. В области смертности населения в последние годы в Якутии отмечается стабилизация. Коэффициент смертности ниже, чем в целом по РФ. Особую социальную значимость имеет младенческая смертность. В целом за 1990-2005 гг. младенческая смертность значительно снизилась. Этому способствовала реализация целого ряда государственных программ и целевых проектов, направленных на предупреждение младенческой смертности, повышения качества медицинского обслуживания беременных женщин, новорожденных. Вместе с тем, серьезной проблемой, влияющей на характер естественного движения населения, остается т.н. сверхсмертность мужчин. На протяжении многих лет показатели смертности мужчин выше, чем у женщин. Наибольшее превышение смертности мужского населения над женским характерно для трудоспособных возрастов 20-49 лет (от 3-х до 4-х раз). В результате неблагоприятной обстановки со смертностью продолжительность жизни в республике все еще остается ниже, чем в России. Хотя за 2000-2005 гг. продолжительность жизни несколько возросла, но все еще остается ниже, чем в среднем по России, за исключением женского населения. Вопросы преждевременной смертности связаны с доступностью и качеством медицинской помощи населению, а также с формированием здорового образа жизни, что требует к себе особенного внимания как со стороны органов государственного управления, так и со стороны самого населения. Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что решение демографических проблем необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с задачами повышения качества жизни населения. И в этой связи, важным представляется преодоление высокой дифференциации регионов Российской Федерации по качеству жизни населения. Повышение благосостояния россиян, являющаяся ключевой целевой установкой развития страны, должно сопровождаться активизацией процессов по сглаживанию межрегиональных различий в условиях их проживания. От скорости развития позитивных сдвигов в качестве жизни непосредственно зависят и положительные изменения в социальной характеристике самого населения (продолжительности жизни, состояния здоровья, склонность к воспроизводству, уровень образования и т.д.). В этих целях необходима разработка мер законодательного, исполнительного характера на основе осуществления социально-экономического мониторинга, способного своевременно отслеживать точки наиболее социального напряжения, а также меняющиеся потребности населения. Результаты такого мониторинга могут стать основой для разработки программы действий, которые бы наиболее мягко способствовали преодолению имеющихся в социальной сфере того или иного региона негативных явлений. Такой мониторинг должен включать такие важные составляющие, как мониторинг вклада территории в решение межтерриториальных и федеральных проблем, мониторинг хода реформ в регионе, мониторинг социально-экономического потенциала территории и эффективности его использования.

30.05.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/870

Док. 445875
Перв. публик.: 30.05.07
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 301

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``