В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О реализации экологической политики в Республике Саха (Якутия) Назад
О реализации экологической политики в Республике Саха (Якутия)
Выступление члена Общественной палаты РФ Кириллиной В.И. на пленарном заседании Общественной палаты РФ по вопросу "Об экологически устойчивом развитии России", 9 февраля 2007 года Уважаемый Евгений Павлович! Уважаемые коллеги! Республика Саха (Якутия), одна из крупнейших территорий в составе Российской Федерации, занимает огромную площадь в 3103,2 тыс. км2 на северо-востоке Евразии. Практически вся территория республики располагается на мощном щите многолетнемерзлых пород, известных как вечная мерзлота. Якутия обладает огромными запасами полезных ископаемых, в связи, с чем горнодобывающая промышленность является ведущей отраслью экономики. Население около 950 тыс. человек. На сегодняшний день более 90% территории республики не затронуто промышленным и иным освоением и представляет собой экосистемы с ненарушенным естественным ходом природных процессов. На долю Республики Саха приходится свыше 30% нетронутой хозяйственной деятельностью дикой природы России или более 10% дикой природы всего мира. Наличие огромных массивов нетронутой природы дают нам право считать Якутию уникальным достоянием человечества, резервом биосферы планеты. Сегодня нет сомнения в том, что издержки управления прошлых лет при абсолютной монополии государственной собственности на средства производства и природные ресурсы, глубоко укоренившаяся безответственность за экологические последствия своей деятельности, технологическая отсталость производства, отраслевой монополизм, неразвитость общественного экологического контроля, менталитет покорителя природы привели к снижению защитных и самовосстановительных возможностей хрупкой природы Арктики, Теперь выясняется, что дальнейшее безопасное развитие Арктики возможно только в режиме надежности и устойчивости. Одним из главных условий устойчивого развития является наличие здоровой и богатой природной среды. Природе Антарктиды повезло больше, чем Арктической. К настоящему времени она надежно защищена целым рядом работающих международных соглашений и конвенций, демонстрирующих единство взглядов человечества на ее будущее. В то же время такого единодушного консенсуса по отношению к Арктике сейчас не существует. Единственным работающим документом, чья сфера влияния охватывает всю Арктику, было и остается Соглашение по охране белого медведя, подписанное в 1975 г. Тем не менее, осознание необходимости сохранения обширного региона Дикой природы в северном полушарии для будущих поколений породили неправительственные объединения северных территорий - Северный Форум, Арктический Совет, учредителями которого являются Канада, Россия, США, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия и Исландия, Рованьемскую Стратегию охраны окружающей среды Арктики, Международный Арктический научный комитет и др. Республика Саха (Якутия), как составная часть Арктики в пределах единого циркумполярного экологического пространства, осуществляет государственную экологическую политику, по следующим принципам общечеловеческого значения: Во-первых, не навреди живой Природе, ибо она твоя родная мать и ты лишь дитя ее. Во-вторых, не истощай Природу, ибо ее блага - достояние и будущих поколений. В-третьих, береги Природу, относись к ней ответственно, ибо беды, ниспосланные тобой Природе, обернутся против тебя же и твоих потомков. В-четвертых, помогай Природе залечивать тобою же нанесенные раны. На этих простых и близких каждому принципах и благородных природосберегающих традициях народов Севера основывается главное положение экологической политики, согласно которому поддержание социально-экономической, духовной и экологической безопасности жизни нынешних якутян ни в коей мере не должно ущемлять интересы будущих поколений. В республике создана гибкая единая система государственного управления и контроля в области сохранения, восстановления и воспроизводства Живой Природы. Создано и с 1994 г. работает Министерство охраны природы РС(Я). С 2007 года на министерство возложено исполнение полномочий по водным, лесным отношениям, экологической экспертизе. Создана республиканская нормативная правовая база и осуществлено её приведение в соответствие с федеральным законодательством. За 2002-2006 годы приняты 11 законов, 1 указ Президента РС (Я), 125 постановлений и распоряжений Правительства РС (Я) в области охраны окружающей среды. Усилен государственный экологический контроль и повышена эффективность применения природоохранного законодательства при его проведении, реализован принцип бассейнового и территориального управления охраной окружающей среды. Осуществляется поэтапная экологизация производства, экономики. На смену экологически нецелесообразным старым технологиям в промышленности, в аграрном секторе, в коммунальном хозяйстве со временем придут новые ресурсосберегающие, природоохранительные экологически безопасные новые технологии. Принята Государственная Целевая Программа "Охрана окружающей Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы", которая Президентом республики включена в перечень приоритетных программ. АК "АЛРОСА" (ЗАО) разработана и утверждена "Комплексная программа по улучшению экологической обстановки в зоне деятельности АК "АЛРОСА" (ЗАО) на 2006 - 2010 годы". В области охраны и обогащения биологического разнообразия проводится целенаправленная работа. Принята республиканская программа "Реализация государственной экологической политики Республики Саха (Якутия) в области обогащения биоразнообразия флоры и фауны". Ведутся работы по введению в зоокультуру овцебыков, кабарги, изюбря. Площадь особо охраняемых природных территорий Якутии составляет 883258 квадратных километров, или 28,5 % территории республики. Функционирует региональная система государственного учета и контроля радиоактивных веществ и отходов в рамках российской системы. Развивается международное сотрудничество в области охраны природы в рамках проектов Всемирного фонда Дикой природы - WWF, ПРООН, ГЭФ, Северного Форума, Арктического Совета, ЮНЕСКО и др. Приведенные выше основные положения Государственной экологической политики и Экологического строительства Республики Саха показывают, что государственная поддержка охраны природы приносит ощутимые плоды. С другой стороны, ряд весьма острых экологических проблем, требующих незамедлительного решения остается не решенным из-за отсутствия федерального целевого финансирования. Не придается должного внимания на федеральном уровне экологизации производства, безотходным технологиям и созданию действенной ведомственной системы контроля состояния окружающей среды на предприятиях. Республика при всем своем желании не в силах решить этот гигантский блок вопросов, входящих в компетенцию уполномоченных на то федеральных органов. Несмотря на весомый вклад в области охраны природы отдельно взятой части России, остаются нерешенными серьезные экологические проблемы в целом. Возьмем, к примеру, проблему трансграничных переносов загрязняющих веществ. Практически все страны Европейского сектора Арктики страдают от кислотных осадков, переносимых воздушными массами из промышленных регионов Западной Европы. Весьма серьезной остается проблема охраны мигрирующих птиц и животных. В арктических регионах Северо-востока Азии наблюдается тенденция к снижению численности перелетных птиц. Некоторые виды птиц уже сегодня находятся на грани исчезновения. Происходящие сегодня процессы глобального изменения климата, наиболее заметные в высоких широтах, завтра достигнут густонаселенных регионов, расположенных в зоне умеренного климата и субтропиков. Сегодня мы имеем уникальную возможность взяться за решение хотя бы некоторых из основных проблем. Своевременное решение наиболее острых экологических проблем позволит вплотную подойти к устойчивому развитию не только Якутии, но и России в целом. Уже сегодня необходимо перейти к конкретным действиям по охране природы России. Большим блоком вопросов, требующих незамедлительного решения является воспитание нового человека, живущего в согласии с законами природы. На самом деле, переход от сознания покорителя природы к осознанию необходимости гармоничного сосуществования с ней является на данном этапе одним из самых критических моментов охраны природы. Гармония в отношениях между обществом и природой может быть достигнута через создание такого режима эколого-экономической системы и хозяйствования, при котором экономическое развитие не приведет к ухудшению природной среды. Реализация целей принимаемых планов будет основываться на решении следующих основных задач на государственном уровне: - на основе эколого-экономических подходов осуществление оптимизации структур основных производств и отраслей хозяйствования, обеспечивающей воспроизводство возобновляемых и экономию невозобновляемых природных ресурсов, сохранение окружающей среды в целом; - формирование экономических и финансово-кредитных механизмов платного природопользования, адекватных системе рыночных отношений; - проведение последовательной планомерной минимизации имеющихся негативных воздействий человека на природу. Для выполнения указанных задач необходимо создать целостную систему экономики природопользования, финансирования природоохранной деятельности, разработать экономические методы управления охраной природы и природопользованием, которые бы позволили в полной мере обеспечить финансирование природоохранной деятельности. Усиление экономических "рычагов" должно способствовать установлению партнерских отношений между государством и хозяйствующими субъектами, одновременно стимулируя их к созданию на предприятиях эффективных систем менеджмента, обеспечивающих экологическую безопасность, конкурентоспособность и устойчивое положение на рынке. Необходимо совершенствовать механизмы платы за негативное воздействие на окружающую среду, административных штрафов, экологического страхования посредством воссоздания экологических фондов, которые бы способствовали целевому использованию "экологических" поступлений. Восстановление экологических фондов было рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ по итогам решения третьей конференции "Нормативно-правовое обеспечение природоохранной деятельности субъектов Российской Федерации" 19 ноября 2002 г., проведенной Советом Федерации РФ. К сожалению, сложившееся в России налоговое и бюджетное законодательство не позволяет в ближайшее время претворить в жизнь это предложение. На наш взгляд, средства, поступающие от экологических платежей должны использоваться с целевым назначением в полном объеме на приращение и возобновление ресурсов и на природоохранные мероприятия, что в полной мере согласуется с решением конференции "Проблемы нормативно-правового обеспечения внедрения современных систем экологического управления на предприятиях, проведенной Советом Федерации 29 января 2004 года. По итогам конференции Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления было рекомендовано при формировании проектов бюджетов соответствующих уровней в полной мере направлять платежи за негативное воздействие на окружающую среду на финансирование природоохранных мероприятий, в том числе государственной экологической экспертизы, государственного экологического мониторинга и контроля, экологического аудита и внедрения систем управления окружающей средой..." В настоящее время следует искоренить практикуемый опыт "растворения" платежей в общих бюджетных доходах. Они должны выделяться строго по целевому назначению, то есть необходимо создать в соответствии с законодательством РФ в составе бюджета фонд денежных средств за счет доходов специального назначения или в порядке отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений, используемый по отдельной смете. Следует отметить, что до сих пор не принят Федеральный Закон "О плате за негативное воздействие на окружающую среду". Осуществляемая в этой области плата при отсутствии соответствующего закона противоречит положениям Конституции РФ, согласно которой любая плата должна осуществляться на основе закона. Финансово-экономические методы регулирования природопользования действуют через системы платежей, налогов и штрафов. К системе применяемых санкций относятся и иски за нерациональное использование природных ресурсов, за аварийное загрязнение (залповые аварийные выбросы и сбросы опасных загрязнителей, несоблюдение мер экологической безопасности и др.). В обновленном виде нужно возродить ранее существовавшую практику льготного налогообложения для предприятий за "экологизацию" производства. Необходимо также определить перечень объектов, с которых нецелесообразно взимать плату за негативное воздействие на окружающую среду. К их числу можно отнести следующие предприятия: имеющие отходы сельскохозяйственного производства, подлежащие переработке на основе экологически безопасных технологий для дальнейшего использования; осуществляющие выбросы и сбросы химических веществ и микроорганизмов, физические воздействия на окружающую среду в пределах нормативов, обеспечивающих сохранность окружающей среды; вырабатывающие отходы производства и потребления, при условии их хранения на собственных обустроенных в соответствии с требованиями экологической безопасности объектах, в целях последующего использования и обезвреживания. Специфические условия природноресурсных регионов определяют особенности развития промышленности. Для достижения устойчивого и экономически целесообразного развития экономики требуется внедрение современных технологий добычи и первичной переработки природных ресурсов. В преддверии проектирования и строительства нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий Океан", а также строительства каскада гидроэлектростанций, необходимо законодательно определить механизмы компенсации территориям ущерба окружающей среде объектами федерального подчинения.

17.04.2007
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/841

Док. 445859
Перв. публик.: 17.04.07
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 247

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``