В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Социальное партнерство, как эффективная форма взаимодействия общественности и власти, в укреплении семьи и решении демографической проблемы Назад
Социальное партнерство, как эффективная форма взаимодействия общественности и власти, в укреплении семьи и решении демографической проблемы
Выступление члена Общественной палаты РФ, председателя Союза женских организаций РС(Я) Кириллиной В.И. на круглом столе "Роль общественности в укреплении семьи, решении демографической проблемы" 14 декабря 2006 года Социальное партнерство, как эффективная форма взаимодействия общественности и власти, в укреплении семьи и решении демографической проблемы Необходимость диалога и партнерства между властью и гражданским обществом была подчеркнута Президентом Российской Федерации В.Путиным на Гражданском Форуме, состоявшемся 21-22 ноября 2001 года в г.Москве. В своем выступлении В.Путин сказал: "Без действительно партнерских отношений между государством и обществом не может быть ни сильного государства, ни процветающего благополучного общества: здесь нужен диалог на равных". Как Вы знаете, по инициативе Президента РФ В.Путина была создана и с этого года начала свою работу Общественная палата РФ. 22 января т.г. на первом пленарном заседании Общественной палаты РФ В.В.Путин сказал: "Сегодня мы фактически подводим черту под важным организационным этапом - созданием принципиально новой структуры, призванной содействовать развитию гражданского общества, структуры, которая, как я надеюсь, станет площадкой для согласования позиций по существенным вопросам государственной политики и сформирует на этой основе сугубо демократические инструменты сотрудничества общественности и государства, органов власти и управления". Также он сказал: "Для меня, как для главы государства России важно, чтобы уважение общественного мнения, уважение интересов и потребностей конкретного человека стали ключевым ресурсом повышения эффективности работы власти на всех уровнях". В республике на принципах социального партнерства с 2002 года действует Общественно-консультативный совет при Президенте Республики Саха (Якутия), в состав которого входят 43 лидера политических партий, общественных объединений республики. Президентом Республики Саха (Якутия) В.Штыровым, Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) был подписан Договор о взаимодействии с региональными отделениями политических партий, общественными объединениями граждан. Тема сегодняшнего нашего круглого стола "Роль общественности в укреплении семьи, решении демографической проблемы". Реализация государственной семейной политики, демографической политики связана с постоянным взаимодействием органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, изучением их реальных проблем, т.е. строится на основе принципов социального партнерства. Политику выстраивает власть, но она теряет контроль над ситуацией, если перестает получать обратные сигналы, а их, как правило, представляют общественные объединения, ибо они выражают интересы граждан республики. Актуальность темы семьи, детства и демографической ситуации вызвана четким пониманием сегодняшних проблем, имеющихся в обществе. В последнее время много говорится о демографических проблемах, о путях их решения, обозначенных Президентом РФ В.Путиным в своем Послании Федеральному Собранию, о повышении рождаемости, уменьшении смертности, миграции. Президент сделал особый акцент на семью. И не только на ее материальную поддержку, но и на повышение престижа семьи, возрождение ее ценностей. Без решения этих проблем трудно добиться улучшения демографической ситуации и говорить о социальном прогрессе страны. Отрадно отметить, что федеральная власть в целях реализации Послания Президента РФ сделала значительные шаги в осмыслении проблемы семьи, детства, демографической ситуации, вырабатывает конкретные меры, конкретные направления работы, часть которых представлена в национальных проектах, которая опять же закладывается не на один, не на два года, а на многие годы вперед. Есть проекты, которые предлагаются общественностью, субъектами Российской Федерации. 5 декабря 2006 года Президентом РФ В.Путиным подписан Федеральный Закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной поддержки граждан, имеющих детей", который был принят 15 ноября Государственной Думой РФ и 24 ноября одобрен Советом Федерации. Также подписан Федеральный Закон " О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". 7 декабря 2006 года Правительство РФ распоряжением No 1688-р утвердило план подготовки нормативных актов по реализации приоритетных национальных проектов в 2007 году. В регионах формируется опыт практической организации этой работы, выстраивается система работы по решению проблем в семейной политике, организации политики в отношении детства во всех его аспектах, в решении демографических проблем, идет дискуссия в плане важности этой проблемы. В этой многогранной работе огромна роль взаимодействия власти и общественности. Система социального партнерства представляет собой взаимодействие ряда заинтересованных сторон с целью создания благоприятной социальной обстановки на территории Республики Саха (Якутия). В этом смысле в качестве партнеров могут выступать органы государственной власти и местного самоуправления, юридические лица, некоммерческие организации и объединения граждан. Мотивация участников такого рода взаимодействий может быть различной, но их связывает общая цель - создание и поддержание высокого социального уровня жизни республики. Проблемы развития социального партнерства между органами государственной власти и органами местного самоуправления и общественными объединениями являются в настоящее время актуальными. Законодательная база, регулирующая проблемы социального партнерства постоянно развивается. Это: Трудовой Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "Об общественных объединениях", Закон Российской Федерации "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", Закон Республики Саха (Якутия) "О социальном партнерстве в Республике Саха (Якутия)", законы о социальном партнерстве в субъектах Российской Федерации. На принципах социального партнерства работает Межведомственная комиссия по реализации программ и планов действий по улучшению положения семьи, детей, женщин, реализации демографической политики и формирования здорового образа жизни населения Республики Саха (Якутия), также аналогичные улусные (городские) комиссии. Социальное партнерство выступает как основа взаимоотношений между гражданами, их общественными объединениями, государственными и муниципальными органами власти с целью обсуждения, выработки и принятия решений по социально-значимым вопросам развития семьи, улучшения положения женщин и детей и выражающиеся во взаимных консультациях, переговорах, совместной деятельности и достижении поставленных целей. Организация совместной работы строится на следующих принципах: - уважение и учет интересов всех участников взаимодействия в рамках социального партнерства; - обеспечение социального партнерства на демократической основе; - реальность обеспечения принятых обязательств; - обязательность исполнения достигнутых договоренностей; - ответственность сторон за невыполнение принятых обязательств. В настоящее время Комитет, как координатор и организатор реализации государственной семейной, демографической политики, по всем направлениям деятельности сотрудничает с более 600 общественными объединениями: детскими, молодежными, женскими, ветеранскими, профессиональными и др. Все основные базовые нормативные документы реализации государственной семейной политики разрабатывались с привлечением представителей общественных объединений: Концепция семейной политики в республике, Концепция демографической политики, Законы РС(Я) "Об уполномоченном по правам ребенка в РС (Я)", "О профилактике злоупотребления алкогольной продукции в РС (Я)", "Об охране общественной нравственности" и др. Все изданные за 1990-2006 годы Указы и распоряжения Президента РС (Я), постановления и распоряжения Правительства РС (Я), в которых закреплены меры по улучшению положения семьи, женщин и детей. Одной из организационных форм стало объявление Года семьи (1993-1994 гг.), Года детства и детского спорта (1999-2000 гг.), Года здоровой семьи (2003-2006 гг.). Такая форма обеспечила преемственность в содержании проводимой политики, в системе принимаемых мер, а главное - помогла консолидировать усилия и действия различных государственных структур, хозяйствующих субъектов, общественных формирований и отдельных граждан на достижение одной цели - улучшение положения семьи. Для организации более тесного взаимодействия с различными ведомствами, организациями, общественными объединениями созданы общественные советы, в которые входят представители министерств и ведомств, общественных организаций и ученые. Оправдали себя такие формы сотрудничества: как соглашения, "круглые столы", конференции, конкурсы, совместные программы и мероприятия, а также поддержка Комитетом программ общественных организаций и проводимых ими мероприятий. Данные формы взаимодействия показали, насколько эффективно решаются многие проблемы, когда потенциал общественных объединений получает поддержку и включается в совместную работу. В целях усиления внимания органов государственной власти, местного самоуправления и широкой общественности к проблемам семьи, женщин, детей, к повышению роли женщин в общественно-политической жизни, экономической и культурной жизни республики в 1999 году Комитетом было подписано Соглашение о совместной деятельности с Союзом женских организаций РС (Я). Сегодня мы отмечаем активизацию женского движения республики: во всех населенных пунктах республики созданы и работают женские советы, ассоциации, клубы по интересам и проблемам - всего 23 республиканские женские организации - 35 улусных и городских женских советов и комитетов, 332 наслежных женских совета, 138 клубов. Они - основная общественная сила в организации работы среди семей, женщин, отцов и детей. За прошедшие годы женские общественные организации приложили много сил для поднятия авторитета матери, отца, престижа семейного образа жизни. Ярким примером является участие в учреждении государственных наград для матерей и женщин: Знак Высшей благодарности матери, Знак "Материнская слава". Для награждения женщин-активисток женского движения республики учрежден Почетный знак имени Софьи Сидоровой. Являясь выразителями интересов различных слоев общества, женские общественные объединения республики проводят разнообразную работу. Это и помощь многодетным семьям, матерям-одиночкам и инвалидам, расширение возможностей трудоустройства и занятости, правовая защита и психологическая поддержка женщин, подвергающихся насилию в семье, гендерное просвещение и образование, информационное обеспечение и консультативные услуги и т.д. Самоорганизация и самоотверженность - основные принципы деятельности женского движения республики. Такой принцип работы женских организаций дает положительные результаты, приучает к самостоятельности, дает простор личной творческой инициативе женщин, возможность принятия большей ответственности и конкретных действий. Одним из самых значимых результатов взаимодействия является участие женских общественных организаций в разработке и принятии Правительством Республики Саха (Якутия) Плана действий по улучшению положения женщин в Республике Саха (Якутия) на 2002-2006 годы и на 2007-2011 годы. В рамках реализации Плана на 2002-2006 гг. проводился республиканский смотр-конкурс женских общественных организаций. В 2003 году Правительство РС(Я) учредило гранты для социально значимых проектов женских общественных организаций. Женщины республики, начиная с 2003 года, получают женский журнал "Якутяночка". С 2001 года действует Женский общественный университет для подготовки лидеров женского движения и т.д. Последовательно проводимая совместная работа содействовала усилению поддержки материнства, повышению статуса женщины-матери, престижа материнства. Проводимый с 2002 года республиканский фестиваль "Семья года" под девизом "Труд и здоровье", на котором 10 лучшим семьям республики вручаются Премии Президента нашей республики, получил особую популярность. Эта форма работы с семьями позволила расширить взаимодействие с общественными объединениями и показать самые разнообразные по укладу жизни семьи. Комитетом поддерживается деятельность общественных объединений отцов и мужчин, клубов "Суорумньу", общественных молодежных организаций по борьбе с алкоголизмом, правонарушениями и преступностью, физкультурно-оздоровительных клубов по месту жительства, школ здоровья лечебных учреждений, семейных клубов. Для повышения престижа отцовства учрежден праздник День Отца, ежегодно проводятся республиканские соревнования отцов "А5а курэ5э". Для поощрения отцов республики учрежден Знак "Ытык а5а" ("Почетный отец"). Их торжественное вручение становится знаменательным событием не только самой семьи, но и праздником для всей родни, наслега, улуса, города. В 2003 году состоялся Форум общественности республики, посвященный старту Года здоровой семьи под девизом "Труд и здоровье". Объединению усилий государства, общества и самих семей способствует организация различных конкурсов. В целях развития и совершенствования работы семейных бригад как одной из форм социального партнерства по организации летней занятости и отдыха детей организуется конкурс семейных бригад, конкурс Центров социальной помощи семье и детям, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей, конкурс общественных объединений по работе с несовершеннолетними по месту жительства (клубы по интересам), конкурс пилотных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, конкурс семейных клубов, конкурс улусных и городских проектов развития семьи. Кроме того используется такая форма работы, как финансовая поддержка гражданских инициатив из средств подпрограммы "Семья" Президентской целевой программы "Семья и дети Республики Саха (Якутия)". Как видим, социальное партнерство в республике отличается разнообразием видов и форм сотрудничества между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями. Таким образом, сегодня мы можем утверждать, что создана действенная система социального партнерства в укреплении семьи, решении демографической проблемы, в которой объединены усилия и власти, и общества, и самой семьи. По итогам реализации государственной семейной политики с участием общественных объединений республики сегодня мы имеем конкретные результаты. В республике увеличилось число родившихся детей, сократилась младенческая смертность, возросла продолжительность жизни. В последние годы стабилизировалось число браков, не увеличивается число разводов. Для отслеживания положения семьи, женщин, детей, проводится постоянный мониторинг. По его итогам готовятся и издаются доклады "О положении семьи в Республике Саха (Якутия)", "О положении в области народонаселения в Республике Саха (Якутия)", "О положении детей в Республике Саха (Якутия)", "О положении женщин в Республике Саха (Якутия). Доклад "О положении детей" имеет статус государственного и издается ежегодно. Сравнительно благоприятная ситуация в области семьи и демографии подтверждается данными 8-го национального Доклада о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2002-2003 гг. По индикатору развития человеческого потенциала Якутия находится на 14 месте среди регионов Российской Федерации. Таким образом, семья, как стабильный социальный институт, сохраняется, развивается при целенаправленной, ресурсно обеспеченной государственной поддержке и активном участии самих членов семьи, общества. В этой работе особо значимо участие общественных объединений, занимающихся решением проблем семьи, детей и женщин.

15.12.2006
http://www.oprf.ru/ru/chambermembers/members/user/100/publications/577

Док. 445848
Перв. публик.: 15.12.06
Последн. ред.: 19.05.08
Число обращений: 304

  • Кириллина Валентина Ивановна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``